Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
МОНОГРАФИЯ Половая психопатия. Рихард фон Крафт-Эбинг. 2005г. (в word).doc
Скачиваний:
226
Добавлен:
17.10.2014
Размер:
2.45 Mб
Скачать
  1. Болезненная половая жизнь перед судом1

Свод законов всех культурных наций карает тех, которые совершают развратные действия. Насколько поддержание нравственности является одним из важнейших условий для государственной и общественной жизни, настолько государство может сравнительно мало сделать в качестве охранителя нравственности в борьбе с чувственностью. Эта борьба неравна, так как лишь известная часть половых преступлений преследуется, лишь часть их становится достоянием суда.

Судебная статистика устанавливает тот печальный факт, что половые преступления в нашей современной культурной жизни всё больше и больше увеличиваются, причём в числе их жертв как бы совершенно специально оказываются дети моложе 14 лет.

Уже Каспер (KlinischeNovellen) в начале 60-х годов обратил внимание на этот печальный факт. Тогда как ему в качестве судебного врача в Берлине пришлось с 1842 по 1851 год исследовать только 52 случая, он с 1852 по 1861 год имел 138 случаев преступлений против нравственности в отношении детей и взрослых.

По "ComptesrendusdelajusticecriminelleenFrance" преступления против нравственности составляли с 1826 по 1840 год лишь 20% всех преступлений, а с 1856 по 1860 год – 53%. При этом преступления в отношении детей составляли с 1826 по 1830 год только1/13всех дел, а с 1856 по 1860 год уже ⅓ их.

Oettingen(Moralstatistik) сообщает для Франции количество дел о мастурбации детей – 136 в 1826 году и 805 в 1867 году.

Moreauопределят случаи безнравственных преступлений с детьми, дошедшими до суда, для 1872 года – 682, для 1876 года – 875. В Англии число судебных дел, где жертвой становились дети, было в 1830 году – 34, в 1851 году – 55. В Пруссии поOettingen'у половые проступки возросли с 1855 года по 1869 год с 325 до 925, половые преступления с 1477 до 2945. ТакжеOrtloff("DiestrafbarenHandlengen") находит заметное увеличение половых преступлений против детей моложе 14 лет.

Интересной статистикой нравственных преступлений во Франции с 1860 по 1892 год мы обязаны Thoinot("Attentatsauxmoeursetperversionsdusensgénital.", 1898,Paris). В то время как половые преступления во Франции вообще как бы уменьшаются. Достигнув в 1860 году 830 (2,3 на 100 000 жителей), а в 1892 году только 679 (1,7 на 100 000 жителей), отношение преступности к взрослым и детям изменилось: в 1860 году оно выражалось числами 180:650 (1:3,6), а в 1892 году – 78:601 (1:7,7). В 1885 году оно достигло своего максимума (1:9,5).

На основании этих печальных фактов моралист должен прийти к заключению, что общественная нравственность падает и что в этом отчасти повинна чрезмерная мягкость законодателя в карании половых преступлений по сравнению с прошлыми веками.

Врач-наблюдатель приходит к иному заключению, а именно, что это явление в современной социальной культурной жизни находится в связи с возрастающей нервностью последних поколений, насколько она поражает невропатически предрасположенных субъектов, раздражает половую сферу, толкает к половым злоупотреблениям и ведёт к извращённым половым актам. Этому дегенеративному явлению в наше время немало способствует алкоголизм, насколько он влечёт за собою этическое и интеллектуальное падение у пьяниц и этим усиливает половое возбуждение.

Сравнительное увеличение преступности по отношению к детям объясняется, на мой взгляд, прогрессирующим физическим упадком (импотенция) и психической дегенерацией взрослого населения. За это говорит установленный Tardieuи подтверждённыйBrouardel'ем иBernard'ом факт, что упомянутые преступления в отношении детей чаще встречаются в больших городах, а преступления в отношении взрослых, именно изнасилование, - в деревнях.

Также статистические данные упомянутых авторов показывают, что чем старше преступник, тем моложе жертвы и что для своих половых преступлений старцы избирают только детей. Это говорит за то, что импотенция и нравственное падение служат важными причинными условиями этих ужасных преступлений.

Психиатрии нельзя отказать в том, что она распознала и доказала психически болезненное значение массы чудовищных, парадоксальных половых актов.

Юриспруденция очень мало воспользовалась до сих пор этими фактами психопатологического исследования. Она поэтому становится в противоречие с медициной и находится постоянно в опасности налагать наказания на таких лиц, которые научно должны быть признаны невменяемыми.

Такое поверхностное отношение к преступлениям, подрывающим общественное благо, даёт в результате то, что судьи, строго наказав преступника, который для общества опаснее убийцы или хищного зверя, снова открывают ему доступ в общество по отбытии наказания. А между тем научное исследование может доказать, что человек с врождённым психическим и половым вырождением, следовательно человек невменяемый, должен быть обезврежен на всю жизнь, но отнюдь не должен быть наказан.

