Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ВТОРОЙ СЕМЕСТР.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.04.2025
Размер:
2 Mб
Скачать

Лекция. Мистики-интеллектуалы и тайные общества

Причины появления интеллектуального сектантства. Своего рода противовесом рационалистическому взгляду на мир, который всё больше завоёвывал позиции не только в светской науке и в философии, но и протестантской теологии, стал мистицизм, который проявлялся в учениях и хилиастических ожиданиях народный сект. Существовали и одинокие мыслители, создавшие ряд примечательных мистических теорий и систем, на основе которых в свою очередь формировались сектантские мистические группы. Основой их богословия становились внутреннее озарение и индивидуальный духовный опыт.

При этом особенно в первой половине ХVII в. в умах некоторых мыслителей рациональные научные подходы причудливо переплетались с мистическими озарениями и верой в особые, тайные науки, с помощью которых можно познать не только видимый земной мир, но и миры невидимые, потусторонние. Примером может служить известный чешский учёный и педагог Ян Амос Коменский (1592–1670).

Он принадлежал к церкви моравских братьев, ведущей своё начало от гуситов, и после начала Тридцатилетней войны вынужден был покинуть родину. Он пытался объединить бэконианскую науку с оккультными учениями древности, с т.н. «герметические науками», ведущими своё начало от легендарного Гермеса Трисмегиста.

Приглашённый в Англию в самом начале революции, Я.А.Коменский вместе с Сэмюэлом Хартлибом и его кружком, состоявшим из социальных реформаторов, учёных, инженеров, изобретателей, педагогов, работал над созданием «Невидимого Содружества» учёных, призванного облагородить человечество и способствовать его благоденствию. Работы Я.А.Коменского о «Пансофии» – распространении образования, в том числе тайнознания, и правлении элиты учёных во всём мире – были опубликованы С.Хартлибом в Англии и получили большую известность.

«Откровения» Э.Сведенборга. Самым выдающимся мистиком ХVIII в. был, без сомнения, великий шведский учёный Эммануил Сведенборг (1688–1772). Сын лютеранского богослова и епископа, Э.Сведенборг получил хорошее образование в Уппсальском университете. Он изучал филологию, философию, математику, астрономию, рудное дело и вообще естественные науки. Он не был женат, вёл уединённую благочестивую жизнь.

Откровение явилось к нему в 1745 г., когда ему было уже 57 лет. После лёгкой дрожи во всём теле он впал в транс, во время которого получил возможность общаться с духовным миром. Во вступлении к своей первой книге «Небесные тайны» сам Э.Сведенборг свидетельствовал, что после этого первого откровения он в течение нескольких лет находился в постоянном общении с духами и ангелами, слыша их речь и говоря с ними. Он познакомился с потусторонним миром, с различного рода духами, с состоянием души после смерти, с мучениями погибших и блаженством спасённых, пребывающих на небесах, а также с тем вероучением, которое «признаётся во всём небе».

Свою миссию на Земле Сведенборг видел в том, чтобы убедить людей в реальности духовного мира и бессмертии души. Он полагал, что духовные истины соответствуют естественным, и поэтому Бог ввёл его сначала в естественные науки и таким образом подготовил к восприятию наук духовных. После посетившего его откровения и осознания своей миссии Сведенборг отошёл от академических занятий и от должностей при дворе шведского короля и всецело отдался созданию теологических трудов.

Его главные работы – многотомные труды «Небесные тайны», «Объяснение Апокалипсиса», «Откровенный Апокалипсис», а также меньшие по объёму: «Божественная любовь и божественная мудрость», «О небе и об аде», «Учение жизни», «Истинная христианская религия» и др. После смерти Э.Сведенборга его последователи образовали секту сведенборгианцев, или церкви Нового Иерусалима, которая до сих пор существует в Европе и Америке.

Развитие астрологии и других областей тайнознания. В целом следует сказать, что стремление к духовидению и овладению тайными науками – астрологией, алхимией, магией – являлось типичной чертой общественного сознания людей ХVII и ХVIII вв.

Большой популярностью пользовались предсказания Мишеля Нострадамуса и астролога ХVII в. Уильяма Лилли. К астрологии прибегали люди, принадлежавшие к самым разным социальным слоям: короли и аристократы, политики, пуритане, анабаптисты, рэнтеры и квакеры.

Занятия алхимией для многих были внешней попыткой достичь внутреннего просветления и очищения, поэтому процветала практическая медицина. Поиски философского камня связывались с поисками Нового Иерусалима, Тысячелетнего царства, в котором, как утверждали некоторые, улицы будут вымощены золотом, полученным в результате алхимических опытов.

Широкое распространение получили труды Парацельса и других знатоков оккультных наук. Эти мистические учения тесно переплетались с рационализмом и эмпиризмом в науке, с озарениями народных сект и просветительским рвением учёных.

