Глава 32. Дарение

Статья 572. Договор дарения

1. Договор дарения относится к числу договоров о передаче имущества в собственность. Договор дарения всегда безвозмездный, он может быть реальным и консенсуальным. Возмездный договор дарения является притворной и в силу этого ничтожной сделкой (п.2 ст.170 ГК). Консенсуальный договор дарения является односторонне обязывающим. Стороны договора дарения - даритель и одаряемый. Предметом договора дарения (даром) могут быть: вещь, передаваемое одаряемому имущественное право, имущественная обязанность, от исполнения которой он освобождается.

2. О форме договора дарения см. ст.574 ГК и комментарий к ней. В консенсуальном договоре дарения намерение одарить должно быть ясно выражено и содержать указание на конкретный предмет дарения.

3. Дарение на случаи смерти, о котором идет речь в п.3 ст.572 ГК, является притворной и в силу этого ничтожной сделкой, прикрывающей завещание.

Статья 573. Отказ одаряемого принять дар

1. Расторгнут до передачи дара может быть только консенсуальный договор дарения (см. ст.572 ГК).

2. Форма отказа от дара следует форме договора дарения, в том числе когда письменная форма является нотариальной.

3. О понятии реального ущерба см. ст.15 ГК.

Статья 574. Форма договора дарения

Реальный договор дарения может совершаться в устной форме, кроме случая, когда дарителем является юридическое лицо и стоимость дара превышает пять установленных законом минимальных размеров оплаты труда. Консенсуальный договор дарения всегда должен совершаться в письменной форме, а если предметом дарения является недвижимость, то договор подлежит государственной регистрации и вступает в силу с момента такой регистрации. Несоблюдение требуемой п.2 ст.574 ГК письменной формы договора дарения влечет его ничтожность.

Статья 575. Запрещение дарения

1. Статья 575 ГК устанавливает перечень случаев, когда дарение не допускается, за исключением так называемых "обычных подарков", то есть подарков, стоимость которых не превышает пяти установленных законом минимальных размеров оплаты труда (МРОТ). Наибольшее недоумение вызывает включение в этот перечень дарения государственным и муниципальным служащим в связи с их должностным положением или в связи с исполнением ими служебных обязанностей.

Сказанное касается, конечно, не самого запрета на дарение госслужащим подарков стоимостью свыше 5 МРОТ, которые, видимо, следует называть "необычными", а как раз разрешения на получение ими обычных подарков. Это декриминализует предусмотренные ст.290 и 291 УК деяния - получение и дачу взятки-вознаграждения, если ею является обычный подарок, поскольку ст.575 ГК определяет дарение такого подарка госслужащему (причем не из личных симпатий, а в связи с исполнением последним служебных обязанностей) в качестве правомерного действия, что исключает его преступность.

Более того, оказывается декриминализовано и неоднократное получение и дача взятки в виде обычных подарков (ч.4 ст.290 и ч.2 ст.291 УК) - ведь неоднократное совершение правомерных действий так же не может образовывать объективную сторону состава преступления, как и однократное. Этим практически снимается какой-либо верхний предел совокупного размера взяток в виде обычных подарков.

2. В отличие от вышеуказанного запрета дарения, где намерения законодателя выглядят по крайней мере вполне определенными, другой установленный в ст.575 ГК запрет на дарение "необычных" подарков - таким качеством не обладает. Этот запрет касается не всех организаций, а лишь коммерческих, то есть таких, которые преследуют извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности. Возможно, законодатель счел, что дарение, то есть безвозмездное отчуждение коммерческой организацией своего имущества, несовместимо с целью извлечения прибыли, и в общем случае это верно.

Но эта несовместимость имеет место независимо от личности одаряемого. Почему же дарение запрещается лишь в случае, если одаряемым является коммерческая организация? Ведь безвозмездное получение коммерческой организацией имущества вполне соответствует целям извлечения прибыли, и запрет на получение ею подарка не может быть обоснован несоответствием этого действия целям ее деятельности. Если законодатель презюмирует, что дарение имущества между коммерческими организациями - это притворная сделка, то почему он в таком случае не распространяет этот принцип на дарение, производимое коммерческой организацией кому бы то ни было?

Представляется, что ст.575 ГК в части запрета дарения между коммерческими организациями необосновано ограничивает осуществление права собственности, в силу этого противоречит ст.35 и 55 Конституции РФ, а также ст.1 Протокола 1 к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, и не подлежит применению (ст.15 Конституции РФ).

Статья 576. Ограничения дарения

1. О субъектах права хозяйственного ведения и оперативного управления см. ст.294-298 ГК. Такие субъекты вправе совершать дарение, за исключением обычных подарков, лишь с согласия собственника. Дарение имущества, находящегося в общей совместной собственности, требует согласия всех ее участников.

2. Об уступке требования см. ст.382-389 ГК. Об исполнении обязанности третьим лицом см. п.1 ст.313 ГК. Перевод долга на дарителя возможен лишь с согласия кредитора (п.1 ст.391 ГК). Отсутствие в доверенности указания на личность одаряемого и предмет дарения влечет ее ничтожность.

