Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ВТОРОЙ СЕМЕСТР.doc
Скачиваний:
1
Добавлен:
01.04.2025
Размер:
2 Mб
Скачать

Лекция XIV. Запад на пути к индустриальному обществу

Завершение промышленного переворота в Англии. Двадцатилетие почти непрерывных войн в Европе в конце ХVIII – начале ХIX в. способствовало ускорению темпов перехода от мануфактуре к фабричному производству. Английские промышленники производили в огромных количествах амуницию и различные виды оружия. За это время ими было продано за рубеж 3,5–4 млн. ружей. Объём выпуска продукции в металлургии вырос со 125 тыс. до 400 тыс. т.ежегодно.

В 20-е – 30-е годы ХIX в. Англия вступает в завершающую стадию промышленного переворота. Если раньше механики конструировали машины вручную, то теперь возникает новая отрасль промышленности – машиностроение. В условиях скудости почв в Англии ускоряются процессы индустриализации и урбанизации. Сельское хозяйство как главная сфера экономической жизни Англии постепенно сходит на нет.

Все эти факторы способствовали превращению Англии в «мастерскую мира». К середине ХIX в. почти половина всей мировой промышленной продукции производилась в Великобритании. Английская лёгкая промышленность потребляла 46–48% мирового хлопка.

Дискуссии историков о промышленной революции ХIX в. Среди учёных, не разделяющих марксистские представления об истории (исторический материализм), выделяются два направления. Представители одного из них, называемого эволюционным, считают, что никакой промышленной революции в конце ХVIII – первой половине ХIX в. не произошло. Всё это началось ещё в эпоху классического Средневековья и шло своим чередом. Об этом писал в начале ХХ в. известный историософ Арнолд Тойнби.

Представители другого немарксистского направления в исторической науке заявляют о том, что промышленный переворот рубежа ХVIII–ХIX вв. был одним из многих, которые пережило человечество. Один из наиболее ярких представителей этой исторической школы – шведский историк Аккерман – насчитывает по крайней мере четыре подобных революции в истории человечества: ХIII в. (изобретение механических часов), ХVIII–ХIX вв. в Англии (машинное производство), активное внедрение электричества в середине ХIX в. и появление химической промышленности в конце ХIX в.

Что же касается историков-марксистов, то они не только подчёркивают революционный характер изменений, происшедших в ХIX в. в индустриальной сфере передовых западных государств, но и выделяют две стороны промышленного переворота: экономическую и социальную. С экономической точки зрения в рассматриваемое время произошла принципиальная замена мануфактурного производства машинным. В новых условиях феодальный способ производства уже не мог конкурировать с капиталистическим, что способствовало кризису феодальных экономик и государств.

Социальная сторона промышленного переворота проявилась в том, что резко изменилась социальная структура общества. Вместо прежнего сословия горожан появился класс буржуазии, а низы города и деревни постепенно вливались в другой новый общественный класс – пролетариат.

Распространение машинного производства на различные регионы Европы. Великая Французская революция расчистила путь для более свободного экономического развития страны, но огромная доля мелких собственников, каждый из которых, не имея достаточных средств для модернизации своего производства, пытался во что бы то ни стало сохранить его, мешала распространению машин на французских предприятиях. Лишь в 40-е – 50-е годы ХIX в., благодаря развитию кредитной системы, темпы индустриализации во Франции резко возросли, а в 50-е – 60-е годы промышленный переворот здесь завершился.

В США революционные изменения в экономике отмечаются во втором десятилетии ХIX в., прежде всего в хлопчатобумажной промышленности. Факторами, способствовавшими ускорению промышленного переворота в США, явились появление значительного слоя зажиточных фермеров, а также бум железнодорожного строительства. К середине ХIX в. переход к машинному производству в США завершился.

Раздробленность Германии тормозила внедрение здесь новейшей техники. После создания в 1815 г. Венской системы в Германии началось быстрое развитие хлопчатобумажной промышленности, а с возникновением в 1834 г. Германского таможенного союза промышленный переворот распространился на все германские государства. Тогда же в стране разворачивается железнодорожное строительство, пик которого приходится на 50 – 60-е годы. Лишь после образования Германской империи на немецких землях завершился промышленный переворот.

Еще позже революция в сфере экономики произошла в Италии (40 – 90-е годы ХIX в.) и в юго-славянских странах. Что касается Азии, то здесь переход от мануфактуры к фабрике произошел раньше всего в Японии, да и то лишь в самые последние десятилетия ХIX в., когда сказались результаты состоявшейся в 1867 г. «революции Мэйдзи». Остальные государства и территории Азии и Африки оставались на уровне Средневековья.

