Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

Ideology-1

.pdf
Скачиваний:
4
Добавлен:
19.11.2019
Размер:
5.17 Mб
Скачать

2.Почему народ может быть Главным Субъектом развития России, мо дернизации России, формирования и функционирования народной идео логии развития?

3.Можно ли объяснить объективный характер возникновения народ ной идеологии развития России в рамках геокультурной парадигмы?

Литература к главе

1.Кузнецов В.Н. Теория компромисса. М., 2010.

2.Бойков В.Э. Социально политические ценностные ориентации россиян: содержание

ивозможности реализации // Социологические исследования. 2010. № 6.

3.Материалы научной сессии, посвящённой 20 летию Социологического центра и жур

нала «Социология власти» // Социология власти. 2009. № 8.

4. Кузнецов В.Н. Геокультурная энциклопедия — 2009: Культура развития через культу

ру безопасности. М., 2009.

5.Делягин М. Мир наизнанку. Чем закончился экономический кризис для России? /

М.Делягин, В. Шеянов. М., 2009.

6.Переслегин С. Новые карты будущего, или Анти Рэнд. М.; СПб., 2009.

7.Общественный разлом и рождение новой социологии: двадцать лет мониторинга. М.,

2008.

Гл а в а 4

ДИСКУССИЯ ОБ ИНСТИТУТАХ РОССИЙСКОЙ НАРОДНОЙ ИДЕОЛОГИИ РАЗВИТИЯ, ОБ ЕЁ КОНТЕКСТЕ И СРЕДЕ КАК ПРАВИЛАХ ИГРЫ

Для понимания характера дискуссий об институтах народной идеоло гии развития России в 2000—2010 годах весьма полезно соображение изве стного философа и социолога Д.Т. Жовтуна, которое он представил в пре дисловии к публикации фрагмента книги Карла Манхейма «Идеология и утопия» (Ideologie und Utopie, Bonn, 1929). «Социологический анализ иде ологий, в которых концентрируются идеалы, цели и ценности социальных субъектов, — поясняет Д.Т. Жовтун, — позволил бы прояснить соци альную картину современного российского общества, получить представ ление о социальной структуре, экономических, политических и духовных приоритетах, складывающихся социальных групп, их жизненных устрем лениях»1.

Теперь уместно предложить читателям несколько предварительных суждений автора для прояснения его позиции к обсуждению реальности уже функционирующего российского института народной объединяющей идеологии развития России, её модернизации.

Первый тезис позволяет высказать обобщающие соображения о смыс ле стратегического манёвра 21. Его суть, по моему мнению, в стремитель ном интеллектуальном возрождении, прорыве к достойному, надёжному и защищённому процессу обеспечения всестороннего подъёма всех систем и структур жизнеобеспечения народа. Смысл гуманитарной составляющей стратегического манёвра и в открытой и понятной, наглядной и тщательно контролируемой народом и государством процедуре безусловного преоб разования результатов позитивных перемен для благополучия и безопас ности всех граждан России.

Второй тезис. Овладение и присвоение народами России результатов своего труда и творчества, надежд и разочарований, создания и соработни чества могут быть оптимально осуществлены при наличии и функциони ровании народной объединяющей российской идеологии. Только такая государственническая идеология, по моему мнению и по мнению многих соотечественников, способна вдохновить людей, наполнить достойным и привлекательным содержанием смысл жизни и российскую мечту каждого человека. Поэтому можно ожидать личностного одухотворения стратеги ческих целей, социальных идеалов и базовых ценностей граждан на основе законности, культуры патриотизма, культуры мира и безопасности, уважи тельного диалога.

1 Жовтун Д.Т. Классика научной мысли // Социология власти. 2010. № 3. С. 234, 235.

182

Третий тезис. Процесс становления народной объединяющей рос сийской идеологии 21 (я называю её россиянизмом, государственниче ством) осуществляется объективно. Самые первые социологические ис следования российских учёных, проведённые в 1999—2010 годах по про блемам, близким к идеологическим аспектам, показывают, что ядро народной идеологии консолидации (см. схему 9) практически оформи лось. И правомерно говорить о первом опыте её функционирования. А способом существования нарождающейся российской народной идеоло гии 21, идеологии консолидации, объединяющей идеологии уже стали симбиозы различных идеологических конструкций, гибриды, синтетичес кие образования, идеологические конгломераты.

