Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

Декарт_Рене_Избранные_произведения

.pdf
Скачиваний:
19
Добавлен:
07.09.2021
Размер:
19.47 Mб
Скачать

Глава XIII

231

тельной Луне, хотя, вероятно, не могут так легко объяс­ нить их своими гипотезами.

Другие действия Луны, различающиеся в-новолуние и в полнолуние, зависят, очевидно, от её света. Что же касается особенностей прилива и отлива, то они отчасти связаны с различным положением берегов моря, а отчасти находятся в зависимости от ветров, господствующих во время наблюдения их в данном месте. Что же касается, наконец, других общих движений как Земли и Луны, так и других звёзд и небес, то вы либо поймёте всё, что я сказал, либо же они не имеют никакого отношения к предмету нашего исследования. Так как они не входят в тот план, которого я придерживался, говоря о движе­ ниях, описанных выше, то обсуждение их было бы излиш­ ним. Мне остаётся только объяснить здесь то действие неба и звёзд, которое, как я только что говорил, должно считаться их светом.

Г Л А В А XIII

Освете

Яуже несколько раз говорил о том, что вращающиеся по кругу тела стремятся всегда удалиться от центров опи­ сываемых ими кругов. Здесь необходимо более точно определить, куда стремятся частицы материи, образующей небеса и звёзды.

Однако прежде всего нужно подчеркнуть, что когда я говорю о стремлении тела в какую-нибудь сторону, то совершенно не желаю связывать это стремление с нали­ чием у тела какой-нибудь мысли или направляющей его воли. Я хочу только сказать, что это тело склонно дви­ гаться в известном направлении, независимо от того, действительно ли движется оно туда или встречает себе в этом препятствие со стороны другого тела. Именно в этом смысле я и цользуюсь преимущественно словом «стремиться» (tendre), потому что оно, как мце кажется,

232 Трактат о свете

означает известное усилие, а всякое усилие предполагает сопротивление. Часто случается, что на одно и то же тело действуют одновременно различные причины, препят­ ствующие друг другу. В таких случаях по различным со­ ображениям можно сказать, что одно и то же тело стре­ мится одновременно в различные стороны. В этом смысле я только что сказал, что .частицы земли стремятся уда­ литься от центра, поскольку они рассматриваются совер­ шенно изолированно; если принять во внимание силу частиц неба, толкающих их к центру, то они стремятся сблизиться; наконец, они стремятся удалиться друг от друга, если считать их противопоставленными другим частицам земли, образующим тела более плотные, чем они.

Так, например, камень, вращающийся в праще по кругу AB (рис. 1), находясь в точке Л, стремится к С, если иметь в виду только его движение; в круговом дви­ жении он стремится от Л к В, если иметь в виду, что его движение направляется и определяется длиной удержи­ вающей его верёвки; наконец, тот же самый камень стре­ мится к £, если, не принимая во внимание той части его движения, которая ничем не задерживается, противо­ поставить другую его часть сопротивлению, постоянно оказываемому ему пращой.

Чтобы отчётливо понять последний пункт, представьте себе, что стремление к движению от Л к С, которым об­ ладает этот камень, состоит как бы из двух других: одного, вращающего его по кругу AB, и другого, влекущего его совершенно пряхмо по линии V К Y. Это должно происходить таким образом, что в тот момент, когда камень находится в точке F, праща будет находиться в точке круга Л, а когда камень должен быть в точке X, праща будет в точке В и в точке /, когда она будет у F. Таким образом, камень всё время будет оставаться на прямой линии ACG. Затем, имея в виду, что одна из частей его стремления (inclina­ tion), именно та, которая направляет его по кругу AB, не задерживается этой пращой, вы увидите, что противо­ действие камень встретит только в другой части своего

стремления, именно в той, которая заотавила его дви-

Глаеа XIII

233

гаться по линии DV XY, если бы нигде не встречала пре­ пятствия. Следовательно, камень стремится только к тому, чтобы удалиться прямо от центра Z), то-есть действует . только та часть стремления, которая дроизводит усилие в этом направлении, и заметьте, что камень поэтому, на­ ходясь в точке Л, так стремится к 2?, что у него нет ни­ какой склонности двигаться ни к Z/, ни к /, хотя легко можно было принять об­ ратное, если не учитывать различия, существующего между тем движением, ко­ торое уже есть у камня, и оставшимся у него стрем­ лением к другому движе­ нию.

То, что сказано относи­

 

 

тельно этого камня, необ­

Ж

""*.