Истоки масонства. Одним из наиболее характерных феноменов смеси мистики и рационализма явилось масонство, активно заявившее о себе именно во второй половине ХVII и особенно в ХVIII в. Исследователи масонства ведут его происхождение от средневековых общин каменщиков – строителей храмов.

Они владели особыми тайнами мастерства и держались всегда особняком от прочих ремесленных гильдий. Они назывались также «франкмасонами», т.е. вольными каменщиками, т.к. освобождались от несения караульной службы и некоторых других повинностей по отношению к городу или сеньору.

Некоторая таинственность объединений каменщиков (называвшихся ложами) делала их особенно притягательными для учёных-эрудитов, стремившихся овладеть тайнознанием. Немаловажное значение имело, по-видимому, и то обстоятельство, что легенда связывала ложи каменщиков со средневековым орденом тамплиеров, или храмовников, который был уничтожен в начале ХIV в.

Великий магистр ордена Жак де Моле и другие его руководители были сожжены на костре по обвинению в отречении от Христа, глумлении над церковными обрядами и поклонении дьяволу Бафомету. История же самого ордена, опять же согласно легенде, восходит к библейскому строителю Соломонова храма Хираму, или Адонираму, убитому заговорщиками в древнем Иерусалиме.

Участие интеллектуалов в масонском движении. Уже в Средние века в союзы франкмасонов входили, помимо строителей-ремесленников, и представители тогдашнего учёного мира, которые становились покровителями и идеологами масонских лож. Они-то, по-видимому, и разработали идею строительства не только храма из камня как места для отправления культа, но храма духовного, невидимого.

Соответственно была создана и иерархия входивших в ложи – от простых каменщиков-строителей («практических масонов») до великих магистров, строивших этот второй храм усилиями своего духа. В промежутке существовало множество других степеней посвящения.

В ХVII в. особенно много лож насчитывалось в Англии и Шотландии. В них входили, помимо собственно каменщиков, представители дворянства, люди с мистическим складом ума и развитым воображением. Их влекло туда любопытство, интерес к таинственным ритуалам, которыми сопровождались заседания лож, мода, иногда тщеславное желание стать патроном ложи. В Эдинбургскую ложу каменщиков входил кромвеловский генерал Монк, усилия которого привели к реставрации Стюартов в Англии. «Практическим масоном» был знаменитый архитектор Чарлза II Кристофер Рен, отстраивавший Лондон, в частности собор св. Павла, после разрушительного пожара 1666 г.

Консолидация английских масонов в эпоху Просвещения. В начале ХVIII в. масонские ложи в современном смысле слова уже преобладали над профессиональными объединениями каменщиков, но «практические масоны» по-прежнему в них входили. Был разработан сложный и таинственный ритуал посвящения, восходивший к ритуалам древних мистерий. Принимаемый в масоны подвергался множеству символических испытаний – водой, огнём, железом, страхом и самой смертью. Задачей этих испытаний было стремление вызвать у новичка ощущение, что он окончательно порывает со своей прежней жизнью и «рождается заново», чтобы стать полноправным членом (на уровне своей степени) вселенской мистической иерархии.

Первая объединённая масонская ложа, получившая название «Великая», была учреждена в Лондоне в 1717 г. В 1723 г. была опубликована «Новая книга уставов», де излагалась легендарная история масонства, а также правила поведения члена ложи. Он должен был подчиняться законам морали и не быть «ни тупым атеистом, ни нечестивым распутником».

Вероисповедание масонов сами они определяли как «всеобъемлющую, объединяющую людей религию, которая состоит в обязанности каждого из нас быть добрым и верным долгу, быть человеком чести и совести, каким бы именем ни называлось наше вероисповедание, и какие бы религиозные догматы ни отличали нас от других людей». Это означало, что масоны готовы принять любое христианское вероисповедание и относиться друг к другу с терпимостью.

С 1726 г. английские масоны начали заниматься филантропической деятельностью. В ложи входили многие представители королевского дома и высшей аристократии. Во второй половине ХVIII в. появляются другие ложи – «Великая английская ложа старых уставов», «Священная королевская арка».

Распространение масонства за пределами Англии. Первые масонские ложи современного типа создали на Европейском континенте якобиты – сторонники английского короля Джеймса (Якова) II, вынужденные бежать из страны после «славной революции» 1688 г. Так во Франции возникли «Ложа совершенного равенства» и «Ложа чистосердечия», а в противовес им – подчинявшаяся «Великой ложе Англии» «Ложа святого Томаса».

Вскоре в Париже, а затем и в других французских городах – Руане, Марселе, Меце – возникают собственно французские масонские ложи по образцу английских и шотландских. С 1760 г. некоторое распространение получают женские ложи, подчинённые местным мужским ложам, куда доступ женщинам был закрыт. Представляете, насколько там было интереснее и таинственнее, чем у мужиков с их бедной фантазией.

