Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ВТОРОЙ СЕМЕСТР.doc
Скачиваний:
1
Добавлен:
01.04.2025
Размер:
2 Mб
Скачать

Лекция iх. Новые экономические реалии и теории хvii – хviii вв.

Начало торговых войн между ведущими державами. Инициатором первой из торговых войн была Англия. В 1650 г. её парламент принял закон, запрещавший иностранцам торговать в английских колониях без разрешения Англии. В 1651 г. этот запрет был дополнен ещё одним актом, вошедшим в историю под названием «Навигационного». Он лишал иностранных купцов (прежде всего голландских) возможности посредничать в торговле Англии с её колониями.

Поняв, сколь велики будут их потери от такого дискриминационного законодательства, голландцы объявили Англии войну. Однако англичане быстро разбили голландский флот и, воодушевлённые победами, начали нападать на колонии Испании в Вест-Индии, стремясь захватить и этот источник прибыльных товаров.

Правда, поначалу правитель Англии Оливер Кромвел (1653–1658) был согласен отказаться от военных действий и даже заключить с Испанией мирный договор. В обмен на мир О. Кромвел потребовал от Испании свободы торговли с испанскими колониями для английских купцов и отказа «святой» испанской инквизиции от попыток контролировать верующих на берегах Альбиона.

Посол Испании отказался принять эти условия, заявив, что это равнозначно требованию «обоих глаз его государя». Тогда Англия вступила в войну с Испанией и захватила Ямайку. Одновременно британцы активизировали войну с Нидерландами, стремясь разгромить обоих своих конкурентов по международной торговле.

Затем в войну с великой торговой державой – Нидерландами – вступила и Франция. Тем временем в Англии произошла смена власти – правление О. Кромвела завершилось, и на трон вступил Чарлз II (1660). Но в торговых войнах это ничего не изменило. Новый король продолжил политику «узурпатора трона» О. Кромвела, ибо торговые интересы Англии оставались неизменными и не зависели от личности правителя. А потому Англия уже при Чарлзе II (1660–1685) приняла второй Навигационный акт, ещё более жёсткий по отношению к голландским купцам и судовладельцам.

Потерпев поражение в войнах за право участия в торговле с американскими колониями, нидерландские купцы решили отыграться в другой части света. Именно ради этого они заставили своё правительство начать в 1658 г. войну с Португалией. Цель этой войны была проста и очевидна: захватить контроль над торговлей перцем в Азии. Торговые войны полыхали по всему земному шару почти до конца ХVIII в., пока Британская империя не разгромила своих основных торговых соперников и не стала владыкой мирового рынка.

Появление бумажных денег. Прообразы банков, предоставлявшие кредит только своим пайщикам, появились в Италии в ХII в. Первые капиталистические банки в виде банкирских домов возникли в Англии в конце ХVII в. В Лондоне банкиры вышли преимущественно из среды золотых дел мастеров, а в провинциальных городах – из среды купцов. Золотых дел мастера уже в начале ХVII в. стали платить проценты по вкладам и сосредоточили у себя в виде депозитов значительные денежные капиталы купцов.

За счёт этих вкладов, а также собственных средств они кредитовали в первую очередь государство. В дальнейшем банкиры стали предоставлять кредит и нарождавшейся торгово-промышленной буржуазии. В конце ХVII и начале ХVIII вв. в крупных провинциальных городах Англии ряд купцов, сочетавших ранее торговлю товарами с торговлей деньгами, стал специализироваться на денежно-торговых и банковских операциях.

В 1694 г. был организован (сначала как частный акционерный) Английский банк с уставным капиталом 1,2 млн фунтов стерлингов. При этом группа крупных лондонских банкиров предоставила правительству на указанную сумму заём и взамен получила право организовать банк с исключительным правом эмиссии банковских билетов (банкнот) в Лондоне и в пределах 65 миль вокруг него.

Постепенно банковские билеты стали принципиально новой формой денег. Они свободно обменивались на звонкую монету в соответствии со своим номиналом. По сути своей они являлись «представителями» монет. Хотя первые бумажные деньги, как известно, появились в средневековом Китае, там они не способствовали развитию денежного обращения в его капиталистических формах.