Технический прогресс и политическая жизнь. Взаимовлияние промышленного переворота и политики очевидно. Появление новых видов вооружения, использование более совершенных и мощных двигателей, военный флот, железные дороги, во много раз сокращающие время в пути и стоимость перевозок, новые способы связи – телеграф и телефон и другие технические и научные достижения позволили ведущим развитым странам значительно усилить свою военную мощь и обороноспособность, проводить активную внешнюю политику, диктовать условия на международной арене.

Прогресс в типографском деле создал реальную возможность появления регулярной прессы – газет и журналов, на страницах которых в острой полемике отражалась политическая борьба, происходящая в обществе, формулировались программы и кредо различных партийных группировок.

Усовершенствованные печатные машины и скорая доставка по железной дороге обеспечивали огромные тиражи и своевременное (на следующий день, а иногда и в тот же день) оповещение читателей свежими новостями. С помощью прессы происходило формирование общественного мнения.

Влияние промышленной революции на науку и культуру. Стремительная индустриализация западного мира позволила вывести науку на качественно новый уровень. Научные открытия в области математики, механики, физики, химии, биологии, физиологии, медицины и т.д. опровергли господствовавшее в ХVIII в. убеждение о том, что весь мир уже познан, основные законы мироздания уже открыты, и осталось лишь научиться ими пользоваться, совершенствуя природу и самих себя.

Новые достижения отодвинули горизонты познания, внеся в представления человека, с одной стороны, идею о невозможности конечного знания, а с другой – осознание безграничных возможностей человеческого мозга. Использование в повседневной жизни технических новшеств, привыкание к ним и к тем преимуществам, которые они создавали – будь то поездки по железной дороге, электрическое освещение или телефонная связь – формировали новые черты характера человека.

Умение обращаться со сложными и не всем понятными станками и приборами, признание преимуществ нового, приобретение или владение им означало «причастность к прогрессу», повышало самооценку человека и его социальную значимость в глазах окружающих. Это делало его решительнее, увереннее в себе. Наличие телеграфного и телефонного сообщения вырабатывало привычку быстро принимать решения, чётко и более жёстко формулировать своё мнение.

Появлялся новый тип литературного героя, новая эстетика в живописи, в поэзии, в музыке, в архитектуре. Эти веяния отражались и в моде, интерьере, оформлении витрин и т.д. В языке приживались новые словосочетания и обороты, заимствованные из техники. Формировалась новая ментальность, непременной чертой которой было безусловное признание достижений технического прогресса.

Исключительное положение Европы в ХIX в. Промышленный переворот, начавшийся во второй половине ХVIII в. в Великобритании и распространившийся оттуда, прежде всего, на соседние европейские государства, сделал Европу самой передовой частью света в экономическом отношении. Особенно значительными были перемены, происшедшие здесь во второй половине ХIX в.

Во многих областях промышленности сталь постепенно вытесняет железо. Через всю Европу прокладываются тысячи километров железных дорог. Телеграф и телефон соединяют страны и континенты, молодая химическая промышленность начинает производить синтетические красители, медикаменты и бумагу. С помощью электрической энергии лампы и фонари освещают тёмные рудничные штольни, ночные улицы городов и фабричные цехи. К началу ХX в. на рынках сбыта появляются первые автомобили.

К 1880 г. население Европы насчитывало около 200 млн. человек, а за последующие 100 лет оно выросло более чем втрое – и это несмотря на массовую эмиграцию из Европы, в первую очередь, в Северную Америку. Правда, в 1840 г., во время голода в Ирландии погибло около миллиона человек, однако с тех пор такие катастрофы не повторялись.

Успешно развивалось сельское хозяйство, к тому же большое количество зерна поставлялось из США и России. По сравнению с ХVIII в. Европу в ХIX в. можно было считать мирным континентом. Войны, захваты чужих земель происходили преимущественно в других частях света.

Международное разделение труда. Раньше в Европу из других частей света ввозились лишь благородные металлы, пряности и предметы роскоши. Однако после того, как в Европе произошел промышленный переворот и, благодаря развитию транспорта, стало возможным объехать вокруг света за 80 дней, положение в корне изменилось. Пароходы, железные дороги и телеграф сблизили далекие континенты, и это способствовало возникновению единой мировой экономической системы.

Было положено начало т.н. международному разделению труда, оживилась мировая торговля, оборот которой увеличился в пять раз. От этого в первую очередь выигрывали те страны, которые к тому времени уже обладали передовой промышленностью и технологией, развитым транспортом и крупными финансами.

