Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

Ideology-1

.pdf
Скачиваний:
4
Добавлен:
19.11.2019
Размер:
5.17 Mб
Скачать

ственной безопасности, в рамках координат которых выстраиваются все другие элементы субкультуры общественной безопасности.

Для конкретизации социального образа субъектов рисков и опасностей респондентам был задан вопрос: «Кого вы чаще всего вините за трудности и проблемы, с которыми приходится сталкиваться нашему обществу и го сударству?» Распределение ответов респондентов по позициям данного вопроса фиксирует следующую «виновность» разных социальных субъ ектов:

чиновников бюрократов — обвиняют 54%, что по критериям стати стической значимости является всеобщим социальным явлением;

нынешнюю власть — 49% («массовое явление, переходящее в раз ряд всеобщего»);

уголовный мир, криминалитет — 47% («массовое явление, перехо дящее в разряд всеобщего»);

олигархов — 40% («массовое социальное явление»);

демократов — 18% («устойчивое социальное явление, приближаю щееся к разряду массового»);

США и НАТО — 17% («устойчивое социальное явление»);

советскую власть — 16% («устойчивое социальное явление»);

коммунистов — 14% («устойчивое социальное явление»);

религиозных экстремистов — 13% («устойчивое социальное явле ние»);

народ — 10% («устойчивое социальное явление»);

журналистов — 8% («случайное социальное явление, переходящее в разряд устойчивого»);

либералов — 7% («случайное социальное явление, переходящее в разряд устойчивого»);

молодёжь — 5% («случайное социальное явление»);

национал nampuomoв — 4% («случайное социальное явление»);

атеистов — 3% («случайное социальное явление»);

людей старшего поколения — 3% («случайное социальное явле ние»).

Определённая часть опрошенных (15%) отметила, что никого не винят. Как видно из вышеприведённых распределений, выявленные ранее тен денции и характеристики массового сознания нашли в ответах на данный вопрос своё дальнейшее подтверждение, конкретизацию и уточнение.

Отмечается высокое единство и общность взглядов респондентов от носительно главных виновников трудностей и проблем современного российского общества, а именно нынешней власти, криминального мира и олигархов.

Фактически всеобщее признание данных групп влияния главными субъектами угроз национальной безопасности России, по существу, под тверждает серьёзную опасность срастания власти, криминала и крупного бизнеса. Вера в существование этой внутренней оси угроз национальной

121

безопасности идейно консолидирует значительную часть опрошенных россиян.

В то же время, помимо общих характеристик массового сознания, про являются некоторые его особенности, которые разводят людей по разным полюсам мировоззренческих представлений, мешая консолидироваться на основе единых позиций и стремлений. Как правило, эти особенности проявляются в наборе так называемых дополнительных «страшилок».

Остановлюсь на двух главных из них: «коммунистах» и «демократах». Данная ось противостояния и противопоставления в значительной степе ни продолжает раскалывать массовое сознание и мешает формированию единой культуры безопасности общества. Для того чтобы определить ос новную социальную базу этих представлений, остановимся боле подроб но на анализе групп, классифицированных по антикоммунистическим и антидемократическим социальным фобиям. Анализ данных социоло гического опроса показал, что обвинения коммунистов в трудностях и проблемах, с которыми приходится сталкиваться российскому общест ву, имеют наиболее широкое распространение в следующих социальных средах:

среди лиц с начальным и неполным средним образованием, незави симо от возраста (19%);

среди предпринимателей (27%);

людей, относящих себя к категории лиц с доходами выше среднего

(32%).

Обвинения демократов в проблемах, стоящих перед страной, в большей степени проявляются в следующих социальных группах:

среди представителей возрастной когорты 60 лет и старше (27%);

лиц, имеющих низкий уровень образования (30%);

пенсионеров (25%);

рабочих и служащих (20%);

респондентов, принадлежащих к категории людей с крайне низкими и низкими доходами (соответственно 21% и 20%).

Взаимосвязь общественной ментальности и идеологичности

Характеристики общественной ментальности, отражающие сущност ные черты умонастроений людей и общий строй их мыслей и сознания — идеологичность — фиксировались с помощью следующих индикаторов суждений:

«интересы государства, нации выше, чем интересы отдельно взятого человека» (так считают 37%);

«интересы личности, её права важнее интересов государства и на ции» (50%);

«духовное важнее материального» (42%);

122

«материальное важнее духовного» (38%);

«в жизни общества более важным является свобода и независимость» (31%);

«в жизни общества более важным является справедливость и равно правие» (67%);

«лучше оправдать преступника, чем осудить невиновного» (51%);

«лучше осудить невиновного, чем оправдать преступника» (14%).

