Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

Islamskaya_mysl_2_2017

.pdf
Скачиваний:
7
Добавлен:
05.05.2022
Размер:
4.8 Mб
Скачать

Д. В. МУХЕТДИНОВ. О БУДУЩЕМ МУСУЛЬМАНСКОЙ МЫСЛИ

151

 

 

четырех суннитских мазхабов, сумевших выдержать конкуренцию и закре- питьсявправовойпрактикедосегодняшнегодня.

В итоге средневековая арабо-мусульманская ученость всё больше выро- ждаласьвоторванныеотжизни, сугубосхоластические, крючкотворскиеспо- ры, становилась«диалектическимремеслом». Онапересталасоответствовать реальным социальным потребностям, и потому к ней возникло недоверие. В это же время,говорит ал-Джабири, иррациональный элемент в араб- ской культуре перешел в наступление. Он был представлен «герметизмом»: дляал-Джабириэтособирательноепонятие, обозначающеемистическое, ок- культное, недискурсивное и нелогическое знание. Оно также было унасле- довало из Античности и связано с гностицизмом, а свое выражение нашло

всуфийском учении. Ключевую пагубную роль в легитимизации иррацио- нализма сыграл, по мнению марокканскогофилософа, имамал-Газали. Ему удалось зарезервировать для мистицизма и суфизма (к которым ал-Джаби- риотноситсянегативно) почетноеместовкругетрадиционногознания. Тем самым он ослабил позиции рациональности. Сюда же восходит и утвержде- ние дихотомии внешнеевнутреннее (├āхирбā╙ин)15.

Ближайшей целью марокканского автора оказывается поиск причин, почему арабский разум, то есть рационалистическая традиция, во-первых, проиграл мистике борьбу за умы, а во-вторых, перестал создавать что-ли- бо новое. Прогрессивный путь развития, по ал-Джабири, состоит в доми- нировании рационалистического компонента, приводящего к разработке опытного знания о природе. Как видим, эталоном фактически оказывается описание развития европейского знания. Однако объектом арабского тра- диционного знания служила не природа, а тексты. Относительно природы ал-Джабири разделяет ленинский тезис о неисчерпаемости материи вглубь: он говорит о вечном, беспредельном прогрессе в сфере освоения внешне- го мира. С текстами же дело обстоит несколько иначе: коль скоро нам зада- нылингвистическиеиметодологическиеправилаигрыитекстывыстроены

вопределенной архитектонике, через некоторое (пусть и длительное) вре- мя мы исчерпаем все возможности привнести какую-либо новизну или по- смотреть на них «свежими глазами». Взгляд на тексты нельзя изменить так радикально, как мы можем (со сменой научной парадигмы) трансформиро- вать взгляд на природу и ее законы. Ситуацию усугубило и то, что в период эпохи кодификации арабо-мусульманская культура явила блестящие образ- цыобъяснительногознания, которыеоказалоськрайнетруднопревзойтипо- томкам 16. Ониопределилиспособиграницыдальнейшегомышлениявнутри

15Ibid. P. 424.

16Ibid. Pp. 425–426.

152

I. ОБНОВЛЕНЧЕСКОЕ ДВИЖЕНИЕ

 

 

традиции. Ал-Джабири категоричен: никакая алхимия и астрология не мо- гут привести к научному прогрессу, это путь в никуда; и как только в араб- ском мире возобладал суфизм, с разумом было покончено.

Философские идеи, функционирующие в рамках доказательного зна- ния, были заимствованы преимущественно из Древней Греции и состоя- ли из элементов аристотелизма, осмысленных через призму неоплато- нических идей. Со временем мировоззрение, характерное для фальсафы, как бы «окаменело» и обрело черты незыблемой картины мира. Поэтому у арабских авторов не получилось творчески переосмыслить аристотелев- ское наследие, усомниться в нем, дополнить и развить его с учетом новей- ших достижений, как это удалось сделать в средневековой Европе в рам- ках аверроистского направления. Границы канона стали определяющими. После примирения объяснительного знания с озарительным нужда в фи- лософии классического вида отпала.

