Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

Шарипов А.К. Предупреждение преступлений, обусловленных исламским радикализмом

.pdf
Скачиваний:
11
Добавлен:
07.01.2021
Размер:
1.48 Mб
Скачать

является благодатной средой для ее криминогенного искажения,

используемого радикальным исламом. Все это требует крайне аккуратного подхода в идеологическом воздействии на молодых людей, религиозные интересы которых, с легкостью могут быть смещены в криминальную сферу.

Исследование личности радикального исламиста не может быть качественным вне внимания к личностям лидеров исламистских группировок. В период роста исламского радикализма должен быть повышен криминологический интерес к выявлению нравственно-психологических качеств этой категории лидеров103.

Для правильного понимания феномена исламского радикализма и его криминальных последствий следует уяснить мировоззрение самих террористов – их видение мира, нравственные критерии поведения104.

Следует отметить, что мировоззренческий анализ необходим для лучшего понимания взглядов исламских радикалов в отношении окружающей среды с тем, чтобы была реальная возможность максимально жесткого противостояния этому феномену.

С точки зрения самого исламского радикала, стратегия терроризма является рациональной стратегией разрешения проблем и принятия стратегических решений. Сами террористы считают себя людьми вполне разумными, любящими и ценящими жизнь. В их понимании,

реформирования требует остальной аморальный мир, в то время, как они сами выступают, посредством, своих «специфических» методов, против безнравственного мира цивилизации. Осуществляя свои террористические акты против мирного населения, они придерживаются своей логики,

согласно которой, поскольку власть противостоящей им цивилизации является выборной, то и само население, выбрав своих представителей,

103Грибникова О.Б. К вопросу о личности лидеров деструктивных религиозных и общественных объединений (криминологический аспект). //Российский психологический журнал. – 2010. - № 4. –С. 41-45

104Фатали Ф. Мохаддам. Терроризм с точки зрения террористов: Что они переживают и думают и почему обращаются к насилию. – М. – Форум. – 2011. – С. 18.

91

проводящих неприемлемую с точки зрения радикальных исламистов политику, должно нести ответственность за свое решение. В то же время,

при организации террористических актов на мирное население логика террористов простирается, на появляющуюся, таким образом, по их мнению,

возможность оказывать воздействие на результаты выборов и на политические решения правительства. Мы не будем вдаваться в рассуждения по поводу ошибочности такой логики. Следует лишь упомянуть, что такой образ мыслей, как правило, создает в своем психологическом восприятии рядовой исламский радикал, придерживающийся мнения о том, что таким образом, он разрешает проблематику социально-политических и экономических вопросов своими «специфическими» средствами.

При анализе феномена лидерства исследователями определяется ряд качеств, присущих личности и предопределяющих её становление, как лидера, применительно к определенному направлению – политическому,

финансовому, религиозному. Поэтому, необходимо выявление тех свойств,

которые, являлись бы специфичными для лидера в организации исламистского направления. Харизматические личности характеризуются своим уникальным магнетизмом, уверенностью, решительностью при изложении и практической реализации определенных идей105. Такого вида способность является источником злоупотребления лидерством вплоть до крайних репрессивных мер. Эта категория лиц обладает повышенной степенью интуиции и предвидения результата, планируемых преступных действий, обладает способностями распознавания внутренних психологических процессов у членов своей группы, с последующим их использованием для формирования разнообразных установок и комплексов.

Указанные лидеры практикуют методы камуфлирования, манипулируя

105 Тобиас М., Лалич Дж. Характерные черты лидера культа (из книги «Плененные сердца, плененные умы») // Журнал практического психолога. – 2000. – № 1–2. – С. 189–214. // URL: http://evolkov.net/cults/jpp/ Tobias.Lalich.Characteristics.of.a.Cult. Leader.html (Дата обращения 12.08.2016).

92

эмоциями, чувствами и поступками, незаметными для самих объектов манипулирования, что предопределяет возможности тотального контроля.

Оказывая психологическое воздействие на своих последователей,

лидеры религиозных объединений заявляют о своем «божественном» происхождении и соответствующих уникальных способностях, объявляют о постоянных откровениях в их адрес со стороны Аллаха, либо заявляют, что являются его «посланцами», рассказывают о пережитых ими мистических опытах. В итоге, участники религиозных радикальных группировок начинают воспринимать своего лидера в качестве «божественного» руководителя. Авторитет религиозного лидера оказывает стимулирующее воздействие на участников, порождая жесткую зависимость во всех направлениях повседневной жизни. Тем самым, все действия религиозного руководителя не воспринимаются критически.