Остальным же странам за пределами Европы не оставалось ничего другого, как принять навязанные им правила игры. Им выпала задача снабжать продовольствием и сырьём развитые индустриальные державы и служить рынками сбыта для их промышленных товаров. И такой порядок закрепился надолго, поскольку крупные промышленные страны обладали военным превосходством и продолжали завоёвывать колонии в остальных районах мира.

Если не считать Японии и США, промышленное развитие за пределами Европы шло крайне медленно. Более того, колониальная система искусственно тормозила процесс индустриализации. Например, Индия, являвшаяся некогда ведущим производителем и экспортёром текстильных товаров, под нажимом британских колониальных властей вынуждена была уступить фирмам Великобритании, которые наводнили страну своими тканями. Теперь Индия поставляла текстильным фабрикам Манчестера хлопок, о оттуда получала готовые ткани и платья.

Индия уступала Великобритании в технической оснащённости фабрик, в наличии квалифицированных рабочих и в уровне зарплат. В середине ХVIII в. в Индии и Китае было значительно развито текстильное производство, однако к началу ХХ в. положение изменилось, и на долю этих стран теперь приходилось не более 10% текстильных товаров. Разрушение национальной текстильной промышленности в Индии привело к началу разрушения индийской общины, о чем писал К.Маркс в середине ХIX в.

В этот же период стала шириться пропасть между богатыми промышленными державами и нищими, отсталыми странами. Это проявлялось, в частности, в том, что заработная плата рабочих в индустриальных странах была во много раз выше, чем в странах, находившихся на обочине мировой экономической системы.

Развитие политической экономии. Д.Рикардо. Величайшим учёным-экономистом ХIX в. по праву считается шотландец Давид Рикардо (1772–1823). Разбогатев в молодости на биржевых спекуляциях, он посвятил научным исследованиям последние 13 лет своей жизни. Д.Рикардо разработал схему золотого стандарта английского фунта стерлингов, которая использовалась в течение ста лет.

Мировую славу принесло Д.Рикардо вышедшее в 1817 г. исследование «Начала политической экономии и налогового обложения». Рассматривая научные проблемы с точки зрения различных социальных групп общества, Д.Рикардо пытался раскрыть закономерности формирования цены как главного экономического феномена. Вслед за А.Смитом он утверждал, что стоимость товара определяется прежде всего затратами на его изготовление.

Д.Рикардо также обнаружил главный двигатель международной торговли – принцип сравнительных затрат или относительного преимущества. Он предсказал, что всемирная торговля сплотит все нации воедино.

Создание математической теории спроса А.О.Курно. Свою научную деятельность Антуан Огюстен Курно (1801–1877) начинал как математик. Однако он не хотел ограничиваться рамками своей профессии и пытался с помощью математики по-новому взглянуть на проблемы других наук и найти связи между ними.

Преподавательская и административная карьера А.О.Курно была весьма успешной. Он был ректором Гренобльского университета, а в 1838 г. занял должность генерального инспектора учебных заведений Франции. Однако вышедшая в том же году его книга «Исследование математических принципов теории богатства» получила всеобщее признание и мировую славу лишь в ХХ столетии.

А.О.Курно впервые глубоко проанализировал связи спроса и цены при различных рыночных ситуациях. Такой анализ дал ему возможность сформировать закон спроса и вплотную подвести экономическую науку к осознанию понятия «эластичность спроса», на которое сегодня опираются все способы изучения товарных рынков для выработки коммерческих стратегий. Именно А.О.Курно сумел математически строго доказать, что наибольшую выручку от продаж обеспечивает чаще всего далеко не самая высокая цена.

Начало глобализации экономики. Во второй половине ХIX в. наметилась тенденция к образованию единой мировой экономической системы. Прежние и вновь возникающие индустриальные державы во много раз увеличили производство и торговлю. Мировой экономический кризис, разразившийся в 70-х годах, значительно обострил борьбу за рынки сбыта и источники сырья.

Страны одна за одной увеличивали размеры таможенных пошлин, стремясь оградить от конкуренции собственную промышленность. Благодаря этим протекционистским мерам рынки сбыта в Европе и США оказались недоступными, и экспортерам не оставалось ничего другого, как устремить свои взоры на другие регионы мира.

Самым важным следствием начала глобализации экономики стало появление монополий: картелей, синдикатов, трестов, концернов. Сначала монополистические объединения возникали в национальных экономиках отдельных стран, затем некоторые из них стали международными (транснациональными). В наиболее передовых государствах монополии появились уже в 80 – 90-е годы ХIX в.