Примирение это произошло в результате долгой борьбы, определив- шей основную линию напряжения в арабо-мусульманской культуре. Если в древнегреческой философии развитие шло от мифа к Логосу, а станов- ление современной европейской традиции характеризовала борьба опыт- ной науки с клерикализмом, то в исламской цивилизации противоборство шло между суннитской рациональностью, с одной стороны, и суннитским и шиитским мистицизмом, с другой.

Крайне важную роль в развитии знания в арабо-мусульманской циви- лизации играла политика 17. Как полагает ал-Джабири, политика стояла там на том же месте, на котором в европейской традиции равно античной

исовременной находилась наука. Следует напомнить, что в традицион- ном исламе отсутствует как институт церкви, так и дихотомия светского

ирелигиозного. «Поэтому ислам реальный, исторический ислам од- новременно был и религией, и государством»18.

Вопрос о том, почему в арабском обществе не состоялся прорыв к сугу- борационалистическомувидениюмира, практическитождествененвопросу

отом, почему в нем не зародился капитализм: ал-Джабири видит зарожде- ние капитализма прямым следствием торжества рассудка в общественной жизни. По мысли философа, общий упадок, постигший всю исламскую ци- вилизацию в Позднее Средневековье, должен иметь причину в арабском (именно арабском!) разуме. Наука практически не принимала участия в по- литическойжизни, оставаясьнасоциальной обочине. Происходилоэтовне- малой степени потому, что мистикам удалось распространить свое влияние

17Ibid. P. 430.

18Ibid. P. 431.

Д. В. МУХЕТДИНОВ. О БУДУЩЕМ МУСУЛЬМАНСКОЙ МЫСЛИ

153

 

 

на шиитскую общину, которую ал-Джабири считает идеологическим про- тивовесом суннитскому Аббасидскому халифату. Кризис проекта имамата наложил значимый отпечаток на историю арабо-мусульманской цивилиза- ции. Вместо прогрессивной идеологии шиизм оказался дополнен иррацио- нальным «герметизмом», что сформировало фундаментальное противоре- чие между шиитской идеологией и суннитским государством 19.

Вкачествеосновоположниковевропейскойрациональностиал-Джабири называетарабскогооптикаИбнал-Хайсама, первооткрывателякровообраще- ния Ибн ан-Нафиса и основателя эмпирической астрономии 20 в Андалусии ИбнБассаля. Отличительнойособенностьюихподходаявлялосьсовмещение чистоарабскогообъяснительногознания, коренящегосявграмматикеификхе, иантичногодоказательногознания 21. Нотрагедиязаключенавтом, чтоанда- лусскаямудростьоплодотвориланероднуюарабо-мусульманскуютрадицию, а европейскую. Здравый скептицизм и трезвый поиск истины Ибн ал-Хайса- ма оказались заглушены герметическим мистицизмом ал-Газали (жившего несколько позже). Марокканский мыслитель пишет: «Ибн ал-Хайсам нашел логическийиестественнонаучныйпутькнаучнойистине, аал-Газалинашел его в герметическом мистицизмеал-Газали подавлял знание Ибн ал-Хай- сама и его дух рациональной критикиИбн ал-Хайсам был элементом, чу- ждым арабской культуре, и потому не возымел никакого влияния…»22. Важ- нуюрольвстановленииевропейскойрациональностисыгралиандалусский астроном ал-Батруджи, осуществивший, вслед за своими учителями, крити- ку птолемеевской космологии и выдвинувший свою версию устройства ми- роздания, выстроеннуювсоответствиисаристотелевскимучением, чтозало- жило начало новой парадигмеестественнонаучного знания в Европе.

* * *

Для разговора о будущем исламской мысли нами были специально вы- браны фигуры К. Эрнста и М. ал-Джабири. Первый авторитет фунда- ментально образованный востоковед, стремящийся понять ислам таким, какой он есть на самом деле; второй мусульманский интеллектуал, же- лающий объяснить причины упадка блестящей исламской цивилизации.

19 . . 2 .

20Ал-Джабири в своем тексте говорит об эмпирической астрономии, однако, ско- рее всего, речь идет об агрономии. Ибн Бассаль создал в евилье ботанический сад, изучал растения, писал трактаты о сельскохозяйственном деле.

21. . .

22. . .