Четвёртый тезис. Впервые за многие годы российских гуманитар ных исследований можно утверждать, что имеется оформленный и чёткий запрос народов России, российского общества к отечественной науке с требованием в эффективном содействии формированию новой российс кой идеологии XXI века. По существу, это исторический интеллектуаль ный вызов со стороны всех граждан России к активно работающим социо логам, философам, политологам, экономистам, психологам, культуроло гам, историкам и правоведам.

Здесь же считаю необходимым предложить несколько общих соображе ний к логике изложения материалов в моём исследовании.

1.Я предлагаю существенно другой подход к изучению идеологий в от личие от общепринятого. Его суть обоснована в уже перечисленных ранее моих публикациях. Здесь хочу подчеркнуть, что принятая схема: левые идеологии, правые идеологии, центристские, марксистские и т. д. имеет солидное обоснование в философских, социологических, политологичес ких исследованиях, которые рассматривают преимущественно спектр по литических идеологий. Я нигде не утверждал, не утверждаю и здесь, что та кой подход устарел, или неправилен. Речь идёт только о том, что у меня

Другой Подход.

2.Социологичность предлагаемого изучения идеологий исходит из сле дующих особенностей:

сами идеологии — динамичные, изменчивые образования, которые создаются, живут и уходят;

реальные люди, восприемники идеологий, накапливают идеологи ческие компоненты постепенно в ходе социализации, что то сохра няя, что то отодвигая в структуре идеологии;

очень ценно для моего подхода к идеологии суждение Ж.Т. Тощенко. «В общественном сознании зреют и продолжают существовать взаи моисключающие ориентации, которые противостоят друг другу, ис ключают друг друга, несовместимы между собой, — пишет он. — Ис ключительность этой ситуации состоит в том, что не только обще ство, не только социальные группы и слои, но и сам человек как личность парадоксален в своем сознании, представляет уникально

183

противоречивое явление, которое во многом олицетворяет сегод няшний облик страны.

Парадоксальность состоит в том, что именно в человеке, личности, конкретном индивиде сосредотачивается эта противоречивость, когда он одновременно доверяет взаимоисключающим утверждениям, верит в цен ность их для своей и общественной жизни. Такой подход дает возмож ность охарактеризовать сознание и поведение многих людей, как находя щихся в конфронтации с самим собой, в борьбе с самим собой, что затем переносится и на общественное поприще. Люди как бы бегут от себя и от реальности одновременно в прямо противоположных направлениях»1. Это суждение позволяет понять «кентавр эффект», тоже предложенный Ж.Т. Тощенко. Я интерпретирую эти подходы, как возможное объяснение реальной ситуации, когда один и тот же человек является последователем двух или трёх идеологий одновременно.

Считаю исключительно значительным для обоснования моего подхода

кидеологии суждение Ж.Т. Тощенко:

ребёнок, подросток школьник, молодой человек, зрелый человек, пожилой человек, пенсионер в течение своей жизни воспринимают отдельные элементы разных идеологий, становятся последователями какой то идеологии, потом от неё отказываются, потом воспринима ют как свою другую идеологию, потом ориентируются в жизни с по мощью двух идеологий, потом становятся сторонниками третьей идеологии. Таким образом, идеологический аспект духовной жизни человека — динамичное, изменяющееся состояние. Здесь интерес ное поле для социологических исследований;

ключевое значение в соединении человека с идеологиями занимает

семья — ведущее звено социализации. Главная роль в этом взаимо действии принадлежит религиозным идеологиям.

3. В моем исследовании основное внимание уделено социологическим аспектам анализа становления российской народной объединяющей патриотической идеологии XXI века (её формирующаяся структура представлена на схеме 9). По ходу изложения я называю её российской национальной идеологией, «россиянизмом», идеологией консолидации

ит. д.

Сучётом этих трёх соображений отмечу, что похожую совокупность элементов можно выявить практически в каждой идеологии. Здесь суще ственно обозначить фактор времени в освоении каждым человеком как от дельных элементов идеологии, так и их групп, совокупностей. Сетевой подход предполагает постепенное вхождение каждого элемента в идеоло гические сети с обозначением слабых связей между элементами (связ ность).

1 Тощенко Ж.Т. Фантомы общественного сознания и поведения // Социологические ис следования. 2004. № 12. С. 4.

