Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
СБОРНИК студ. статей за 2012г..doc
Скачиваний:
26
Добавлен:
09.11.2019
Размер:
722.43 Кб
Скачать

Мифология пространства в рассказе хорхе луиса борхеса «алеф»

Рассказу Борхеса предпосланы два эпиграфа:

О God, I could be bounded in a nutshel and count myself a King of infinite space1

Гамлет, II, 2

But they will teach us that Eternity is the Standing still of the Present Time, a Nunc-stans {as theSchools call it); which neither they, nor any else understand, no more than they would a Hic-stans for an Infinite greatnesse of Place...2

Левиафан IV, 46

В них – ключ к парадоксальности сюжета, аллюзий, символов, аллегорий, ассоциаций, образов произведения. Многие литературоведы говорят о «художественной двойственности» Борхеса: его «утонченном интеллектуализме, культурологических фантазиях, апологиях деяния, безрассудной решимости», о сочетании бытового, исторического, книжного материала в его «рассказах-симбиозах». Писатель убеждён, что «люди вообще ошибаются, когда считают, что лишь повседневное представляет реальность… В широком смысле страсти, идеи, предположения столь же реальны, как факты повседневности, и более того – создают факты повседневности».

1О Боже, я бы мог замкнуться в ореховой скорлупе и считать себя царем бесконечного пространства (англ.; пер. М. Лозинского).

2Но они хотят учить нас. что вечность есть застывшее настоящее, Nunc-stans (застывшее теперь), как называют это школы; и этот термин как для них самих так и для кого-либо Другого не более повятен, чем если бы они обозначали бесконечность пространства словом Hic-stans (застывшее здесь) (англ.; пер под ред. А. Ческиса).

«Культурологический код» Борхеса основан на глубокой проблеме духовных традиций его этнических корней и его «европеизма».

Рассказы писателя сложно интерпретировать и осмыслять.

Мифологические истоки свободных ассоциаций Борхеса создают смысловое поле пересечения сюжетологических линий и образов. Но чаще всего в центре повествования основной код, с которого начинается и к которому направлен повествовательный поток.

Алеф – первая буква алфавита священного языка каббалистов. В Каббале она обозначала Эйн-Соф, то есть место полного познания, точку, откуда дух воспринимает сразу всю совокупность явлений, причин и их смысла. Во многих текстах сказано, что эта буква в форме человека, показывающего на небо и на землю, избрана, чтобы дать понять, что мир внизу – зеркало и картина мира, находящегося вверху. Точка, находящаяся по ту сторону бесконечности, – высшая точка, откуда раскрывается вся Вселенная, точка, откуда может быть воспринят сразу весь мир. Точки Алеф существуют в пространстве. В этих точках представлена непрерывность пространства-времени, и это зрелище охватывает все от сердцевины атомного ядра до самой отдаленной галактики.

В рассказе «Алеф» повествуется о таинственном месте, точке пространства, в которой собраны все остальные точки вселенной. «...миллионы явлений – радующих глаз и ужасающих, но из них не удивило меня так, как тот факт, что все они происходили в одном месте, не накладываясь одно на другое и не будучи прозрачными. То, что видели мои глаза, совершалось одновременно...» [1]

Географические образы в рассказе формируют новые пространства нового типа. Друг в друге отражаясь, они размножаются и получают свой неповторимый характер и образ.

Можно выделить символ пространства – Зеркало. Зеркало – это отражение действительности, предмет, который размножает предметы и заставляет человека задуматься о собственной реальности. И в то же время зеркало необходимо для того, чтобы не забывать о бесконечности. Оно «убивает» границы и раздвигает пространство до бесконечности. И эта бесконечность абсурдистски удваивается. Бесконечное «я» - никто, бессмертное «я» - никто, всемогущее «я» - никто. И если «я» множится в бесчисленных зеркалах, то найти себя невозможно [1]. «В диаметре Алеф имел два-три сантиметра, но было в нем все пространство вселенной, причем ничуть не уменьшенное. Каждый предмет был бесконечным множеством предметов, потому что я его ясно видел со всех точек вселенной». [1]

«Алеф» есть точка в пространстве, которая сосредотачивает все другие точки и в которой сосредоточены все вещи мира, через эту точку виден весь мир.

На метапространственном уровне в космогонических представлениях происходит отождествление микро- и макрообразов земного пространства. Эти образы еще нельзя назвать географическими, поскольку земное пространство в данном случае и есть весь мир, космос [2]. Алеф как бы уничтожает время, а следовательно – в нем актуализируется бесконечность и вечность.

Можно сделать вывод, что это – описание виртуальной реальности, которая, например, существует в современном мире, в Интернете. В нем, как в Алефе, сосредоточено множество точек. Однако человек не может посмотреть сквозь него на другие вещи. Это похоже на то, как человек смотрит внутрь себя, на свой внутренний мир и через призму своего мира смотрит на мир реальный или виртуальный.

Библиографический список

1. Борхес, Л. Х. Проза разных лет / Л. Х. Борхес. – М., 1984.

2. Вернан Ж.-П. Происхождение древнегреческой мысли. М., 1988.

А.Т. Ниязова, ОмГТУ, ФГО, ВСО-616.

Научный руководитель – к. филол. н., доц. Владимирова Н. В.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]