154

I. ОБНОВЛЕНЧЕСКОЕ ДВИЖЕНИЕ

 

 

Первый великолепно владеет восточными языками и культурным кон- текстом, олицетворяет лучшие гуманистические силы Запада, второй воспитан во французской культуре. Соответственно оба они олицетворяют лучшие силы Востока. Западное востоковедение заметно влияет на мусуль- манскую мысль; нарастает и ответное влияние. По всей вероятности, для исламской мысли будущего окажутся характерны:

Нарастающая диффузия, стирающая цивилизационные границы. Запад уже сталкивается с проблемами Востока, а Восток с проблемами Запа- да. Вероятно, западный исследователь ислама и просвещенный мусульма- нин во многом будут иметь общее мнение.

Осмысление истории межцивилизационных взаимоотношений. В то время как Запад осуществляет постколониальную рефлексию и ревизию своих отношений с мусульманами, Восток предается историософским раз- мышлениям о роли Запада в собственной истории.

Глубокое познание своих собственных корней. К сожалению, немалая часть современных мусульман воспринимает классическую арабо-мусуль- манскую культуру как нечто далекое и внешнее для себя. Слабо изучены локальные варианты исламской цивилизации: индийский, нусантарский, западноафриканский и др. Этот перекос придется исправлять как самим мусульманам, так и вдумчивым исследователям исламского Востока.

Ориентациянагуманистическийпотенциал, заложенныйвклассической арабо-мусульманскойкультуре. Еемощнейшийпросветительскийзаряднепре- меннобудетоживленвследствиевсехтолькочтоописанныхнамипроцессов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

Золотухин В. В. Между кочевьем и троном: политическая философия Ибн Хальдуна // Исламская мысль: традиция и современность. 2016. 1.

М.: Медина. С. 520–544.

Фролова Е. А. Арабская философия: прошлое и настоящее. М.: Языки славянских культур, 2010.

Шараф ад-Дӣн Х. Ибн Халдӯн. Бейрут: Мактабат ал-Хилал, 1977. Шарль-АндреЖ. ИсторияСевернойАфрики. Тунис, Алжир, Мароккоот арабскогозавоеваниядо1830 года. М.: Изд-воиностраннойлитературы, 1961. Эрнст К. Следуя за Мухаммадом. Переосмысливая ислам в современ-

ном мире. M.: Садра, 2015.

Al-Jabri M. A. The Formation of Arab Reason. Text, Tradition and the Construction of Modernity in the Arab World. London, I. B. Tauris, 2011.

II

РОССИЙСКАЯ

БОГОСЛОВСКАЯ

ШКОЛА

А. Ю. Хабутдинов

(Российский государственный университет правосудия, г. Казань)

РЕФОРМЫ ОБРАЗОВАНИЯ У МУСУЛЬМАН РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ НОВОГО ВРЕМЕНИ: ОТ ХУСАИНА ФАИЗХАНОВА

ДО ИСМАИЛА ГАСПРИНСКОГО

В 1850–1860-х гг. произошел ряд реформ и связанных с ними действий центральных властей, принципиально изменивших положение мусульман округа Оренбургского магометанского духовного собрания (ОМДС). Татар- ские ратуши Казани и Каргалы, служившие общенациональными центрами торговой буржуазии, были упразднены. С 1865 г. пост муфтия ОМДС за- нимают светские деятели. Несмотря на то что по Указу о создании ОМДС 1788 г. и Своду законов Российской империи территория его распростране- ния охватывала всех российских мусульман, кроме крымских татар, в 1867 г. из округа ОМДС были выведены казахи, а мусульмане Северного Кавка- за, Закавказья и Туркестана не были к нему присоединены.