ходимо

предположить

и

относительно

каждой

из

 

 

частиц

второго

элемента,

 

 

образующего

небеса. Это

 

 

значит,

что

частицы,

на­

 

 

ходящиеся,

например,

у

 

 

Ε (рис. 6), по своей соб­

 

 

ственной склонности стре­

 

 

мятся только к Р, но

 

 

противодействие

других

 

Рис в

частиц

неба,

находящих­

 

ся над ними, мешает

им

 

 

направляться туда и вынуждает их двигаться по кругу ER. Это же противодействие, противостоящее имеющемуся у частиц стремлению продолжать своё движение по пря­ мой линии, заставляет их направляться к Л/, то-есть яв­ ляется причиной того, что они стремятся двигаться туда· Рассматривая точно так же все другие частицы, вы уви­ дите, в каком смысле следует понимать их стремление в сторону, прямо противоположную центру неба, образо­ ванного этими частицами.

234 Трактат о свете

Но в этом случае ещё больше, чем в случае с камнем, вращающимся в праще, следует обратить внимание на то, что эти частицы постоянно толкаются такими же частицами, находящимися между ними и звездой, зани­ мающей центр их неба; толкаются они и материей этой звезды. Но их не толкают другие, иначе расположенные частицы; например, частицы, находящиеся у £, совер­ шенно не толкаются частицами, находящимися у Л/, или Г, или Я, или ÜT, или //, а толкаются всеми теми, ко­ торые расположены между линиями AF и DG, толкаются они материей Солнца. Это и является причиной того, что они стремятся не только к М, но и к L, и к 7V, и вообще ко всем точкам, куда могут достигнуть лучи или прямые линии, которые, исходя из какой-нибудь части Солнца, проходят через точки местонахождения этих частиц.

Чтобы облегчить объяснение всего этого, я хочу обра­ тить ваше внимание на одни только частицы второго эле­ мента, как будто все пространства, занятые материей первого элемента (то-есть и то, где находится Солнце, и все остальные), совершенно пусты. Для того чтобы лучше узнать, оказывают ли воздействие на тело некоторые другие тела, следует посмотреть, продвинутся ли последние к тому месту, где это первое тело находится, чтобы запол­ нить это место, если оно окажется пустым. Я хотел бы также, чтобы вы вообразили, будто все частицы второго элемента, находящиеся у £, оттуда удалены. Предполо­ жив это, вы сразу же увидите, что ни одна из частиц, находящихся вне круга TER (например у Д/), совершенно не склонна заполнить этого места Е, потому все они стремятся удалиться от него. Затем вы видите, что ча­ стицы, находящиеся в этом круге, то-есть около Г, к этому точно так же не склонны. Хотя, следуя пути всего неба, они и движутся в действительности от Τ к G, но нельзя забывать, что и частицы, находящиеся у F, движутся с такой же скоростью к Л. Поэтому пространство -Е, которое тоже предполагается подвижным подобно частицам, не перестанет оставаться между G и F пустым, если только его не заполняют частицы, прдшедшие из другого места·

Глава XIII

235

Наконец, частицы, находящиеся внутри круга TFR, но не заключённые между линиями AF и DG подобно, на­ пример, частицам, находящимся у H или К, тоже нисколь­ ко не стремятся продвинуться к этому пространству £, чтобы заполнить его, хотя стремление удалиться от £, которым они обладают в известной мере, и располагает их к этому, точно так же как тяжесть камня не только располагает его падать совершенно прямо в свободном воздухе, но и катиться косо по склону горы в том случае, если он не может опуститься иначе.

Причины, препятствующие им продвинуться к этому пространству, заключаются в том, что все движения про­ должаются по возможности по прямым линиям, и, следо­ вательно, когда природа имеет много путей для достижения одного и того же результата, она выбирает всегда самый короткий. Ибо, если бы частицы второго элемента, нахо­ дящиеся, например, у Ку продвинулись к £, то все те частицы, которые были ближе к Солнцу, в тот же самый миг продвинулись бы к тому месту, которое покинули первые. Таким образом, результат движения этих частиц был бы лишь тот, что одновременно с заполнением про­ странства Ε образовалось бы другое пустое пространство равной величины на поверхности A BCD. Но совершенно ясно, что тот же самый результат мог бы получиться го­ раздо лучше, если бы частицы, находящиеся между ли­ ниями AF и DG, продвинулись бы совершенно прямо к Е. Следовательно, если нет ничего, препятствующего этим частицам продвинуться к Е, остальные частицы туда совершенно не стремятся, подобно тому как камень ни­ когда не падает к центру Земли по косой, если он может сделать это по прямой.