Следует отметить, что проведённые исследования показывают определенные комплексы неполноценности, также присущие лидерам исламистских группировок. Сами лидеры в прошлом нередко были обделены вниманием и став руководителями, в первую очередь, стремятся не столько к материальному положению, сколько к повышенному вниманию со стороны своих сторонников. Обладание властью такими лицами таит опасность злоупотреблений, поскольку наличие комплексов не остается на стабильном уровне, и таким лицам будет постоянно представляться недостаточность объема власти над другими людьми.

Одним из общих недостатков изучения личности последователей радикального ислама является недостаток эмпирических сведений об их социально-психологических особенностях. По мнению Н.Н. Китаева,

изучение психических особенностей лиц, вовлеченных в террористическую деятельность, должно проходить на этапе предварительного следствия, что не только является средством создания объективной картины совершенного

93

террористического акта, но также может обеспечить разработку достоверных научных изысканий106.

Действительно, анализ научных исследований показывает недостаточное внимание к использованию заключения психиатрических,

психолого-психиатрических экспертиз. Отсутствует информация о количестве террористов, имеющимися психическими аномалиями, не исключающими вменяемость, а также, страдающих психическими заболеваниями.

По мнению исследователей, имеется значительное число лиц экстремистской направленности, страдающих психическими расстройствами.

Они являются потенциальными исполнителями преступных актов,

организуемых исламскими радикалами. У многих исполнителей террористических актов доминирует психопатическая симптоматика107.

Представляется, что в отношении преступных элементов, связанных с радикальными исламистскими группировками, надлежит проводить судебно-

психологическую экспертизу, относительно индивидуально-психологических особенностей, в том числе, мотивации совершенных деяний, поскольку у правоведов и психологов существуют затруднения по поводу наличия у таких преступников корыстных мотивов.

Необходима судебно-психологическая экспертиза относительно определения роли каждого обвиняемого при совершении преступления или ряда преступлений организованной группой. Нередко возникает необходимость проведения комплексной психолого-психиатрической экспертизы на предмет квалификации психического состояния обвиняемых с определением природы, вида и типа психической патологии личностного

106Китаев Н.Н. Китаева В.Н. Использование судебной экспертизы при изучении личностных особенностей террористов. // Криминологический журнал Байкальского государственного университета экономики и права. − 2014. − № 3. – С. 56.

107Стекольников В.А. Раскрытие и расследование террористических актов, совершаемых с применением оружия и взрывных устройств :дис. … канд. юрид. наук / В.А. Стекольников. – Волгоград, 2008. – С. 167.

94

восприятия, психической адаптации к определенной, связанной

с преступлением ситуации.

Необходимо определить некоторые устойчивые психологические свойства, личностные черты и состояние психики, привлекаемого к ответственности лица. Следует определить влияние, выявленного психического состояния лица и его личностных особенностей, на возможность рефлексии и регулирования своего криминального поведения в определенной ситуации.

Особое внимание следует уделить совершению террористических актов смертницами, с выявлением их социально-психологических особенностей,

мотивов и цели их действий108.

Болгарский исследователь Т. Дронзина отмечает, что возможности и мотивы совершения преступления женщинами-смертницами ограничены недостатком информации из первых рук, поскольку в большинстве случаев исполнительницы не остаются в живых. Кроме того, большинство исследований проведено мужчинами, что не позволяет в достаточной степени выявить гендерные измерения женского терроризма, поскольку женщины в большей степени будут испытывать доверие к исследователям своего пола109.

В целом, сообщество радикальных исламистов следует разделить на две группы, первая из которых, состоит из организаторов, идеологов и пропагандистов радикального ислама, вторая из рядовых радикалов, в том числе, потенциальных смертников. Однако, как из первой группы, так и из второй выделяется категория лиц, занимающихся террористической деятельностью исключительно из корыстных побуждений, а также, из соображений идейного характера. У последних специфические мотивы. Это,

108Чернов А.Ю. Психологическое объяснение мотивации религиозного терроризма / А.Ю. Чернов, И.С. Буланова // Вестник Волгоградского государственного университета. Сер. 7, Философия. – 2013. – № 2 (20). – С. 115–119.