На основе этих индикаторов выстраивалась следующая структура обще

ственной ментальности российского общества, представляющая собой сплав и историческую взаимосвязь таких зачастую противоположных со циальных качеств, как:

коллективизм (соборность) и индивидуализм;

духовность и прагматизм;

тяга к свободе и независимости наряду со стремлением к справедли вости и равноправию;

гуманизм и оправданная жестокость.

Социальная обусловленность этих качеств показана в табл. 11. Как сви детельствуют вышеприведённые данные, типы ментальности во многом опосредованы средой жизнедеятельности респондентов и теми влияния ми, которые оказывались на них в разные периоды времени, в котором они жили. Например, такое качество, как «государственность» и «коллек тивизм», более выражено в старших возрастных группах. Чувство индиви дуализма, наоборот, сильнее проявляется в молодёжной среде и среди лю дей, имеющих высшее образование. «Духовность» сильнее выражена в со циальных группах с высоким образовательным уровнем. «Прагматизм и материализм» — среди людей с начальным и неполным средним образова нием, людей, имеющих крайне низкие доходы. «Свободолюбие и незави симость» чаще проявляются среди мужчин возрастной группы до 39 лет, а также людей с более высокими уровнями дохода. «Тяга к справедливости и равноправию» более выражена среди женщин, людей старше 40 лет, а так же среди тех, кто имеет крайне низкие и низкие доходы. «Гуманизм» при мерно в равной степени проявляется во всех обследованных социальных сферах. В то же время «оправданная жестокость» сильнее проявляется сре ди мужчин, молодёжи, людей с невысоким образовательным уровнем. Также в ходе исследования выявлена некоторая связь между характером ментальности респондента и типом его культуры безопасности. В частно сти, ценность «личная безопасность» несколько сильнее выражена среди «индивидуалистов», чем «коллективистов», а также сторонников приори тета «свободы и независимости» над «равноправием и справедливостью». В то же время ориентация на такую ценностную позицию, как «тихая и спокойная жизнь», сильнее проявляется среди «материалистов» по сравне нию с «идеалистами», а также среди сторонников «справедливости и рав ноправия» (17% против 10% среди сторонников «свободы и независимо сти»).

123

Таблица 11

Социальный и социально-демографический срез

основных качеств общественной ментальности

(в % от общего числа опрошенных в группе)

124

Анализ выявил определённую связь идеологического, идеологичности с определёнными чертами менталитета респондентов. Субкультура идео логичности, требующая усиления ответственности за преступления, как показал опрос, примерно одинаковой степени распространена среди «иде алистов» и «материалистов», «коллективистов» и «индивидуалистов», приверженцев «свободы» и «равноправия». Принцип «соблюдения прав человека» имеет большую диффузию среди «индивидуалистов», «свободо любцев», «гуманистов». Социальные ожидания «отмены моратория на смертную казнь» сильнее проявляются среди «сторонников оправданной жестокости», «государственников», «приверженцев равноправия и спра ведливости».

В целом же, как отмечалось выше, культура идеологического, идео

логии и менталитет российского общества являются достаточно сложными и противоречивыми духовно идеологическими и норма тивно регулятивными системами социальной жизни, обладающими достаточно низким уровнем когерентности многих составляющих характе ристик основных своих феноменов.

* * *

При подведении итогов формирования и осуществления методологии изучения идеологии развития России как идеологии модернизации во вто рой главе книги важно отметить следующие аспекты.

Во первых, оформившаяся в 1999—2000 годах саморазвивающаяся тен денция к идеологическому синтезу различных идеологий российского гражданского общества проявилась в становлении феномена «народная объединяющая идеология».

Эта тенденция отчётливо просматривается в контексте оценки характе ра политического строя в России (позитивная динамика) как демократии1 в позитивной динамике оценки действий власти в интересах народа2.

Во вторых, обозначился и начал осознаваться императивный, катего рический характер запроса народа, всего общества, согласных, несоглас ных, равнодушных на общую объединяющую идею для сохранения и раз вития народа и России, для обеспечения модернизации и развития. Спо собом функционирования такой объединяющей идеи (общего дела) определённо называется институт «Народная идеология».

В третьих, экстремальные, по существу революционные, условия и требования для модернизации России, для её развития обусловили благо приятные мотивации для идеологического компромисса, для создания и функционирования «народной идеологии развития через модернизацию».