184

Схема 9

Структура формирующейся российской народной объединяющей патриотической идеологии XXI века

В рамках сетевого подхода формирование ядра народной идеологии ис следуется как становление кластера.

Взаимосвязь фактора времени и определённость пространства (масшта ба) в формировании, функционировании и угасании идеологий представ лена на диаграмме 1.

Уникальность роли семьи может быть представлена в такой последова тельности участия конкретного человека в идеологическом процессе:

во первых, как ребёнок именно в семье он усваивает содержание поня тий: традиция, норма, мечта, свобода, ответственность, смысл жизни и т. д. Здесь он играет, осваивает правила игры; приобщается к основам рели гии, религиозной идеологии;

во вторых, в юности нравственная атмосфера семьи, понимание цен ностей родителей через их поступки, нравственные примеры создаёт ис ходные предпосылки для восприятия какой либо идеологии;

в третьих, в годы зрелости, особенно в период 20—30 лет, человек сам создаёт себе семью, в которой он начинает помогать своим детям знако

185

Диаграмма 1

Динамика идеологии в жизни человека

186

миться с традициями, нормами, идеалами, ценностями, смыслом жизни и т. д.;

в четвёртых, в пожилом возрасте как дедушка он весьма активно уча ствует в том же начальном этапе социализации своих внуков и внучек. Он уже сам может и обязан предложить образцы нравственного поведения, единства слов и поступков, своей идеологии.

Содержательная поддержка именно такого подхода к идеологическо му процессу представлена во многих рубриках журнала «Безопасность Ев разии».

Главное, что я стремлюсь осуществить при изложении своих аргумен тов — содействовать восприятию определённой идеологической культуры.

Что означает культура идеологии для соработничества в строи тельстве достойной жизни каждого человека в XXI веке? Прежде все го, это желание и осознанно ответственное стремление граждан, учёных, политиков внести свой вклад в общую проблему выживания человечества, в минимизацию бедности и социального неравенства, блокирование и уст ранение международного терроризма. Только таким образом можно со действовать конкретному человеку в преодолении страха перед будущим, всеобщего чувства тревоги в жизни. На основе разработки и освоения вы соких гуманитарных технологий можно и крайне необходимо создать со циологию, политологию, философию надежды. Мы можем это сделать вместе. Это достойный вклад в нахождение способов преодоления бед ности, несправедливости, обидного неравенства, общецивилизационного кризиса и многочисленных конфликтов. Здесь актуальное и увлекательное пространство именно для социологии идеологии, её методов и методик, её главной миссии.

Что означает идеологическая культура для сотворчества в созида нии благополучия каждого человека в XXI веке? Полагаю, что многие чи татели согласятся со мною, поскольку это касается каждого, — преодоле ние бедности, неравенства и насилия. Я имею в виду и нравственное, и физическое насилие. Ни в одной священной книге, ни в одной религии нет призывов к унижению другого человека, другого народа. Тем не менее, любой достаток, социальный статус обесценивается, обессмысливается по причинам преследований, неприятия из за цвета кожи, другой культуры, иного образа жизни, другого вероисповедания. Не менее трагичны наси лие над природой, над окружающей средой, набирающая темпы наркома ния...

Поэтому, миссия социологии народной идеологии давно востребована обществом. Многие люди надеются на ответственность и профессиона лизм, честность и совесть социологов, всех представителей общественных наук.

Что означает идеологическая культура для сотворчества в дости жении реальной, надёжной и устойчивой безопасности каждого чело века, каждой семьи, российского общества и государства в XXI веке?

187

Кризис государственных институтов и таких глобальных и региональ ных институтов, как ООН и НАТО, весной 1999 и 2003 года обозначил институциональный упадок. В XXI веке мир впервые столкнулся с широ комасштабной «деэтатизацией» и, как следствие, оформлением нетриви альных форм общественной организации и пределами третьего сектора. По существу, оформилось мировое подполье как «рак цивилизации» — «антигражданское общество»: седьмой сектор. Здесь доминирующей фор мой деятельности стало регрессивное использование цивилизационного ресурса на основе криминально террористических технологий.

Именно эти обстоятельства обусловили стремительное распростране ние массового страха человека перед преступностью, террором, насилием, которые становятся общецивилизационным бедствием в Евразии. Есть ещё одна цивилизационная жертва транснационального криминала — экология, экологическая безопасность. Как, по каким параметрам идёт разрушение окружающей среды предприятиями, которые контролируются организованной преступностью, остаётся только гадать. Однако индикато ры есть: только в России ориентировочно 40% ВВП определяется и управ ляется преступным менеджментом.

