Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ЗАДАЧИ УГОЛОВНОЕ ПРАВО.docx
Скачиваний:
117
Добавлен:
01.01.2020
Размер:
450.65 Кб
Скачать

20. В процессе подготовки к допросу несовершеннолетнего следователь составил план данного следственного действия. Какие элементы должны входить в данный план?

УПК РФ, Статья 425. Допрос несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого 

1. Допрос несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого не может продолжаться без перерыва более 2 часов, а в общей сложности более 4 часов в день.

2. В допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого участвует защитник, который вправе задавать ему вопросы, а по окончании допроса знакомиться с протоколом и делать замечания о правильности и полноте сделанных в нем записей.

3. В допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, не достигшего возраста шестнадцати лет либо достигшего этого возраста, но страдающего психическим расстройством или отстающего в психическом развитии, участие педагога или психолога обязательно.

4. Следователь, дознаватель обеспечивают участие педагога или психолога в допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого по ходатайству защитника либо по собственной инициативе.

5. Педагог или психолог вправе с разрешения следователя, дознавателя задавать вопросы несовершеннолетнему подозреваемому, обвиняемому, а по окончании допроса знакомиться с протоколом допроса и делать письменные замечания о правильности и полноте сделанных в нем записей. Эти права следователь, дознаватель разъясняют педагогу или психологу перед допросом несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, о чем делается отметка в протоколе.

6. Порядок, установленный частями первой, второй, третьей и пятой настоящей статьи, распространяется и на проведение допроса несовершеннолетнего подсудимого.

Допрос несовершеннолетнего потерпевшего имеет свои особенности, которые связаны с наличием психических черт, характерных для детского, подросткового, юношеского периодов развития.  Эти черты проявляются как в процессе формирования показаний, так и непосредственно в поведении и позиции допрашиваемого на допроса.

С учетом психологических особенностей несовершеннолетних решаются прежде всего вопросы о порядке вызова, месте и продолжительности допроса, допустимости повторного допроса, составляется план допроса.

Очень важно обеспечить максимальное сокращение периода времени между получением вызова и началом допроса с тем, чтобы свести к минимуму возможность обсуждения предмета будущих показаний с родителями, сверстниками, заинтересованными лицами.

На основании ст. 191 УПК присутствие педагога является обязательным при допросе потерпевшего в возрасте до 14 лет и по усмотрению следователя если возраст потерпевшего от 14 до 18 лет. При допросе несовершеннолетнего потерпевшего вправе присутствовать его законный представитель  (ч. 1 ст. 191 УПК РФ).

При привлечении педагога к участию в допросе желательно, чтобы  соответствующее лицо не только имело педагогическое образование, но и работало бы в качестве педагога (желательно с подростками того же возраста, что и допрашиваемый). Целесообразно вызвать для участия в допросе того педагога, которого потерпевший знает и которому доверяет.  Педагог и законный представитель вправе с разрешения следователя задавать несовершеннолетнему вопросы, а по окончании допроса знакомиться с протоколом и делать письменные замечания о правильности и полноте сделанных в нем записей. Допрос несовершеннолетнего не может продолжаться значительное время (ориентир – продолжительность школьного урока) без перерывов для отдыха.

В начале допроса необходимо разъяснить несовершеннолетнему в понятых выражениях права и обязанности допрашиваемого, обратить его внимание на моральный долг говорить правду. В случаях, если лицо не достигло 16 лет, оно не предупреждается об уголовной ответственности за отказ от дачи показаний или за дачу заведомо ложных показаний (ч. 2 ст. 191 УПК РФ). Затем следует дать возможность несовершеннолетнему освоиться в непривычной обстановке, приспособиться к условиям допроса; в непривычной обстановке, приспособиться к условиям допроса; в то же время он продолжает изучать личность подростка, корректирует  в случае необходимости предварительный план допроса.

Свободный рассказ несовершеннолетнего обычно фрагментарен и недостаточно конкретен. В ходе рассказа подросток часто следует не ходу события, а возникшим ассоциациям. Однако допрашиваемого нельзя торопить, обрывать, «досказывать» за него. Упорядочение и пополнение полученных в этой стадии допроса сведений лучше проводить после ее окончания.

Если несовершеннолетний находится  в состоянии чрезмерного возбуждения или подавленности (в связи с травмированием его психики, событием преступления), целесообразно ограничиться допросом лишь в том объеме, какой необходим для осуществления неотложных следственных действий, отложив детальный допрос на несколько часов или даже на 1-2 дня.

Поскольку свободный рассказ детей и подростков, как правило, менее полон, нежели взрослых, относительно большое место в допросе несовершеннолетних занимает вопросно-ответный этап. Необходимо, в частности, задавать напоминающие вопросы, основанные на ассоциациях последовательности, сходства, контраста, отвечающие мышлению, объему знаний и кругу интересов допрашиваемого (например, связанных с началом или окончанием уроков, посещением кино, секции). В свою очередь контрольные вопросы об обстоятельствах, достоверно установленных, позволяют проверить, насколько допрашиваемый ориентируется во времени, последовательности событий, расстояниях.