Возникновение политической экономии. Родоначальником классической политэкономии был английский врач Уильям Петти (1623–1687). В 1662 г. он издал свою первую работу «Трактат о налогах и сборах», за которой последовало еще несколько книг, сделавших У. Петти широко известным в тогдашней Европе.

По мнению У. Петти, богатство создаётся в сфере материального производства, купцы же не создают «никакого продукта, а играют лишь роль вен и артерий, распределяющих… кровь и питательные соки политического тела, а именно продукцию сельского хозяйства и промышленности».

Деньги У. Петти не считал богатством страны и писал, что надо не накапливать их, а пускать в оборот, указывая, что законы, запрещающие вывоз денег из страны, «противоречат законам природы и, таким образом, неосуществимы». Он ввёл понятие денежной массы, необходимой для страны. В качестве главной функции денег он выделял средство обращения.

У. Петти первым стал различать рыночную цену и стоимость, называя их «ценой политической» и «ценой естественной». Цена определяется стоимостью, стоимость определяется затратами производства. Двумя главными факторами производства У. Петти считал труд и землю. «Труд есть отец… богатства, а земля – его мать!» – писал он.

Заработная плата определяется У. Петти как цена труда, в основе которой лежит стоимость минимума средств существования рабочего. Прибыль, которую он называл земельной рентой, так как оперировал в основном примерами из сельского хозяйства, У. Пети определяет как разницу между стоимостью товара и стоимостью издержек.

Цена земли не укладывалась в схему У. Петти, по которой в основе цены лежит стоимость. Земля не может иметь стоимости, так как она не продукт труда. Поэтому в основу цены земли он кладёт ренту, которую можно получить с покупаемого участка.

«Афёра века» Джона Ло. Одной из самых колоритных фигур в галерее великих экономистов раннего Нового времени был Джон Ло (1671–1729), сын богатого банкира из Шотландии. С ранней молодости «Красавчик Ло», как его звали друзья, пустился во все тяжкие, завоевав репутацию распутника, игрока и дуэлянта. В апреле 1694 г. он убил человека на дуэли и был за это приговорён к смертной казни. Не дожидаясь визита палача или решения о помиловании, Джон с помощью друзей бежал из тюрьмы, спрыгнув с высоты 9 метров, и укрылся в Голландии.

В этой стране, используя свой талант спекулянта и игрока, Дж. Ло вскоре стал обладателем большого состояния. Когда он решил закончить свои странствования и осесть в Париже, его капитал составлял 1,6 млн ливров. Приезд во Францию был вызван желанием Дж. Ло реализовать здесь свои экономические идеи, которые он вынашивал уже много лет. Прежде всего, он попытался использовать механизм акционерных фирм для оживления экономики Франции и обогащения акционеров.

В этих целях он учредил специальную организацию – «Компанию Индий», которая должна была осваивать долину р. Миссисипи (тогда эти территории были колонией Франции). Поначалу всё шло именно в этом направлении. «Компания Индий» основала Новый Орлеан, названный так в честь покровителя Дж. Ло – регента Франции Филиппа Орлеанского.

Компания действовала в форме акционерного общества. Для того чтобы стать её участником, нужно было внести деньги в уставный фонд в обмен на акцию. Чтобы акции покупали охотнее, Королевский банк, директором которого являлся тот же Дж. Ло, начал по его указанию давать кредиты на их покупку. Созданная Дж. Ло «Компания Индий» являлась одной из первых акционерных фирм, открытых для широких масс рядовых акционеров, а не только для богатейших купцов.

Поначалу у «Компании Индий» была прекрасная репутация. Но потом выяснилось, что во исполнение теоретических прожектов своего главы эта компания занялась вовсе не реальными операциями в долине великой реки, а финансовыми махинациями. Дж. Ло, реализуя свои теоретические воззрения, решил создать новую систему организации государственных денежных операций.

Средства, собранные с помощью продажи акций, Дж.Ло тратил на покупку ценных бумаг государства, становясь его крупнейшим кредитором. Суммарная стоимость скупленных Дж.Ло облигаций превышала 2 млрд ливров. Это означало, что в руках Королевского банка постепенно сосредоточивалась небывалая власть над страной. Однако аккумулированные директором банка средства практически не приносили дохода.