26 марта 1870 г. император Александр II утвердил «Правила о мерах к образованию населяющих Россию инородцев». В них утверждалось, что конечной целью политики образования «всех инородцев, живущих в пре- делах нашего отечества, бесспорно, должно быть обрусение их и слияние с русским народом»1. В реальности Правила обозначали создание классов по изучению русского языка при медресе. Реформы Александра II предо- ставили реальную возможность развития светских институтов татарско- го общества. Наиболее ценным нововведением для татар-крестьян стала

1 Правила о мерах к образованию населяющих Россию инородцев, высочайше утвержденные 26 марта 1870 г. // Сборник постановлений Министерства народного просвещения. СПб., 1884. С. 673

158

II. РОССИЙСКАЯ БОГОСЛОВСКАЯ ШКОЛА

 

 

отмена в 1859 г. лашманской повинности. После отмены крепостного пра- ва крестьяне получили возможность ухода из общин и свободу деятельно- сти. В 1865 г., с упразднением кантонной системы, аналогичное явление происходит у башкир. Результатом реформ стало уменьшение земельных фондов, особенно в Приуралье. В рамках городской реформы мусульмане могли составлять только четверть гласных городских Дум, что фактически даже превышало процент мусульманского населения в крупных городах Волго-Уральского региона. Сословная система выборов в земство приво- дила к тому, что мусульмане всегда составляли в них меньшинство. Тем не менее участие татар в работе земств и городских Дум, обучение мусуль- манской элиты русскому языку и возросшая мобильность населения стали важными факторами изменений. Постараемся понять, как лидеры россий- ских мусульман стремились их использовать в 1860–1870-е гг.

Х. Фаизханов так оценивает сложившуюся ситуацию: «Одним из зако- нов российского государства, правильность которого подтверждена мно- гими веками, является помощь религиям. В частности, много возможно- стей дано исламу. В совсем не мусульманской стране для решения вопросов уммы Мухаммада открыты суды, назначены муфтии и кади из мусульман, им назначено жалование из государственной казны. И им разрешено ис- полнять мусульманские нормы»2.

Наряду с функционированием ОМДС как государственного институ- та обеспечивается деятельность системы образования на его территории: «Богатые люди оказали во славу религии помощь ученым, и они вновь на- чали распространять знания и просвещение. И вот, в результате стараний таких людей, сейчасу нас есть большие ученые, мударрисы, у нас есть большое количество медресе, в которых обучаются многочисленные шакир- ды!.. Среди нас есть богатые люди, владеющие миллионами рублей. Они без какого бы то ни было принуждения выплачивают вмененный им ша- риатом закят, помимо этого добровольно жертвуют большие суммы. Так- же усилиями наших богачей и мулл год от года в каждой деревне строятся мечети и медресеСтараниями мулл треть мужчин и женщин из просто- народья, даже половина из них, умеет писать и читать»3.

Какжедвигатьсявперед? Х. Фаизхановпосвящаетсвойосновнойпроект реформы образования реформе медресе. Он прямо писал, что в «этом ме- дресе шариатские науки, восточные языки, некоторые гимназические дис- циплины, например математикаи некоторыеразделыгеометрии, история ис- лама и логика преподаются на татарском языке, остальные предметы на

2Фаизханов Х. Ислəхымəдарис// Тарихи-документальҗыентык. Казань, 2006. С. 43.

3Фаизханов Х. Рисалə // Тарихи-документаль җыентык. Казань, 2006. С. 74–75.

А. ХАБУТДИНОВ. РЕФОРМЫ ОБРАЗОВАНИЯ У МУСУЛЬМАН РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ

159

 

 

русском»4. В медресе мусульманская юриспруденция и арабская филоло- гия должны были преподаваться в течение 10 лет (5 классов). Через 3 клас- са обучения предполагалось разделение на 2 группы. Учащиеся духовного отделения становились муллами без сдачи экзамена в Духовном собрании, причем они фактически приравнивались к русскому духовенству и осво- бождались от налогов и службы в армии. Тем самым должна была обра- зоваться группа имамов и мударрисов, независимая от произвола ОМДС

ипринадлежавшая к привилегированным слоям. Вторая группа должна была получать образование по образцу русской гимназии и иметь право поступления в университет.

