Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Документ.txt.rtf
Скачиваний:
2
Добавлен:
28.09.2019
Размер:
521.52 Кб
Скачать

44,17 Типологія стратифікаційних систем за Радаєвим

Стратификационные системы. Особые способы детерминации и утверждения социального неравенства лежат в основе стратификационных систем. Каждая такая система образуется особым типом социальное расслоения и способом его воспроизводства на основе различий в накопленом капитале определенного вида.

классовая; економічний капітал

• физико-генетическая; фізіологічний

• культурно-нормативная; культурний капітал

• социально-профессиональная; людський

• сетевая; соціальний

• корпоративная; адміністративний

• политическая; політичний

• культурно-символическа символічний

Первый стратификационный тип — классовая система. Различии между группами наблюдаются прежде всего в характере и размерах собственности на средства производства и производимый продукт, а также в уровне и источниках получаемых доходов и имущественной обеспеченности. Иными словами, речь идет о различиях мобилизованного экономического капитала. В этой наиболее традиционной социально-экономической трактовке классы представляют собой социальные группы

однородных в политическом и правовом отношениях граждан.

В основе второго типа — физико-генетической стратификационной системы — лежит дифференциация социальных групп по "ественыи" социально-демографическим признакам. Здесь отношение к человеку или группе определяется состоянием здоровья, уровнем трудоспособности и наличием определенных физических качеств — силы, красоты, ловкости. Соответственно более слабые, менее трудоспособные, обладающие физическими недостатками считаются ущербными и зани

мают приниженное общественное положение. В данном случае нераненство утверждается воспроизводством различий в способности к труду (в том числе и способности осуществлять физическое насилие), т.е. различиями физиологического капитала.

Третий тип правомерно назвать культурно-нормативной системой. В ней дифференциация построена на различиях уважения и престижа, возникающих из сравнения стилей жизни и норм поведения, которым следует данный человек или группа. Система воспроизводится благодаря различиям культурного капитала, воплощенного в практическом знании и навыках социализации, позволяющих проводить значимые различения. Способы организации труда, потребительские вкусы и привычки, манеры общения и этикет, особый язык (профессиональная терминология, местный диалект, уголовный жаргон) — все это выдает происхождение человека и социальную среду, в которой он формировался, обозначает множественные границы социального неравенства.

Четвертый тип — социально-профессиональная система. В ней группы делятся по наличию образования и профессиональной квалификации, которые, в свою очередь, связаны с содержанием и условиями груда. Речь идет о различиях накопленного человеческого капитала. Утверждение и поддержание иерархических порядков в данной системе осуществляется при помощи сертификатов (дипломов, разрядов, лицензий, патентов), фиксирующих уровень квалификации и способность осуществлять определенные виды деятельности. Действенность квалификационных сертификатов поддерживается силой государства или какой-то другой достаточно мощной корпорации (профессионального цеха, деловой ассоциации). Сами сертификаты по наследству не передаются, хотя история и дает примеры отступлений от этой нормы.

Пятый тип — сетевая система. Она связана с различиями в количестве и характере социальных связей, которые могут быть мобилизованы индивидом или группой. Эти различия воспроизводятся благодаря

неравномерному распределению социального капитала, или совокупности обязательств (главным образом неформальных), сосредоточенных в сетях. Порождаемое ими доверие позволяет носителю соціального капитала получать информацию, расширять полезные знакомства, привлекать дополнительные ресурсы, налаживать коммуникацию. Неравенство фиксируется здесь через принадлежность к определенным социальным кругам, членство в относительно закрытых сообществах.

Шестой тип — корпоративная стратификационная система. Дифференциация между группами строится здесь по их положению в организационных иерархиях. Формальные позиции в корпоративных организациях обозначают размеры и характер административного капитала.

В зависимости от высоты административных позиций и масштабов корпорации он предоставляет различные возможности мобилизации и распределения ресурсов, а также регулирования доступа к ресурсам других хозяйственных агентов. Административный капитал также обеспечивает

привилегии, или вознаграждения, привязанные к должностной позиции. Наиболее яркий образец представляют бюрократические структуры современного государствах.