Поэтому ключевым звеном идеологии, проблемой национальной безо пасности в России и во многих других странах стало содействие преодоле нию терроризма и организованной преступности, коррупции. Это клю чевое звено социологии идеологии, так как здесь — и решение многих проблем обеспечения достоинства, благополучия Человека.

Именно в этой сфере наших общих тревог и наших надежд миссия со циологии идеологии наиболее конкретна и перспективна.

В достижении необходимой и достаточной личной, национальной, кол лективной безопасности реальное функционирование российской народ ной объединяющей патриотической идеологии — и реальный интеллекту альный фактор, и организующий мотивационный институт.

Три возраста человека:

три возраста идеологий – три института

Реальное функционирование идеологий обусловлено тем, как их вос принимают человек, социальная группа. Человек как объект идеологии с учётом времени (своего возраста: детство, юность, зрелость, старость), с учётом фактора пространства (где он живет, где учится, где работает), с учётом своего семейного положения по разному относится к одной и той же идеологии.

А в предыдущих главах я изучал ситуации, когда человек от какой то идеологии отказывался, а какую то другую идеологию начинал восприни мать как свою.

Реальностью становится и динамика самой идеологии: у неё всегда есть момент возникновения — молодость; у неё бывает период расцвета, когда

188

она востребована и достаточно полно отвечает условиям жизни общества и обладает внутренним потенциалом развития и адаптации. Но у многих идеологий бывают периоды непопулярности, невостребованности.

А.А. Зиновьев так трактует «судьбу» идеологий. Их «было много в про шлом, — пишет он, — и много существует в настоящее время. Это явле ния исторические в том смысле, что возникают, какое то время живут,

т.е. овладевают умами и чувствами каких то множеств людей, а умирают,

т.е. выходят из практического употребления, забываются и даже исчезают из человеческой памяти бесследно.

Одни из них живут недолго и охватывают небольшое число людей, дру гие живут десятилетия, столетия и даже тысячелетия и охватывают огром ные массы людей, многие миллионы. Влияние одних на жизнь людей и на ход истории ничтожно, другие же определяют весь образ жизни людей и характер целых народов и исторических эпох. Примером идеологий гло бального и эпохального масштаба являются известные мировые религии и марксизм. Примером маленьких (частных и кратковременных) идеологий могут служить идеологии партий, общественных движений, сект. И по текстуальным размерам одни учения могут состоять из небольшого числа фраз, которые можно записать на нескольких страницах, и могут включать в себя огромное число всякого рода сочинений, на профессиональное изу чение которых тратят целую жизнь бесчисленные специалисты. Отдельные учения, начав жизнь с нескольких фраз, со временем разрастаются до ги гантских размеров»1.

Сучётом уже отмеченного по поводу «судьбы» идеологий рассмотрим более подробно судьбу человека и судьбу идеологии. Для наглядности я несколько трансформирую диаграмму 1. В новой диаграмме 2 в общем контексте социализации человека (линия ОХ) в самом общем виде пред ставлена обусловленность восприятия идеологии человеком с учётом зре лости (определённости его менталитета, самоидентификации, оформлен ности мировоззрения).

На диаграмме 3 сохранена обобщённая линия идеологии человека: ло маная линия обозначает влияние менталитета, самоидентификации, ми ровоззрения на зрелость идеологической компоненты личности человека. Но главное на этой диаграмме — отдельные периоды жизни человека, ког да он становился последователем разных идеологий или нескольких идео логий сразу (кентавр эффект по Тощенко).

Здесь внимание уделено тем периодам в идеологической биографии че ловека, когда он сначала становился сам последователем какой либо идео логии, затем в ситуации отца (матери) ребёнка, будучи последователем (возможно) другой идеологии своим детям прививал цели, идеалы, ценно сти, нормы, традиции с позиций этой идеологии. Через ряд лет этот же че ловек, будучи дедушкой (бабушкой) и будучи на этот период жизни после

1 Зиновьев А.А. Идеология партии будущего... С. 25, 26.

189

Диаграмма 2

Динамика взаимосвязи идеологии человека с его менталитетом, самоидентификацией и мировоззрением

190