Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
V_V_Buryak_Antichnaya_filosofia.doc
Скачиваний:
42
Добавлен:
19.11.2019
Размер:
3.95 Mб
Скачать

Мифологическая и философская картины мира

Миф открывает эпоху «больших нарративов», «метарассказов», «метаповествований». Тогда сами исторические события и рассказ о них были тождественны, и даже, более того, пересказ какой-либо истории о «деяниях богов» оказывался первичной данностью, реальностью, «образцом», с которым впоследствии сравнивалась актуальная действительность и всегда корректировалась в соответствии с мифом.

Мифологии, мифологические «системы» в различных культурах достаточно уникальны. При этом в мифах содержаться инварианты. То есть имеются «сквозные» сюжеты, функции, «схематизм» отношений, структуры, символизм, что позволяет говорить о функциональной, аксиологической, антропологической симметричности мифов народов мира. Более того, в результате многолетних исследований французский антрополог К. Леви-Строс пришёл к выводу, что такая симметрия существует не только в горизонте синхронии (то есть для мифов одной и той же временной эпохи), но и в плане диахронии (симметричны мифологические структуры отдалённых во времени культур). То есть между мифом архаического, первобытного племени и современным «буржуазным мифом» (формы которого наглядно присутствуют в кино, телевизионных сериалах, индустрии моды, рекламе, политике и т. д.) есть симметрия. Французский учёный показывал это, выделяя во всех без исключения мифах так называемые «бинарные оппозиции»: «добро-зло», «природа-культура», «мужское-женское» и проч.

Мифологии разнообразны в плане сложности взаимоотношений между богами, количеством функций, формой сакральных иерархий. Также немаловажную роль играли культурная и социальная устойчивость народа, носителя мифа. Например, греческая и римская мифологии, как показала история, оказались наиболее значимыми для мировой культуры, благодаря широкому распространению культурных текстов и достижениям средиземноморской цивилизации. Мифы постоянно дополнялись новыми сюжетами, видоизменялись, эволюционировали, размывались и забывались. Поэтому всегда нужно помнить о том, что мифогенез есть длительный, сложный, внутренне противоречивый процесс (сосуществование нескольких различающихся вариантов одного и того же мифа). Кроме того, адекватное понимание мифа без участия в обрядовой и ритуальной части «живого мифа», что было неотделимо от нарративной, «рассказовой», текстуальной части, невозможно, так утверждают современные учёные. Одного рационального подхода мало, чтобы понять многосложное и многослойное психо-эмоциональное сакральное действо, каким является миф, по крайней мере, в мифопоэтическую эпоху.

Процесс фрагментации и «размывания» мифологии как консервативной, прочно связанной с ритуалом и магией системы мироощущения и мирообъяснения, основывающейся на всеобщем детерминизме, завершился тем, что на рубеже VII – VI вв. до н. э. в Милете, ионийской греческой колонии в Малой Азии, появилась собственно философия. Она представляла собой форму мышления, не санкционированную жречеством, в чём-то противоречила ей и не опиралась в своем поиске истины (aletheia) на авторитет традиции. Философское знание изначально основано было на собственных интеллектуальных усилиях, и это знание впоследствии не воспринималось другими философами как «истина в последней инстанции».

Классическая (академическая) форма философского дискурса, систематика и тематика философии сформировались лишь в IV в. до н. э. в сочинениях Платона и Аристотеля. Но ключевые проблемы, философемы, методы и элементы теоретических систем можно встретить уже в VI – V веках до н. э.

Философское и научное мировоззрение в Западной Европе, особенно в эпоху Нового времени (в последней трети XVIII – начале XIX веков), стало не только теснить религиозно-мифологическое миропонимание («иудео-христианский комплекс идей» в терминологии современной философии), но и активно разрушать его мировоззренческие основы.

Однако в античной культуре мифология играла выдающуюся созидательную роль. Кроме описания и объяснения происхождения мира (космоса), его развития, происхождения вещей и явлений, человека, общества, добра и зла, ума и безумия, красоты и безобразия, любви и ненависти, болезней и смерти, судьбы, мифы создавали неповторимую культурную ауру, гармонизирующую отношения между людьми и отношение человека к миру в целом. В эпических произведениях Гомера, орфических гимнах, а также произведениях Гесиода, Эпименида, Акусилая уже есть попытки постановки вопросов о происхождении мира, времени, движения, причинной связи явлений, человека, происхождении добра и зла. Тогда же появились и объяснения в форме мифологем. В образно-символической нарративной форме были поставлены фундаментальные философские по своей сути вопросы: из чего и как возник мир / космос? Существует ли он вечно? В каком направлении изменяется? Каково место человека в мире? Эти и другие «вечные проблемы» волновали непосредственных предшественников древнегреческой философии.

Несмотря на разнообразие тем и вариантов мифа, можно выделить наиболее «частотные» мифологемы, близкие философскому типу осмысления бытия. Создатели эпосов и поэты считали, что из неупорядоченного состояния первовещества, хаоса, благодаря совместным действиям богов или преодолевая их противоборства, в конце концов возник космос как гармоничная, упорядоченная форма вселенной. Согласно космогоническим мифам (в частности греческим), мир изменялся благодаря действиям кратофаний (kratos – греч. «сила», phaneos – греч. «явление»), то есть проявлениям силы свехприродных начал («божественных сил»). В то же время антропоморфные боги и богини действовали часто по аналогии с обычными людьми, им не чужды были человеческие страсти и пороки (что мы видим, например, в «Илиаде» и «Одиссее» Гомера). Важную роль в объяснении причин войн, голода, засухи, землетрясений и «личных проблем» человека играли такие мифологемы, как дике, тюхе и ананке. Например, ananke это необходимость, указание на причинно-следственную неизбежность случившегося, т. е. чего-то такого, что никогда не может произойти иначе, чем произошло. У греков ананке (как внешне обоснованная определённая последовательность событий) противопоставляется тюхе, как персональной судьбе-удаче.

Но отнюдь не всех греков удовлетворяют объяснительные средства мифологии. Уже во второй половине VII – начале VI в. до н. э. в греческой колонии, в малоазийском городе Милете (сейчас это территория современной Турции), возникает интеллектуальное движение мыслителей-ученых, усматривавших первопричины всего существующего не на основе мифа и дейстий божеств. Они исходили из того допущения, что должны существовать естественные, природные, «физические» (греч. physis – «природа») начала (или начало). Основания мира / космоса, вещей и явлений лежат в самом этом мире и независимы от воли многочисленных богов. Этими первыми мыслителями / учёными / философами были ионийцы: Фалес, Анаксимандр и Анаксимен. Все они принадлежали к так называемой милетской школе философии.