Чтобы продолжать игру, Дж.Ло вынужден был печатать всё новые и новые банкноты своего банка, расплачиваясь ими по всем обязательствам. Размеры такого выпуска превзошли все мыслимые границы и представляли для проекта Дж. Ло огромную опасность. Наступил момент, когда у Королевского банка обнаружился дефицит драгоценных металлов для обмена их на банкноты, и директор приказал своим служащим ограничить обмен.

Это только усугубило положение: лишённые реального обеспечения банкноты превратились в малоценные «бумажки» (на «чёрном рынке» их продавали и покупали лишь за ¼ номинальной стоимости). Поскольку банкноты Королевского банка служили главным средством обращения страны, дела во Франции пошли совсем худо. Цены начали расти, в Париже стало не хватать продовольствия. Крестьяне не хотели его продавать за «пустые» банкноты.

В ноябре 1720 г. кризис достиг предела. Регент вынужден был лишить банкноты Королевского банка статуса законного платёжного средства. Дж. Ло едва не был убит разъярённой толпой, требовавшей размена банкнот на «настоящие деньги». Он спасся во дворце регента и месяц спустя бежал в Брюссель. Во Франции Дж. Ло бросил всё своё имущество, которое было немедленно конфисковано в погашение его долгов.

Дж. Ло как теоретик банковских реформ. Самый яркий аферист ХVIII в. был одержим идеей облагодетельствовать человечество путём создания новой банковской системы. По его мнению, реализация такого проекта могла дать экономическому прогрессу человечества толчок не меньший, чем Великие географические открытия. Плодом размышлений Дж. Ло стала книга «Деньги и торговля, рассмотренные в связи с предложением об обеспечении нации деньгами», вышедшая в 1705 г.

Дж. Ло был убеждён в том, что он нашёл рецепт обеспечения процветания наций. Секрет этот, по его мнению, прост: необходимо обеспечить изобилие денег в стране, а уж это создаст условия для полного использования земли, рабочей силы, предпринимательских талантов, т.е. всего, что образует настоящее богатство страны.

Он писал: «Внутренняя торговля есть занятость людей и обмен товаров… Внутренняя торговля зависит от денег. Большее их количество даёт занятие большему числу людей, чем меньшее количество… Хорошие законы могут довести денежное обращение до той полноты, к какой оно способно, и направить деньги в те отрасли, которые наиболее выгодны для страны; но никакие законы… не могут дать людям работу, если в обращении нет такого количества денег, которое позволило бы платить заработную плату большему числу людей».

При этом Дж. Ло имел в виду вовсе не металлические деньги, а бумажные, кредитные деньги – банкноты, которые, по его мнению, должны были выпускаться банком в соответствии с нуждами хозяйства. Иными словами, Дж. Ло пришёл к пониманию того, что банк может выпускать больше бумажных денег, чем стоят ценности, хранящиеся в его сейфах и являющиеся обеспечением банкнот. Его расчёт был внешне прост – увеличенное с помощью кредитных денег количество товаров наполнит банковские билеты реальным содержанием, оправдав их опережающий выпуск в обращение.

Осознание возможности такого обращения с бумажными деньгами – кредитной эмиссии – требовало глубокого понимания законов денежного мира, Дж. Ло им обладал. Он придерживался совсем не тривиальной для своего времени точки зрения, что проводить такие операции с бумажными деньгами может и должен лишь государственный банк, защищающий интересы нации в целом, а не отдельных банкиров.

Первая попытка Дж. Ло стать главным банкиром и финансистом страны была предпринята им на родине. Одна оказалась неудачной, поскольку шотландский парламент отклонил его проект создания государственного банка. Больше повезло Дж. Ло во Франции, но чем это закончилось, описано выше. Главной причиной краха планов Дж. Ло было отсутствие системы резервов, опирающейся на согласованные действия многих банков, а не одного, пусть даже главного эмиссионного института страны.

А. Смит – отец современной экономической теории. Великого шотландца Адама Смита (1723–1790) в равной степени почитают все учёные-экономисты вплоть до мар­ксистов. Неслучайно В. И. Ленин в статье «Три источника и три составные части марксизма» назвал экономическую теорию А. Смита одним из источников учения К. Маркса.