Статья 577. Отказ от исполнения договора дарения

1. Отказ от исполнения возможен только в отношении консенсуального договора дарения. Как следует из п.1 и 2 ст.578 ГК, отказаться от исполнения договора дарения вправе лишь даритель-гражданин, поскольку только в отношении гражданина применимо понятие снижения уровня жизни (п.1 ст.578 ГК), лишение жизни или причинение телесных повреждений. Для применения оснований отказа, установленных в п.1 ст.578 ГК, необходимо наличие причинной связи между изменением имущественного или семейного положения дарителя, либо состояния его здоровья и угрозой существенного снижения уровня его жизни.

Бремя доказывания этих обстоятельств лежит на дарителе.

2. Об основаниях отмены дарения см. ст.578 ГК и комментарий к ней.

3. Отказ дарителя от исполнения договора дарения по основаниям, предусмотренным п.1 и 2 ст.578 ГК, является правомерным действием, поэтому одаряемый не приобретает права требовать возмещения убытков.

Статья 578. Отмена дарения

1. Отмена дарения возможна после исполнения договора дарения и означает восстановление сторон договора в первоначальное состояние. Отмена дарения возможна в отношении как консенсуального, так и реального договора дарения.

2. Согласно п.1 ст.578 ГК безусловным основанием для отмены дарения являются умышленные действия потерпевших, направленные против жизни и здоровья самого дарителя, а также против жизни его близких.

3. Отмена дарения в порядке п.2 ст.578 ГК возможна лишь в случае, если предметом дарения является вещь, представляющая большую неимущественную ценность для дарителя. Это обстоятельство, а также факт ненадлежащего обращения одаряемого с даром должны быть доказаны дарителем.

4. Условие договора дарения, о котором идет речь в п.4 ст.578 ГК, по существу представляет собой соглашение о расторжении такого договора с правом истребования исполненного по нему (п.4 ст.453 ГК), заключенное под отлагательным условием (п.1 ст.157 ГК). К этому соглашению применимы правила п.3 ст.157 ГК.

Статья 579. Случаи, в которых отказ от исполнения договора дарения и отмена дарения невозможны

Об обычных подарках см. ст.575 ГК. Об отказе от исполнения договора дарения и об отмене дарения см. ст.577, 578 ГК.

Статья 580. Последствия причинения вреда вследствие недостатков подаренной вещи

Условием возникновения обязанности дарителя по возмещению вреда, о котором идет речь в ст.580 ГК, является наличие вины дарителя в форме умысла или грубой неосторожности.

Статья 581. Правопреемство при обещании дарения

Действие ст.581 ГК распространяется только на консенсуальный договор дарения. По общим правилам ст.581 ГК права одаряемого не переходят в порядке генерального правопреемства, а обязанности дарителя - переходят. Эти правила являются диспозитивными и могут быть изменены договором дарения.

Статья 582. Пожертвования

1. С точки зрения предмета договора особенность пожертвования как разновидности дарения состоит в том, что в качестве дара здесь может выступать только вещь или имущественное право, но не освобождение одаряемого от имущественной обязанности, как это имеет место в обычном договоре дарения. Другой особенностью договора пожертвования является более узкий субъектный состав одаряемых. Помимо граждан, в него входят только прямо упомянутые в ст.582 ГК виды некоммерческих организаций - лечебные, воспитательные, учебные, научные учреждения, учреждения культуры, социальной защиты и другие аналогичные учреждения, фонды, общественные и религиозные организации, а также Российская Федерация, ее субъекты и муниципальные образования.

2. Необходимым признаком договора пожертвования является его направленность на достижение какой-либо общеполезной цели. При этом согласно п.3 ст.582 ГК пожертвование имущества гражданину должно быть, а юридическим лицам может быть обусловлено жертвователем использованием этого имущества по определенному назначению. В отсутствие в договоре пожертвования такого условия в случае пожертвования имущества гражданину оно считается обычным дарением, а в остальных случаях пожертвованное имущество используется одаряемым в соответствии с его назначением.

Тем определенным назначением, по которому используется пожертвование, должна быть именно общеполезная цель. Такая цель всегда является необходимым признаком договора пожертвования. Однако, если одаряемым является гражданин, эта цель должна быть выражена явно в виде условия договора, а при передаче пожертвования иным субъектам ее наличие презюмируется исходя из специальной правоспособности последних и направленности результатов их деятельности к общему благу.

3. Требование п.3 ст.582 ГК о том, что юридическое лицо, принимающее пожертвование, для использования которого установлено определенное назначение, должно вести обособленный учет всех операций по использованию пожертвованного имущества, предполагает применение особых правил бухгалтерского учета в случае, когда условие о назначении использования имущества прямо установлено в договоре пожертвования. Получение жертвователем информации об использовании пожертвований обеспечивает реализацию его права на отмену пожертвования в случае его использования не в соответствии с указанным в договоре назначением (п.5 ст.582 ГК).

Если же в договоре пожертвования не установлено условие использования одаряемым - юридическим лицом пожертвованного имущества по определенному назначению, обязанность ведения обособленного учета операций с этим имуществом у него не возникает. В то же время у жертвователя в таком случае не может возникнуть права отмены пожертвования.

Соседние файлы в папке Дополнительная литература