В 30-е годы ХVIII в. масонские ложи появляются в Италии. Их создают английские купцы-путешественники и аристократы. Ложи эти пользуются покровительством местных князей. Во второй половине века масонство получает широкое распространение во владениях Габсбургов, ему покровительствует император Иосиф II (1780–1790). Ложи возникают также в Голландии, австрийских Нидерландах, Швеции, Дании и России. Все они испытывают влияние английских лож.

В 1738 г. папа Климент ХII опубликовал буллу, в которой все члены масонских лож отлучались (на всякий случай) от церкви. Эта булла была повторена в 1751 г. Бенедиктом ХIV и в 1786 г. Пием VI. Однако эти отлучения не возымели действия: в век религиозного индифферентизма папские проклятия мало кого могли испугать. Масонами становились даже католические священники.

Розенкрейцеры. К масонству примыкал во многом загадочный орден розенкрейцеров, корни которого уходят в легенды Средневековья и древнюю символику св. Грааля. Легендарным основателем ордена считался Христиан Розенцрейц, немецкий дворянин, который в ХIV в. путешествовал на Восток и познакомился с премудростью восточных магов.

Орден был окружён необычайной таинственностью: встречи его членов происходили раз в год и держались в совершенном секрете, они скрывали даже места погребения своих почивших членов. О них распространялись таинственные слухи: будто бы они не нуждаются в пище, способны становиться невидимыми и неограниченно передвигаться в пространстве, повелевать духами. Они ставили своей целью овладение утерянными тайнами древних наук, достижение долголетия и обогащение монархов с помощью философского камня.

После начала Тридцатилетней войны розенкрейцеры в Германии исчезли или ушли в глубокое подполье. Отдельные их группы действовали в Нидерландах, а с 40-х годов – в Англии. К ним был близок, как говорили, знаменитый немецкий философ Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646–1716). Их преследовали иезуиты, а также протестантские церкви. Розенкрейцеров обвиняли в связи с дьяволом, колдовстве, в занятиях магией и вольнодумстве.

Правдой было то, что духовные и научные поиски членов братства отражали картину тогдашнего состояния науки, причудливого смешения химии с алхимией, астрономии и математики с астрологией, медицины с магией. Розенкрейцеры вступали в масонские ложи, и их история тесно переплетается с историей масонства.

Во второй половине ХVIII в. весьма популярным в аристократических кругах стал орден золотых розенкрейцеров, происхождение которого также теряется во тьме легенд и времён. Золотые розенкрейцеры действовали в Германии, Австрии и других владениях Габсбургов, а также в Польше. Члены ордена делились на семь классов.

Среди них, как сообщалось, было 77 «магов», 2700 «верховных философов первого ранга», 3900 «высших философов второго ранга», 3000 «младших магов», 1000 «адептов», 1000 молодых членов ордена и некоторое количество только что принятых новичков. В 1775 г. управление ордена было перенесено в Вену, а в 1777 г. розенкрейцеры объявили себя высшей ступенью масонского ордена.

Течения внутри масонства. Европейское масонство было также связано с шотландскими ложами, которые множились и приобретали особое влияние в ХVIII в. не только в самой Шотландии, но и во Франции. Внутри масонского движения существовали ложи «строгого послушания», к которым принадлежали В.А.Моцарт, И.В.Гёте, Г.Э.Лессинг.

Другой разновидностью масонов были мартинисты, названные так по имени своего основателя – французского мистика и оккультиста Луи-Клода де Сен-Мартена. С масонским движением был также связан орден иллюминатов, в противоположность оккультным учениям ставивший своей целью распространение разума, просвещения и добродетели.

Масоны также поддерживали связи с другими тайными организациями – ложами, братствами, орденами и т.п. с деятельностью масонов связаны имена двух знаменитых авантюристов ХVIII в. – графа Калиостро и графа Сен-Жермена.

Взаимоотношения масонства с Просвещением. По этому поводу историки спорят до сих пор. Хотя многие крупнейшие представители Просвещения – Д'Аламбер, Гельвеций, Вольтер, Толанд, Лессинг, Гёте – являлись членами масонских лож, это отнюдь не означает, что масонство в целом можно назвать просветительским движением.

Наоборот, строгая секретность ряда обществ, таинственность и мистико-оккультная окраска учений и ритуалов, нарочитая запутанность легенд противостояли культу разума и науки, который проповедовали просветители. Между масонами и просветителями велась полемика, часто весьма ожесточённая и полная сарказма.

Таким образом, масонское движение было весьма пёстрым. Его нельзя отнести целиком ни к «правым», ни к «левым», ни к либералам, ни к консерваторам. Особенно ярко это продемонстрировала Великая французская революция 1789–1794 гг. Масоны оказались в рядах обоих противостоявших в революции лагерей – и революционного, и монархического.