Наконец, обратите внимание на то, что все частицы второго элемента, находящиеся между линиями AF и DGy должны вместе продвинуться к этому пространству £, чтобы заполнить его в тот самый момент, как только оно окажется пустым. Их двигает туда одно только стремле­ ние удалиться от пункта S. Хотя это стремление и приводит как будто к тому, что частицы, находящиеся между

236

Трактат о свете

линиями ВF и CG, стремятся туда более прямо, чем части­ цы, остающиеся между линиями AF^ BF, DG и CG, тем не менее эти последние не менее расположены направиться туда, чем первые. Это станет очевидным, если вы обра­ тите внимание на результат их движения. Я только что сказал, что пространство Ε заполняется и одновременно на поверхности ABCD делается пустым другое простран­ ство одинаковой с ним величины. Изменение положения, которое происходит с частицами при переходе их из места, занимавшегося ими ранее, в новое, где они остаются после заполнения пространства Е, не имеет значения, поскольку частицы должны быть предположены столь равными и одинаковыми, что совершенно не имеет зна­ чения, какими из них заполнено каждое из этих мест. Тем не менее отсюда нельзя сделать вывода, что все ча­ стицы равны; можно только сказать, что движения, при­ чиной которых может быть неравенство частиц, не отно­ сятся к действию, о котором мы говорим.

Нет более простого способа для того, чтобы заставить наполниться часть пространства Е, например ту, которая

одновременно

освобождается у D, как направить к Ε

все частицы

материи, находящиеся на прямой линии

DG или DE. Если бы только частицы, находящиеся между линиями ВF и CG, первыми продвинулись к этому про­ странству Е, то они оставили бы пустое пространство около V', которое должны были бы занять частицы, нахо­ дящиеся у D. Таким образом, результат, который произ­ ведён движением материи, находящейся на прямой линии DG или DE, был бы получен и от движения материи, на­ ходящейся на кривой линии DVE, что противоречило бы законам природы.

Но если вам здесь несколько трудно понять, каким образом частицы второго элемента, находящиеся между линиями AF и DG, могут все вместе продвинуться к Е, когда расстояние между А и D больше, чем между F и G, и пространство, куда они должны войти, чтобы продви­ нуться к Е, теснее, чем то, откуда они должны выйти, то нужно принять во внимание, что действие, которое

Глава XTU

237

способствует стремлению частиц удалиться от центра своего неба, заставляет их касаться не тех из своих сосе­ дей, которые находятся на одинаковом с ними расстоянии от этого центра, но тех, которые несколько более удалены

от него. Например (рис. 7), тяжесть маленьких

шариков

1, 2,

3, 4 и

5 заставляет соприкасаться друг

с другом

не те

из них,

которые обозначены одной и той же

цифрой,

а те, которые обозначены разными цифрами; она заставляет шарики, отмеченные знаком 1 или 10, опираться на ша­ рики, отмеченные зна­ ком 2 или 20, эти по­ следние —на шарики, отмеченные 3 или 30, и т. д. Таким образом, эти шарики могут быть расположены не только так, как это изображено на рис. 7, но и так, как это изо­ бражено на рис. 8 или 9, и тысячью других различных способов.

Затем необходимо принять во внимание, что частицы второго элемента, двигаясь независимо друг от друга, почти никогда не могут находиться в таком порядке, как это изображено на рис. 7, и что только в этом единствен­ ном случае может иметь некоторое место указанное выше затруднение. Нельзя предполагать, что между частицами второго элемента, находящимися на одинаковом расстоя­ нии от центра своего неба, имеется столь небольшой про­ межуток, который был бы недостаточным для того, чтобы объяснить, почему имеющееся у частиц стремление уда­ литься от этого центра должно заставлять те из них, ко­ торые находятся между линиями AF и DG, -продвигаться вместе к пространству £, когда оно пусто. Подобно этому на рис. 9 в отличие от рис. 10 вы видите, что тяжесть маленьких шариков 40 и 30 и т. д. должна заставлять их всех вместе падать в пространство, которое занимает

Л ^ г~ рис, g

238

Трактат о свете

шарик, отмеченный цифрой 50, тотчас же, как только последний сможет оттуда выйти.

Здесь совершенно ясно видно, каким образом шарики, отмеченные одной и той же цифрой, приближаясь друг

 

к другу,

располагаются

 

в более тесном простран­

 

стве, чем то, откуда они

 

уходят.