1 Некоторые результаты социологического мониторинга «Народ и власть» // Социология власти. 2008. № 3. С. 37.

2 Там же.

125

В четвёртых, состоялись и востребованы новые гуманитарных инно вации: «кентавр эффект» по Тощенко, «идеологический компромисс» по Кузнецову. Эти методологии и теории позволяют объяснить способы, ме ханизмы и технологии достаточно устойчивого и необходимого временно го и пространственного эффектов для функционирования народной объе диняющей идеологии модернизации.

Вопросы к дискуссии по итогам исследования в главе

1.Как социологически обосновать сходства и различия концептов: «на родная демократия», «народная власть», «народная идеология»?

2.Почему для успешной модернизации России в социально экономи ческой, гуманитарной, экологической, культурной и военной сферах не обходима и востребована объединяющая идеология модернизации как идеология развития человека, семьи, общества, народа, государства?

3.Зачем в методологии анализа становления и функционирования иде ологии модернизации уделять важнейшее значение достижению идеологи ческого синтеза, идеологического компромисса?

Литература к главе

1.Мировая политика в условиях кризиса / Под ред. С.В. Кортунова. М., 2010.

2.Трубицын Д.В. «Модернизация» и «негативная мобилизация». Конструкты и сущ

ность // Социологические исследования. 2010. № 5.

3.Галумов Э.А. «Заражение» модернизацией // Мир и политика. 2010. № 2.

4.Коваль О., Кобяков А. Как уцелеть в битве гегемонов? Самодостаточная экономика позволяет избегать ловушек глобализации // Однако: Основные направления деглобализа

ции. 2010. 19 апреля.

5.Современная мировая политика: Прикладной анализ / Отв. ред. А.Д. Богатуров. М.,

2010.

6.Миронов С.М., Шевченко В.Н. Идеология модернизации: прогресс во имя человека // Социология власти. 2010. № 2.

7.Делягин М.Г. Россия для россиян. М., 2009.

8.Кузнецов В.Н. Мир после кризиса: Основные гуманитарные тенденции становления в XXI веке концепции культуры развития человека, общества и цивилизации: Научный доклад для ежегодных Сорокинских чтений в МГУ им. М.В. Ломоносова (Москва, август 2009 года). М., 2009.

9.Основы общей теории международных отношений / Под ред. А.С. Маныкина. М.,

2009.

10.Общественный разлом и рождение новой социологии: двадцать лет мониторинга. М., 2008.

11.Петухов В.В. Демократия участия и политическая трансформация России. М., 2007.

Гл а в а 3

ДИСКУССИЯ О СМЫСЛАХ РОССИЙСКОЙ ИДЕОЛОГИИ РАЗВИТИЯ ЧЕРЕЗ МОДЕРНИЗАЦИЮ

В августе 2010 года обозначились реальные результаты напряжённого труда миллионов сельских работников в сложных условиях обширнейшей засухи и жесточайших пожаров. Требуют подробного анализа итоги дея тельности наших сограждан в различных производительных сферах.

Но особый спрос народов России с себя, с властных структур, с науч ных и экспертных кадров за создание, функционирование народной идео логии развития России.

Много сложных событий состоялось в августе:

1991 год — кровавые столкновения в Москве, в других городах России, по существу, из за непримиримости по поводу идеологии разграбления «узким слоем граждан СССР» всех народных богатств, что сулило ду ховное унижение и бедность для десятков миллионов граждан, разру шение всей страны — СССР, разрушение государственной идеологии;

1998 год — этот «узкий слой граждан России (ранее граждан СССР)»

организовал дефолт финансовой и экономической системы России, чтобы юридически закрепить невиданное в мире ограбление «узким слоем милых, приличных людей» своего народа, всей страны. Поучи тельны итоги исследований социологов реальной структуры россий ского общества, реальных субъектов влияния в центре и на местах в контексте понимания сути наличного политического строя. Эти ито ги важны и тем, что исследование проводили высококвалифицирован ные, уважаемые в научном сообществе России и всего мира — ВЦИОМ и Социологический центр РАГС при Президенте Российской Федера ции в рамках многолетнего социологического мониторинга «Народ и власть».

