Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
СБОРНИК студ. статей за 2012г..doc
Скачиваний:
26
Добавлен:
09.11.2019
Размер:
722.43 Кб
Скачать

Министерство образования и науки Российской федерации

____________________

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Омский государственный технический университет»

Тенденции развития общества в XXI веке

Материалы ХX

Межвузовской научной конференции

студентов и аспирантов

19 – 26 апреля 2012 г.

Омск

Издательство ОмГТУ

2012

Секция 1 СОВРЕМЕННАЯ ФИЛОСОФИЯ ОБ АКТУАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМАХ ОБЩЕСТВА

М.А. Варлакова, ОмГТУ, ФГО, СО-111

Научный руководитель – к.филос.н., доц. П.Г. Макухин

Роль принципа «золотой середины» в этике аристотеля

Аристотель завершил процесс становления этики как науки и определил ее место в общей структуре философского знания как практической философии. Он отделил этику от метафизики, показав тем самым, что собственно этика начинается там, где появляются действия, которым присущ индивидуально-ответственный, а не предзаданный характер. В отличие от теоретической философии этика имеет целью не только и не столько познание добродетели, сколько добродетельные поступки, т.е. она учит тому, как стать лучше в нравственном плане.

От Аристотеля до нас дошли три сочинения по этике - "Никомахова этика", "Эвдемова этика" и "Большая этика". Указанные произведения отличает та же энциклопедичность, что и другие труды Аристотеля. В них, как и в многочисленных работах в области биологии, довлеет эмпирическая сторона дела, т. е. описание многообразных склонностей и типов поведения людей. Правило Аристотеля «Золотой середины» гласит, что добродетель – это середина двух пороков, в чём, собственно, и заключается специфика его этики. Например: кротость - это середина между гневливостью и смирением; любезность - между слащавостью и несносностью в общении, скромность есть середина между бесстыдством и стеснительностью (бесстыжий говорит и действует "как придется, при любых обстоятельствах. Стеснительный, напротив, остерегается делать и говорить что бы то ни было перед кем бы то ни было), чувство собственного достоинства есть "середина между своенравием и подхалимством", правдивость — середина между притворством и хвастовством. Рассмотрим это подробнее - Аристотель выделяет простую арифметическую середину, когда, например, десять много, а два мало, и в этом случае серединой будет шесть. В отношении человека, уточняет Аристотель, такое недопустимо, и, как в питании атлетов, каждый человек в соответствии со своими потребностями ищет "золотую середину" сам, без чего не может стать нравственным. Нельзя не отметить, что представления о "золотой середине" встречаются и в культуре Древней Индии, Древнего Китая. Таким образом, в отличие от Сократа и Платона Аристотель считал, что никакая наука заранее не может сказать человеку, желающему прожить достойную жизнь, что ему делать в той или иной ситуации. Эта принципиальная разница видна и в полемических выпадах Аристотеля против платоновского Высшего Блага в пользу всегда конкретного относительного блага. Именно в связи с этой критикой Платона в "Никомаховой этике" появляется широко известное выражение, ставшее затем афоризмом: "Платон мне - друг, но истина дороже". Предпринимались попытки каким-то образом систематизировать добродетели, чтобы в них было проще ориентироваться. Так, Платон выделяет четыре базовые, кардинальные добродетели: мудрость, мужество, умеренность и справедливость. Позже фактически эти же основные добродетели выделяли стоики. Аристотель же считал, что существуют две основные группы добродетелей: дианоэтические (мыслительные, связанные с деятельностью разума) — мудрость, рассудительность, сообразительность и этические (связанные с деятельностью воли) — мужество, уравновешенность, щедрость и др.

С одной стороны, в своей этике Аристотель следует рационалистической традиции, заложенной Сократом: не может быть добра без знаний о добродетели, а с другой - если у Сократа и Платона добродетель - изначальное основание человеческой души, из которого выводится своеобразие действий человека, то у Аристотеля она, будучи основанием поступков, в свою очередь, выводится из практики. Если по Платону Благо существует вне времени и пространства, то Аристотель выводит нравственные принципы из практической жизни, опираясь на силу рассудка. Любые добродетели, согласно Аристотелю, даны нам не от природы, но и не вопреки природе, т.е. в людях заключена возможность стать добродетельными. Но чтобы она была реализована, необходимы действия рассудка и усилия воли.

Е. А.Зайцева, ОмГТУ, ФТНГ, АД-210

Научный руководитель – к. филос. н., доц. И. В. Зайцев

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]