С учетом того, что внимание несовершеннолетнего легко рассеивается, к составлению протокола допроса, как правило, следует приступать после окончания определенного его этапа, либо использовать для этого перерывы в допросе, либо, наконец, составлять протокол после окончания допроса. В ходе допроса целесообразно делать черновые заметки (в частности, записывать характерные обороты речи допрашиваемого, цифры, даты, имена, фамилии).

Применительно к допросу потерпевших надо оговорить некоторые существенные особенности допроса малолетних (закон не устанавливает минимального возраста, с которого лицо может быть допрошено). Как отмечалось, допрос проводится в наиболее привычной для ребенка обстановке – дома, детском саду, школе и в присутствии родителей, если это полезно для успокоения и установления контакта с малолетним.

Специфику имеет и начальный этап: если при допросе учащихся он протекает в основном в форме беседы (с включением в случае необходимости элементов игры), то при допросе дошкольников он протекает в основном или исключительно в форме игры, в ходе которой «между прочим» ставятся в понятной для детей форме соответствующие вопросы.

Иногда до допроса целесообразно посещать семью детский сад, чтобы ребенок привык к следователю. Если же в прямой контакт с ребенком вступить все же не удается, то определяется формулировка и последовательность вопросов и они ставятся в присутствии следователя педагогом.

Содержание допроса малолетних учащихся фиксируются в проколе допроса потерпевшего, причем 12-13 летним подросткам протокол дается на подпись. Протокол допроса детей более младшего возраста – в зависимости от степени их развития – либо дается им на подпись, либо подписывается только взрослыми участниками допроса. В протокол следователь включает подробное описание обстановки допроса (места, кто присутствовал, как был установлен контакт с ребенком, кто и какие вопросы ставил).

21. В процессе расследования террористического акта с применением взрывотехнического средства был назначен ряд судебных экспертиз. Назовите виды данных экспертиз и определите основные тактические положения при их назначении?

Проведенное нами изучение уголовных дел показало, что при расследовании преступлений, связанных с применением взрывных устройств, следователями, как правило, назначаются взрывотехнические (100 %), судебно-медицинские (56 %), пожарно-технические (15 %), трасологические (14%), баллистические (11 %), судебно-психиатрические (9 %), почерковедческие (5 %) и ряд других экспертиз.

На наш взгляд, при расследовании преступлений террористического характера, совершаемых путем взрывов, в силу многообразия и разноплановости объектов экспертного исследования следователи должны назначать не ряд различных экспертиз, а комплексную взрывотехническую экспертизу. Данная экспертиза включает в себя производство взрывотехнических, металловедческих, химических, трассологических, технологических и некоторых других видов исследований. К примеру, в комплексном исследовании самодельного взрывного устройства, имеющего заряд взрывоопасной смеси, осколочный корпус с насечками, электродетонатор и электробатарею «Крона», мобильный телефон в качестве радиовзрывателя, принимают участие:

- эксперт-металловед (исследование состава, структуры и способа обработки корпуса взрывного устройства);

- эксперт-трассолог (сравнительное исследование следов на корпусе взрывного устройства);

- эксперт-радиотехник (изучение радио- и электронных схем);

- эксперт-взрывотехник (исследование конструкции взрывного утройства в целом, проверка работы электровзрывной цепи, оценка поражающих факторов).

Кроме указанных специалистов, в комплексной экспертизе могут участвовать материаловеды, товароведы, биологи и другие эксперты.

Предмет данного вида экспертизы составляет комплекс задач, разрешаемых в отношении взрывчатых веществ, взрывных устройств и следов их действия с применением методов и технических средств, составляющих суть специальных познаний в области экспертизы следов взрыва. Круг же выясняемых в процессе экспертизы фактов, имеющих доказательственное значение и относящихся к обстоятельствам изготовления, хранения, установления и применения взрывных устройств, достаточно широк и определяется видом и характером объектов экспертизы.

К объектам комплексной экспертизы, как правило, относятся:

- обезвреженные взрывные устройства (промышленного и самодельного изготовления), их детали, взрывчатые вещества; средства инициирования и замедления;

- инструменты, используемые для изготовления взрывного устройства, схемы, чертежи, записи, рисунки, касающиеся изготовления взрывного устройства;

- остатки взрывного устройства и следы взрыва, отобразившиеся на предметах окружающей обстановки;

- пробы почвы и веществ из мест наибольших разрушений, а так же пробы воды и воздуха, соскобы и смывы, сделанные на окопченных и опаленных местах;

- одежда и транспортные средства, образцы веществ и предметов, обстановка на месте происшествия и другие.