Обоснованность представленной функциональной структуры российс кого общества для новой парадигмы развития России (см. схему 3) нагляд но представлена в иерархии и логике показателей на рис. 4. По итогам ис следований ВЦИОМ в феврале — марте 1998 г.1, которые выявляют реаль ность новой структуризации, и практически все семь секторов общества просматриваются в российской действительности конца ХХ века. 1500 рес пондентов «выстроили» иерархию секторов общества на основе собствен ного восприятия их реального влияния (левый столбик). Вместе с тем эти данные показывают, что есть основания для социологии надежды: правый

1 Исследование было проведено по заказу Московской школы политических исследова ний.

127

Рисунок 4

Оценка реального и ожидаемого влияния структурных элементов гражданского общества в России

(в % к числу опрошенных; в скобках дано соотношение положительных и отрицательных ответов)

128

Источник: Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 1998. № 4. С. 14.

столбик убедительно показывает желание людей «перевернуть» ситуацию страха, напряжённости, тревожности — ситуацию культурной травмы.

Теперь сопоставим образу и смыслам реального влияния на принятие решений, на качество жизни народов России в 1998 году показатели табли цы 12, в которой реальному состоянию сопоставлена, по сути, идеологи ческая оценка ситуации взаимодействий власти и народа (табл. 13), народа и власти (табл. 14).

Итоги исследований структуры Субъекта перемен в России для 1998 го да (см. рис. 4), которые, предположительно, подтверждают гипотезу автора книги о том, что Субъектом изменений может быть только народ, поучи тельно соотносятся с итогами многолетнего социологического монито ринга «Народ и власть». Его проводит Социологический Центр Россий ской академии государственной службы (РАГС) под руководством извест ного социолога, доктора философских наук, профессора В.Э. Бойкова.

Таблица 12 1

Оценки типа политического режима в России

(в % от количества опрошенных)

Варианты оценки

1998 г.

2000 г.

2001 г.

2003 г.

2005 г.

2007 г.

 

 

 

 

 

 

 

Демократия

2,2

8,8

10,9

10,1

8,9

12,1

 

 

 

 

 

 

 

Администрирование

 

 

 

 

 

 

чиновников

13,5

22,8

22,6

22,4

29,9

31,3

 

 

 

 

 

 

 

Единоличные решения

 

 

 

 

 

 

высших руководителей

18,9

18,5

14,3

13,5

21,7

18,8

 

 

 

 

 

 

 

Анархия, неразбериха

54,6

38,6

31,4

31,6

20,5

12,2

 

 

 

 

 

 

 

Затруднились ответить

10,8

11,3

20,8

22,4

19,0

25,6

 

 

 

 

 

 

 

Источник: Некоторые результаты социологического мониторинга «Народ и власть» // Социология власти. 2008. № 3. С. 37. (Выделено мною. — В.К.)

1 В таблицах (12—14) изложены результаты опросов российского населения в возрасте 18 лет и старше, проведённых Социологическим центром РАГС при Президенте РФ по обще национальной выборке в 24—26 субъектах Российской Федерации, представляющих все экономико географические зоны страны.

Формирование и реализация выборочной совокупности опрошенных осуществляется по многоступенчатой квотной выборке с вероятностным отбором респондентов на завершаю щем этапе её формирования и реализации.

Объём выборочной совокупности опрошенных в каждом из исследований составляет, как правило, 2400 человек, репрезентирующих территориальное размещение населения, соотно шение жителей крупных, средних, малых городов, сёл и посёлков, социально демографи ческий состав населения.

Таблицы подготовлены доктором философских наук, профессором В.Э. Бойковым.

129

Таблица 13

Распределение ответов на вопрос:

«По Конституции России единственным источником власти в стране является ее народ.

Считаете ли вы, что государственная власть действует в соответствии с интересами основной массы населения?»

(в % от количества опрошенных)

Варианты ответа

2003 г.

2007

г.

 

 

 

 

Да

2,4

7,5

 

Скорее да, чем нет

13,6

23,9

Скорее нет, чем да

42,3

33,1

 

Нет

33,0

28,6

Затруднились ответить

8,7

6,9

 

 

 

 

 

Источник: Там же.

Таблица 14

Распределение ответов на вопрос: «По Конституции Российская Федерация

является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

В какой мере, на ваш взгляд, выполняется это положение?»

(в % от количества опрошенных)

Варианты ответа

2003

г.

2006 г.

2007 г.

 

 

 

 

 

В полной мере

0,9

 

5,3

5,3

Не в полной мере

31,1

 

32,6

46,0

Почти не выполняется

38,9

29,6

28,1

Совсем не выполняется

21,7

13,9

15,4

Затруднились ответить

7,4

 

18,6

5,2

 

 

 

 

 

Источник: Там же.

130