Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
история ГУР, уч..doc
Скачиваний:
18
Добавлен:
09.11.2019
Размер:
3.46 Mб
Скачать

Глава 5. Государственность в период раздробленности Руси и ордынского нашествия 101

не перемещаются из волости в волость, а становятся оседлыми, живут в своих удельных городах (даже в том случае, если по очереди старшинства занимают великокняжеский стол), передают свои владения родственникам по личному усмотрению. В систе­ме властных отношений местные князья выступали в роли сюзе­ренов удельных княжеств, так же как и прежде опирающихся на дружину. Новым здесь было то, что представители боярской вер­хушки являлись теперь вассалами князя, имевшими право сво­бодно выбирать себе сюзерена и переходить от одного князя к другому. Лично зависимая от князя младшая дружина составля­ла княжеский двор и выполняла основные административные функции (сбор налогов, судебных штрафов), из ее состава князь назначал посадников в города и области. В то же время удель­ные князья перестают платить дань Киеву, по ряду внутренних и внешних причин постепенно терявшему свои централизатор-ские возможности.

Утрата Киевом ведущей роли в общественно-политической жизни Древней Руси стала еще одним важным фактором, уско­рившим процесс регионализации власти и распад единого госу­дарства на отдельные земли и княжества. К концу XII в. старый Киев более не является общегосударственным политическим центром, сохраняя за собой только роль церковно-администра-тивного и сакрального центра. Статус старшего великокняжеско­го стола и политического центра русских земель переходит к Владимиру на Клязьме, — главному городу Владимиро-Суздаль-ского княжества, со временем ставшему и политическим центром Северо-Восточной Руси. На рубеже XIII — XIV вв. во Владимир была перенесена также кафедра митрополита Киевского и всея Руси. Если в середине XII в. на территории Древней Руси насчи­тывалось, по некоторым данным, 15 княжеств и отдельных зе­мель, то ко времени ордынского нашествия в начале XIII в. их было около 50, а в XIV в. — более 250'.

Далее мы попытаемся выяснить основные черты и особенно­сти развития государственности и государственного управления в русских землях в условиях наступившей раздробленности.

Особенности государственного управления в русских землях в условиях удельной раздробленности (XII—XIII вв.)

Вступление Древней Руси в период удельной раздробленности сопровождалось дифференциацией форм государственного правления

в образовавшихся землях-княжениях, в известном смысле позво-

См,: История государственного управления в России: учеб./под общ. ред. Р. Г. Пихои. М., 2001. С. 21.

Глава 5. Государственность в период раздробленности Руси и ордынского нашествия 103

о нно сильные позиции. Ее могущество основывалось на крупном вотчинном землевладении, не уступавшем и даже превосходив­шем размеры княжеских доменов. Во многом этому способство­вали более выгодные по сравнению с другими княжествами усло­вия развития юго-западных русских земель. Плодородные земли, тесные торговые связи с соседними странами, такими как Венг­рия, Польша, Византия, Болгария, а также относительная без­опасность от кочевников обеспечили этому краю быстрый хозяй­ственный прогресс, создавали все необходимые предпосылки для формирования крупных боярских вотчин. Опираясь на богатые и хорошо защищенные города (Галич, Владимир-Волынский, Пе-ремышль), используя свое экономическое и политическое могу­щество, боярская олигархия активно сопротивлялась всякой по­пытке усиления княжеской власти. В условиях отсутствия в юго-западных русских землях прочных вечевых традиций пере­вес чаще всего оказывался на стороне боярства, не гнушавшегося обращаться в борьбе с князем за иноземной военной помощью. По мнению исследователей, именно постоянная междоусобица не позволила этому богатому княжеству сложиться в централизо­ванное государство, и оно впоследствии было разделено между Польшей и Литвой.

В отличие от этого во Владимиро-Суздальской Руси, считав­шейся со времен княжившего здесь Владимира Мономаха вотчи­ной Мономаховичей, с самого начала обнаружилась тенденция к формированию сильного княжеского правления. В значительной мере это было связано с отмеченными нами ранее особенностя­ми освоения этого края, которые во многом обусловили склады­вание здесь совершенно иного по сравнению с южными и. юго-западными русскими землями общественного строя.

Ранее мы уже говорили, что в освоении северо-восточных зе­мель, издавна являвшихся одним из основных районов славян­ской колонизации, активное участие принимали сами князья со своими дружинами. Наряду со старыми городами (Ростов, Суз­даль) с их вечевым бытом в Суздальской земле возникали и бы­стро развивались новые города (Тверь, Владимир, Москва), уст­роенные самими князьями и принципиально отличавшиеся по своему типу от старых. Как отмечал С. М. Соловьев, разница между ними заключалась в том, что «старые города, считая себя старее князей, смотрели на них, как на пришельцев, а новые, обязанные им своим существованием, естественно, видят в них своих строителей и ставят себя относительно них в подчиненное положение». Все это не только придавало княжеской власти осо­бый вес и значение, но и возвышало ее над местным населени­ем, делало ее шире и полнее. С этим новым положением княже-