Монополизация нефтяного рынка США Дж.Д.Рокфеллером. В 1870 г. опытный американский бизнесмен и финансист Джон Дейвисон Рокфеллер (1839–1937) возглавил нефтяную компанию «Стандард Ойл». Он сумел предугадать, что в перспективе роль нефтепродуктов в экономике будет возрастать, и тот, кто поставит рынок этих продуктов под свой контроль, обеспечит себе гигантские барыши.

На протяжении последующих 12 лет глава «Стандард Ойл» путём интриг, экономического подавления конкуренции за счёт более низких цен, а также скупки наиболее упорных противников захватил контроль над 90% мощностей США по добыче и переработке нефти. Фирма Дж.Д.Рокфеллера стала также владелицей всех трубопроводов США.

Добившись полного контроля над рынком нефтепродуктов США, Дж.Д.Рокфеллер решил в 1882 г. закрыть половину своих предприятий, резко сократив предложение нефтепродуктов на рынок, и одновременно поднять цены на волне им же созданного дефицита.

Принятие антимонопольного законодательства в США. Демонстративные и наглые действия Дж.Д.Рокфеллера натолкнулись на организованное сопротивление американского общества. Представители различных слоёв населения США объединились в протесте против экономических мероприятий «нефтяного короля».

Под давлением массового движения американцев, возмущённых не только действиями Дж.Д.Рокфеллера, но и засильем трестов в стране, Конгресс США вынужден был разработать специальный закон, призванный ограничить диктат монополий. Его автором стал сенатор Дж.Шерман.

Статья 1 «закона Шермана» объявляла незаконным всякое объединение в форме треста или в иной форме, а также соглашение, направленное на ограничение торговли. Уже на основе этого закона в 1892 г. суд штата Огайо постановил разделить «Стандард Ойл» на 33 независимые компании (по тогдашнему числу штатов США).

Несмотря на предусмотренные «законом Шермана» суровые санкции против монополистов, его выполнение на практике сталкивалось с большими трудностями, вызванными высоким уровнем коррупции тогдашней власти в США. В 1892–1896 гг. из пяти громких судебных процессов против трестов четыре завершились в их пользу.

Исследование экономики семьи и личного потребления Т.Вебленом. Индустриализация дала возможность значительно большему, чем прежде, числу людей иметь средства, намного превышающие прожиточный минимум. В связи с этим американский экономист норвежского происхождения Торстейн Веблен (1857–1929) задался вопросом: зачем человек покупает товары сверх того, что обеспечивает ему выживание и нормальные условия для воспроизводства рода?

В своей широко известной книге «Теория праздного класса», опубликованной в 1899 г., он дал научный анализ закономерностей потребления американских семей, относящихся к высшему и среднему классам, и подверг ядовитой критике их образ жизни.

Т.Веблен пришёл к выводу, что после того, как люди получают возможность удовлетворять свои основные материальные потребности, их поведение начинает определяться «законом демонстративного расточительства». Они начинают покупать для того, чтобы продемонстрировать окружающим свое благосостояние и подчеркнуть достигнутый в жизни успех. Особенно это характерно для наиболее состоятельных слоёв общества.

В качестве доказательств Т.Веблен приводит женскую моду и дорогостоящие изделия ручной работы. Он отмечал, что эти изделия ничем не лучше товаров массового, машинного производства, но зато более редки и потому удовлетворяют тщеславие граждан, охотно переплачивающих за них немалые деньги.

Многие из выводов Т.Веблена, вполне справедливых для стран с высоким уровнем благосостояния, и сегодня активно используются при проведении рекламных кампаний и организации продаж товаров народного потребления.

Отвергнув точку зрения, что человеческое поведение определяется только стремлением к получению максимального удовольствия от жизни, Т.Веблен утверждал, что на действия людей влияют ещё несколько мощных сил: инстинкт мастерства, родительские чувства, праздное любопытство, инстинкт себялюбия.

Учёный считал, что родительское чувство, присущее и животным, у человека приобретает новое качество и перерастает в заботу о процветании не только собственной семьи, но и страны в целом. Но человек – существо противоречивое, и в душах людей родительское чувство сталкивается с инстинктом себялюбия, проявляющемся обычно в стремлении к стяжательству.

Борьба этих двух сил заметно сказывается на экономическом поведении людей. Даже праздное любопытство, по мнению Т.Веблена, играет не последнюю роль в экономических механизмах цивилизации.