Суд, принимающий во внимание только преступление, но не преступника, рискует всегда нарушить интересы общества (общественная нравственность и безопасность), а также интересы личности (честь).

Нигде нет такой необходимости в совместной работе судьи и врача-эксперта, как при половых преступлениях, и только антрополого-клиническое исследование может пролить свет в этом вопросе.

Характер преступления сам по себе никогда не может быть решающим моментом насчёт того, идёт ли дело о психологическом и физиологическом акте. Извращённый акт не заключает в себе извращения чувства. Во всяком случае и у людей, умственно здоровых, наблюдались самые дикие, извращённые половые акты. Но извращение чувства должно быть признано патологическим. Это доказывается развитием условий его возникновения и констатированием его, как частичного явления невро- или психопатического общего состояния.

Важен внешний факт, но это даёт лишь возможность делать догадки, насколько одно и то же половое деяние, смотря по тому, кто его совершил, например, эпилептик, паралитик или умственно здоровый, получает совершенно иное выражение.

Периодическое повторение акта в идентичных видах, импульсивный способ выполнения заставляют предполагать патологическое значение. Но решение кроется в исследовании психологических моментов проступка (ненормальности представления и чувства) и определение этих элементарных аномалий как частичных явлений невро-психопатического общего состояния, либо отсталости психического развития, состояния психической дегенерации или психоза.

Сведения, изложенные в общей и специальной патологической части этой книги, ценны для эксперта при выяснении причин различных деяний.

При решении вопроса о том, имеем ли мы дело только с безнравственностью или психопатией, мы можем получить надлежащие данные лишь посредством судебно-медицинского исследования, которое рассматривает научно всю совокупность данного лица, анатомически, антропологически и клинически.

Доказательство врождённой аномалии половой жизни важно и требует исследования в отношении психической дегенерации. Благоприобретённое уклонение может быть признано болезненным только на почве невро- и психопатии.

Практически здесь следует прежде всего думать о паралитическом слабоумии и эпилепсии. Решение насчёт вменяемости находит себе опору в доказательстве психопатического состояния у лица, обвинённого в половом преступлении. Такое доказательство необходимо, чтобы не впасть в ошибку и не прикрыть безнравственность маской болезни.

Психопатические состояния могут вести к преступлениям против нравственности и в то же время давать условия вменяемости, насколько:

  • нормальному, обычно повышенному половому влечению не могут быть противопоставлены никакие нравственные или законные представления, причём последние

    • никогда не существовали (врождённая умственная слабость);

    • утрачены (благоприобретённая умственная слабость);

  • половое влечение повышено (психическая экзальтация), а сознание в то же время помрачено, психический механизм слишком расстроен, чтобы существующие ещё добродетельные представления могли оказать известное влияние;

  • половое влечение извращено (психическая дегенерация). Оно может быть повышено и непреодолимо.

Случаи полового преступления, стоящие вне психического состояния дефекта, вырождения или заболевания, никогда не могут быть оправданы невменяемостью.

Во многих случаях вместо психически-болезненного состояния будет найден невроз (местный или общий). Насколько переходы между неврозом и психозом ускользают от внимания, настолько элементарные психические расстройства при первом часты, а при глубоком извращении половой жизни постоянны, настолько невротические аффекты, например, импотенция, раздражительная слабость и т.д. оказывают влияние на совершение проступка, - справедливый суд найдёт всегда смягчающую вину обстоятельства.

Практический юрист на различных основаниях найдёт всегда необходимым при всех половых преступлениях требовать психиатрической экспертизы.

Что касается указаний, свидетельствующих о патологичность случая, то они во всяком случае вытекают из следующих обстоятельств.

Преступник – старик. Половое преступление совершено открыто, с поразительным цинизмом. Способ полового удовлетворения странный (эксгибиционизм) или жестокий (изувечение, убийство), или извращённый (некрофилия и т.д.).

На основании опыта можно сказать, что среди половых актов могут иметь психопатологическое основание изнасилование. Осквернение, педерастия, лесбийская любовь, скотоложство. При сладострастном убийстве, а также при осквернении трупов вероятны психопатические состояния.

Эксгибиционизм, а также взаимная мастурбация допускают большую вероятность патологических условий. Онанирование другого, как и пассивный онанизм, может иметь место при старческом слабоумии, извращённом половом чувстве и у простых развратников.

Куннилингус и фелляция представляли до сих пор лишь в исключительных случаях психопатологические условия. Эти половые безобразия происходят, по-видимому, исключительно у пресыщенных естественными половыми сношениями, а также у развратников с ослабленной потенцией. Анальные сношения с женщинами наблюдаются не у психопатических супругов, а у низко стоящих в нравственном отношении, и объясняется страхом перед потомством.

Практическая важность предмета заставляет принять во внимание судебно-медицинскую точку зрения в процессах половых преступлений. При этом получается ещё то преимущество, что психопатологические, иногда совершенно аналогичные действия получают настоящее освещение и в смысле физио-психологическом.

Соседние файлы в предмете Психиатрия