Выпускник университета в Глазго, А. Смит сделал его мировым центром экономиче­ской науки, возглавив в нём сначала кафедру нравственной философии, а затем и сам университет. Научные взгляды А. Смита оформились в логически выверенную экономиче­скую теорию в ходе многолетней подготовки к лекциям.

Однако для написания фундаментального труда, отражающего всё богатство научной мысли А. Смита, ему потребовалось девять лет полного отшельничества, в результате чего в 1776 г. вышло в свет главное сочинение его жизни – «Исследование о природе и причи­нах богатства народов». В этом произведении А. Смит изложил свой взгляд на человека с трёх точек зрения: с позиций морали и нравственности, с позиций гражданских и государственных, с позиций экономических.

Он попытался объяснить экономические отношения людей именно с учётом особенностей их существа, считая, что человек эгоистичен от природы и поэтому его цели вполне могут противоречить интересам окружающих. Но люди всё же ухитряются как-то сотрудничать друг с другом ради общего блага и личной выгоды каждого.

Следовательно, существуют механизмы, обеспечивающие такое сотрудничество. Если их выявить, то можно понять, как устроить экономические отношения ещё более рационально. Эта идея побудила А. Смита заняться проблемами разделения труда.

В этом отец экономической теории видел источник благосостояния любого народа мира. А. Смит также первым чётко показал роль разделения труда в повышении его производительности. Он дал ответ и на вопрос, почему разделение труда и обмен так неуклонно сопутствуют истории человечества.

Великий шотландец показал, что обмен товарами происходит тогда и только тогда, ко­гда он выгоден обеим сторонам. Это была революционная для своего времени идея, которая до сих пор нелегко усваивается людьми, мало знакомыми с экономикой.

До А. Смита на обмен и торговлю смотрели в соответствии с шутливым утверждением, приписываемым ещё древним грекам: «Рынок – это специально отведённое место, где люди могут обманывать друг друга». Иными словами, считалось, что в любой сделке одна сторона выигрывает, а вторая соответственно обязательно проигрывает.

А. Смит доказал, что на самом деле существует универсальная выгода для всех, кто вступает в обмен товарами. Эта выгода – экономия его участниками своего труда. Человек соглашается на обмен только тогда, когда полагает, что затратил на изготовление отдаваемого товара меньше времени, чем ему пришлось бы потратить на изготовление того товара, который он хочет выменять.

Если обмен происходит свободно и его участники вольны в выборе партнёров и согласовании цен, то такой обмен – благо для всех его участников и страны в целом. Таким образом, А. Смит доказал, что без обмена бессмысленно и невозможно само разделение труда, а без него дорóги к росту объёмов производства и благосостояния народа не найти.

В отличие от своих предшественников А. Смит сумел понять и доказать, что богатство нации создаётся не только в сельском хозяйстве или в торговле, но всеми видами производства, существующими в экономике.

Помешать росту богатства страны может только неблагоразумие её правителей, поскольку «великие нации никогда не беднеют из-за расточительности и неблагоразумия ча­стных лиц, но они нередко беднеют в результате расточительности и неблагоразумия го­сударственной власти», - писал А.Смит.

Развитие идей монетаристов Д. Юмом. «Революция цен», начавшаяся в ХVI в., заставила европейцев заняться проблемами теории денежного обращения. Родоначальником монетаризма можно назвать флорентийского банкира Б. Даванзатти, написавшего в ХVI в. книгу «Чтение о монете».

Идеи ранних монетаристов были критически переосмыслены английским мыслителем Дэвидом Юмом (1711–1776), сформулировавшим «количественную теорию денег». Суть её заключается в том, что уровень цен в стране зависит от количества денег в обращении.

Д. Юм писал: «В каждом королевстве, куда деньги начинают притекать в большем обилии, чем прежде, всё приобретает новый вид: труд и промышленность оживают, торговец становится более предприимчивым, и даже фермер идёт за своим плугом с большей живостью и вниманием», но потом наступает расплата в виде инфляции и роста цен, ибо рынок всё равно уравняет цену произведённых товаров с количеством выпущенных денег.