109Дронзина Т. Террористки-смертницы: гендерное измерение нового глобального терроризма / Т. Дронзина // Вестник Евразии. – 2005. – № 1. – С. 154–177.

95

своего рода, радикалы-романтики. Выделение таких категорий требует разработки соответствующих мер по предупреждению и профилактике преступлений на почве исламского радикализма, исходя из личностных особенностей, как лидеров, так и рядовых исполнителей, что требует дальнейшего исследования.

Повышенного внимания требуют элементы, характеризующие пропагандиста, лица, вовлекающего в криминальную исламистскую деятельность молодых лиц посредством формирования радикальных идей преступного характера в целях изменения государственных и социальных институтов. Как правило, пропагандисты радикального ислама ведут свою деятельность по месту жительства, работы или учебы.

Эта категория лиц характеризуется высокими организаторскими способностями и умением оказывать психологическое воздействие на молодежь, вовлекая её в криминальную исламистскую деятельность,

формируя соответствующую психологическую установку. В большинстве случаев это психологическое воздействие происходит во время посещения молодыми людьми мечетей. Тем самым, микросреда формирует идеологическую направленность новых последователей исламского радикализма. Помимо этого, пропагандисты исламистской религии ведут свою деятельность в местах широко посещаемых молодежью, как правило, в

спортивных и других клубах по интересам, где порой сами руководители являются приверженцами исламских радикальных течений, идеологию которых, они ненавязчиво доводят до молодых людей110.

В то же время сами пропагандисты имеют криминальное прошлое. Их нравственно-психологические качества, приобретенные в местах лишения свободы, где порой осужденные на практике подвергаются психологическому воздействию, находят эффективное применение

110 Харзинова В.М. Социально-психологическая, криминологическая характеристика личности экстремиста, террориста, занимающегося пропагандой среди молодежи. // Историческая и социально-образовательная мысль. − 2016. T. 8 № 4/1. –– С. 113.

96

в отношении молодых кандидатов в приверженцы исламского радикализма.

У таких лиц деформированы нравственные и этические принципы человеческой жизни. Для них потребностью становится совершение преступных деяний, и потому их взгляды направлены на совершение очередных преступлений111. Как правило, такие лица думают, лишь,

о собственной выгоде и в этой связи их следует определять в качестве аморальных, страдающих эгоизмом, субъектов.

Лица, пропагандирующие радикальный исламизм, характеризуются

такими психофизическими качествами, как: агрессивность, жестокость,

хладнокровие, мстительность, дерзость, садизм, расчетливость, замкнутость,

повышенная импульсивность поведения, исключительный цинизм,

склонность к непредсказуемым действиям, повышенному риску поведения,

издевательским действиям, насилию, демонстрации своей силы, наведению страха на окружающих, любовью к себе, как к исполнителю экстремистского действия112.

Отдельного внимания заслуживают семейные отношения радикальных исламистов, в особенности второй группы. Здесь следует обратить внимание на субъектов, потерявших своих родных и близких, друзей, жилище. Свою деятельность они рассматривают с точки зрения мести в адрес официальных

властных структур. В 63% случаев выясняется, что обвиняемый

в преступлениях террористической направленности еще в молодом возрасте потерял кого-либо из родных и близких, друзей, жилище, став тем самым легкой «добычей» исламистских пропагандистов113. Нередко потенциальные исламисты имеют родственников среди последователей радикального

111Харзинова В.М. Социально-психологическая характеристика молодежи и причины становления объектом вовлечения в экстремистские и террористические группы //Общество: социология, психология, педагогика. − 2016. № 2. С. 72-75.

112Жигалова Е.А., Харзинова В.М. Религиозный экстремизм как фактор угрозы безопасности современной России / Вестник Краснодарского университета МВД России. 2013. № 1(19). С. 80-83.

113Магомедов А.А., Макарян Т.А. Криминологическая характеристика личности преступника-террориста. // Вестник академии экономической безопасности МВД России.

– 2011. - № 2. – С. 43.

97

ислама. Порой, рекрутируемые субъекты, являются лицами, оторванными от своих социальных связей и своей культуры.