Х. Фаизханов делает основную ставку на имамов, параллельно получав- ших религиозное и светское образование: «… хорошо зная русский язык

ичитая после окончания медресе русскоязычные книги (поскольку русская литература очень богатая), они могут совершенствовать свои знанияОни станутпричинойпрогрессамиллионовмусульман, … простойнародзаинте- ресуетсярусскимязыком, количествознающихегоувеличится, и, оставаясь крепкимивисламе, онибудутболеевернымироссийскомугосударствуина- родуисмогутиспользоватьвсевозможности, предоставляемыевластямиСегодня, когда есть законы о земстве, утвержденные с целью привить наро- ду свободу, и много других либеральных законов. Несчастные татары не по- нимают смысла этого, не знают о будущей пользе»5. Идея самоуправления была особенно близка Х. Фаизханову: «Сегодня государство хочет передать дела, касающиесянародов, всегообщества, введениесамихлюдей. Поэтому сейчас создаются земства. В каждой области будут собраны народные пред- ставительства, которые будут заниматься делами обществаЕсли муллы будут владеть русским языком, то, зная наши цели и задачи, они смогут за- щищать их. От этого было бы много пользы и для нашей религии, и для на- шейжизни»6. Такимобразом, возникаетвнешнепарадоксальнаяидея, когда

ворганахсветскогосельскогосамоуправлениямусульмандолжныпредстав- лять их духовные лидеры. Именно владение мусульманским и одновремен- но светским русскоязычным образованием должно было обеспечить леги- тимность этой новой группы общественных деятелей.

Поэтому «шакирды, окончившие медресе и прошедшие экзамен, по- вторно в Духовном управлении не экзаменуются, и если появится вакансия

вобщине, то где угодно (только Казань, Петербург, Москва и еще несколько

4Фаизханов Х. Ислəхы мəдарис. С. 47.

5Там же. С. 47–48.

6Фаизханов Х. Рисалə. С. 97.

160

II. РОССИЙСКАЯ БОГОСЛОВСКАЯ ШКОЛА

 

 

городов могут быть исключением), даже без согласительных бумаг от на- селения махалли имеют право быть имамамиЕсли эти шакирды будут имамами, то необходимо, чтобы они открыли школы и обучали русскому и татарскому языкам, шариату»7. Здесь речь идет о фактическом выстраи- вании вертикали образования, опирающейся на этих имамов выпуск- ников медресе.

Проект Фаизханова не был осуществлен, но правительство в 1876 г. создало светское учебное заведение для подготовки мусульманской ин- теллигенции Казанскую татарскую учительскую школу. Здесь место преподавателя исламского вероучения занял Ш. Марджани. Деятель- ность Ш. Марджани в качестве вероучителя в КТУШ вызвала протесты практически всего мусульманского населения Казани. Фактически только санкционирование им в качестве ахуна Казани мусульманского характера КТУШ давало возможность для поступления и обучения там мусульман. Ш. Марджани говорил: «В свое время правительственные чиновники обе- щали нам, что в Школу будут приниматься только шакирды, достигшие уровня изучения Таузыйхаи Муллы Джаллала“, и потом они будут вы- полнять обязанности имамов». Таким образом, Ш. Марджани стремился возродить проект Х. Фаизханова хотя бы на уровне центра подготовки од- новременно учителей и мударрисов. Он был противником параллельного существования министерской школы и мектеба и стремился к их объеди- нению в лице мударриса и учителя. Татарская буржуазия была вынуждена перейти от средневековой торгово-промышленной деятельности к усвое- нию устоев капитализма Нового времени. По определению классика со- циологии Макса Вебера, такая система организации, наряду с употребле- нием свободного труда и ориентацией на товарный рынок, включала в себя также отделение предприятия от домашнего хозяйства и введение рацио- нальной бухгалтерской отчетности 8.

Несомненно, одной из целей, обусловивших создание медресе «Хусаи- ния» в Оренбурге, была подготовка квалифицированных служащих для торговых фирм братьев Хусаиновых. Учебный план разряда «игдадия» на 1906–1907 гг. включал преподавание таких предметов, как физика, химия, геометрия и тригонометрия, психология, логика, элементарное право (не- мусульманское), гигиена и медицинские знания, политэкономия и торго- вое дело, бухгалтерия 9.

7Фаизханов Х. Ислəхы мəдарис. С. 51.

8ВеберМ. Протестантскаяэтикаидухкапитализма// Избранное. М., 1990. С. 51–52.

9Рахимкулова М. Ф. Медресе «Хусаиния» в Оренбурге. Оренбург, 1975. С. 33–34.