Можно

также

 

заметить,

что

оба ша­

 

рика, отмеченные циф­

 

рой 40, должны упасть

Рис. 8

немного скорее и подой-

тидруг к другу соответ­

ственно ближе, чем три шарика, отмеченные цифрой 30, последние скорее и бли­ же, чем четыре, отмеченные цифрой 20, и т. д. Вы, может быть, скажете, что на рис. 10 два шарика 40, 40, немного опустившись, придут в соприкосновение друг с другом и по этой причине остановятся, не имея воз­ можности опуститься ниже.

Точно так же частицы второго элемента, которые должны про­ двинуться к JE, вопреки наше­ му предположению могут оста­ новиться, не закончив запол­ нения всего пространства.

Я, однако, отвечу на это, что частицы не могут продвинуться настолько мало, чтобы этого не было достаточно для полного доказательства сказанного мной.

Когда всё имеющееся там пространство заполнено любыми телами, частицы непрерывно оказывают давление на эти тела и действуют на них как бы для того, чтобы столкнуть их с места.

Кроме того, можно указать, что другие движения частиц, имеющие место во время их перемещения к £, ни на один момент не дают им возможности оставаться

Глава XIII

239

в таком порядке, как на рис. 10, мешают им соприка­ саться друг с другом или даже заставляют их после соприкосновения немедленно разделиться. Таким обра­ зом, частицы непрерывно продвигаются к пространству Ε до тех пор, пока оно не наполнится. Следовательно, отсюда можно сделать только тот вывод, что сила, с ко­ торой они стремятся к Ζ?, как будто колеблется: то увели­ чивается, то ослабевает небольшими толчками в соответ­ ствии с изменением положе­ ния частиц. Это, кажется, и является свойством, весьма похожим на свет.

Если вы это усвоили, то, считая, что пространство Ε τι S и все малые углы между частицами неба ничем не за­ полнены, вы поймёте ещё лучше, что они наполнены материей первого элемента, потому что частицы этого первого элемента в простран­ стве Ε не могут помешать ча­

стицам второго элемента, находящимся между линиями AF и DG (рис. 6), продвигаться вперёд и заполнять про­ странство Е: пространство это как бы пусто, ибо частицы третьего элемента настолько тонки и подвижны, что всегда готовы уйти из тех мест, где они находятся, как только какое-нибудь получает возможность туда войти. Поэтому, частицы первого элемента, находящиеся в малых углах между частицами неба, без сопротивления уступают место тем, которые идут из этого пространства Ε и на­ правляются к точке S. Повторяю, скорее к S, чем к какому-либо другому месту, так как другие, более твёр­ дые и крупные тела, обладающие большей силой, всегда стремятся оттуда уйти.

Следует отметить, что частицы первого элемента идут от Ε к S среди частиц второго элемента, направляющихся от S к Е1 совершенно не мешая друг другу. Подобно этому

240

Трактат о свете

воздух (рис. И), заключённый в часах XYZ, поднимается из Ζ в X сквозь песок Г, который не перестаёт из-за этого падать в Ζ.

Наконец, частицы первого элемента, находящиеся в пространстве A BCD (рис. 6), где они образуют тело Солн­ ца, и, вращаясь очень быстро вокруг точки S, стремятся удалиться оттуда во все стороны по прямой на основании уже сказанного мною. Поэтому все частицы, находящиеся

на линии SD, толкают частицу второго эле­ мента, находящуюся в точке Z), а все ча­ стицы, находящиеся на линии £А, толкают частицу, находящуюся в точке Л, и т. д. Этого достаточно, чтобы все частицы второго элемента между линиями A F и DG продвину­ лись к пространству Е, если бы сами по себе они и не имели к этому никакой склонности.

Впрочем, вынужденные продвинуться к пространству Е, когда оно занято только материей первого элемента, частицы второго элемента прошли бы туда даже в том слу­

чае, если бы оно было занято каким-нибудь другим телом. Следовательно, они толкают и производят усилие по от­ ношению к этому телу, как бы выталкивая его с его места. Если бы глаз человека находился в точке i?, он полу­ чал бы толчки как от Солнца, так и от всей материи неба, находящейся между линиями AF и DG.

Поэтому необходимо признать, что у людей этого нового мира будет такая природа, что, когда их глаза будут получать толчки подобного рода, они будут испы­ тывать чувство, совершенно сходное с тем, которое мы имеем от действия света. Более подробно я скажу об этом ниже.

Г Л А В А XIV

Освойствах света

Яхочу остановиться ещё немного на этом пункте, чтобы выяснить свойства действия, посредством которого глаза людей могут получать толчки. Эти свойства так