В целом, характерные черты личности преступника - адепта исламского радикализма, совершающего преступления террористической направленности и иных тяжких и особо тяжких преступлений,

представляются следующими:

- мессианство – обозначение и ощущение своей личности как человека,

наделенного высокой миссией;

-отчужденность и игнорирование полезных социальных ценностей;

-наличие психически негативных черт, таких, как злопамятность,

подозрительность, склонность к переживаниям отрицательного характера;

-склонность к разрешению личных проблем во внешних направлениях

иодновременное сосредоточение на защитительной позиции собственной личности при отсутствии самокритики;

-личностное восприятие повышенной значимости своей личности и принадлежности к группе, нарциссизм;

-побуждения к самоутверждению и признанию своих заслуг;

-

пониженная

степень

толерантности,

раздражительность

иимпульсивность, одновременно с тревожностью;

-влечение к смерти (применительно к смертникам).

Приведенные психологические особенности личности радикала-

террориста, являются обобщенными и могут быть присущи не всей группе,

исследуемой категории лиц, однако, для большинства, таковые являются характерными.

Наблюдается криминологический интерес к выявлению нравственно-

психологических качеств лидеров радикальных исламистов, которые характеризуются своим уникальным магнетизмом, уверенностью в себе решительностью при изложении и практической реализации определенных идей. Авторитет религиозного лидера оказывает стимулирующее

98

воздействие на участников религиозных формирований, порождая жесткую зависимость во всех направлениях повседневной жизни.

Дальнейшее исследование требует обращения к комплексу факторов,

детерминирующих преступную деятельность радикальных исламистских группировок.

§ 2.3. Причинный комплекс факторов, детерминирующих совершение преступлений, связанных с осуществлением радикальной исламской деятельности

Процессы, происходящие в социально-политической жизни Таджикистана, оказывают значительное влияние на сферу религиозных отношений. Возникшие социально-экономические проблемы, связанные с большей самостоятельностью, а также вопросы языково-культурного развития, национально-территориального размещения, религиозные проблемы, приведшие к повышению авторитета исламской религии, – все это обусловило появление большого числа неформальных организаций и объединений, оказывающих существенное влияние на политическую обстановку в стране114.

Значительная часть этих организаций имеет националистическую подоплеку, выдвигая шовинистические лозунги и территориальные претензии к Кыргызстану и Узбекистану. Некоторые из этих организаций смыкались с религиозными группировками, в том числе ваххабитами.

Наиболее крупными из них были Растохиз (Возрождение), Пайваид

(Единение), Маарифат (Просвещение) и другие. Деятельность этих организаций во многом корректировалась аналогичными организациями из Прибалтики и Закавказья.

В республике не снижалась активность исламских экстремистов, так называемых, поборников «чистоты ислама», на которых, сильное влияние

114 Информационный бюллетень № 14. Министерство внутренних дел Уз. ССР. Организационно-инспекторское управление. Оперативный отдел. − Ташкент. - 1990. – С.

3.

99

оказывали представители афганских радикалов. Имелись также попытки создания в Таджикистане законспирированных исламских организаций115.

В целях дестабилизации обстановки экстремистское крыло Растохиза распространяло листовки с указаниями вывешивания зеленых флагов, как символов поддержки создания исламской республики и как гарантии от предстоящих погромов, о которых заранее распространялись. В дальнейшем,

в республике сохранялась сложная межнациональная обстановка с нагнетанием социальной напряженности116.

Если ранее преступные побуждения исламских радикалов связывались с бедностью, низким материальным или культурным уровнем различных национальных или религиозных групп, то в настоящее время приходит понимание того, что это явление гораздо более сложное и многозначное,

присущее не только тоталитарным режимам, но также и демократическим обществам.

Формирование исламских радикальных течений слагается с совокупностью объективных и субъективных факторов:

1. Факторы, связанные с политическим, экономическим и социальным положением всего населения страны или отдельной народности,

обусловленные её культурой и историей.

2. Факторы, обуславливающиеся кризисом органов государственной власти, с её неспособностью разрешения вопросов политической,

экономической и социальной жизни, политическими амбициями отдельных лидеров, стремлением некоторых общественных организаций катализировать разрешение указанных проблем ускоренными способами, нежеланием вести диалог и пр.

115Информационный бюллетень № 14. Министерство внутренних дел Уз. ССР. Организационно-инспекторское управление. Оперативный отдел. − Ташкент. - 1990. – С.

116Информационный бюллетень № 16. Министерство внутренних дел Уз. ССР. Организационно-инспекторское управление. Оперативный отдел. - Ташкент. - 1990. – С.

100

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]