7 тип стратификационной системы — политическая. Она связана с различными способностями индивидов и групп мобилизовывать коллективное действие и представлять интересы других групп. Реализуется эта способность через участие в общественных движениях и

политических партиях. Активность в инициации коллективных действий и проявление лидерских качеств формируют и воспроизводят политический капитал, создающий дифференцированные возможности в борьбе за ресурсы.

8стратификационная система названа культурно-символической. В ней дифференциация возникает из различий доступа к социально значимой информации, неравных возможностей ее интерпретации, способностей производить истину, быть носителем сакрального знания (мистического или научного). В древности роль подобных авторитетов отводилась жрецам, магам и шаманам, в Средневековье — служителям церкви, а в Новое время — ученым, технократам и партийным идеологам. Более высокое положение в данной системе занимают те, кто имеет лучшие возможности для манипулирования сознанием и действиями прочих членов общества, кто лучше других может доказати свою компетенцию, т.е. располагает более эффективным символическим капиталом.

43 Виміри соціальної стратифікації за Вебером

Веберівське трактування соц. нерівності припускає те, що в ній існують та взаємодіють 3 типи стратифікаційної ієрархі, які деякою мірою незалежні один від одного упорядковують поведінку членів суспільства: влада, престиж, власність(статус).

Розбіжності в власності породжують економічні класи; у владі – політичні партії; у престижі – статусні угрупування. Вебер сформулював «3 автономні виміри стратифікації».

Клас за Вебером – сукупність людей, що мають вихідні життєві шанси детерміновані владою яка дає можливість отримувати блага та доходи. Іншими словами, клас – це люди, які знаходяться в одній класовій ситуації, тобто мають загальне становище у економічній сфері: однакові доходи, приблизно однакове матеріальне становище.

Типи класів: 1)клас власників в яких класовий статус індивідів детермінований диференціацією розмірів вололінь; 2) клас як стяжательний клас(набутий)  класова ситуація де термінується можливостями експлуатувати послуги на ринку; 3) клас як соціальний клас, структура якого складається з класових статусів.

Вебер утверждал, что собственники - это "позитивно привилегированный класс". На другом полюсе - "негативно привилегированный класс", сюда он включал тех, кто не имеет ни собственности, ни квалификации, которую можно предложить на рынке. Между двумя полюсами находится целый спектр так называемых "средних классов", которые состоят как из мелких собственников, так и из людей, способных предложить на рынке свои навыки и умения (чиновники, ремесленники, крестьяне).

Вебер, в отличие от Маркса, сомневался в вероятности того, что рабочие смогут "подняться" до "настоящей" классовой сознательности и объединиться в общей классовой борьбе против системы, эксплуатирующей их. Это может произойти, по Веберу, только в том случае, когда контраст жизненных шансов перестанет восприниматься рабочими как неизбежный и когда они поймут, что причиной этого контраста является несправедливое распределение собственности и экономическая структура в целом.

Если различия в собственности ведут к различиям жизненных шансов, то различия в статусе, говорит Вебер, ведут, как правило, к различиям в стиле жизни, т.е. в поведении и принципах жизни. Стиль жизни задается общей для группы "субкультурой" и измеряется "статусным престижем". Статусная группа в связи с этим способна проводить довольно осознанную линию поведения, поскольку через стандарты поведения, заключенные в общей для нее субкультуре, она способна контролировать и даже направлять поведение своих членов.

Статусные группы приобретают престиж (почесть) главным образом путем узурпации: они претендуют на определенное вознаграждение и добиваются существования своих претензий в форме определенных норм и стилей поведения и особых преимуществ на занятие теми или иными исключительными видами деятельности.

Опираясь на свою концепцию экономических и статусных факторов стратификации, Вебер конструирует свое понимание власти. Власть, которая в традиционном марксистском анализе проистекает от классового положения, на самом деле гораздо более сложный феномен. Он определяет власть как возможность личности или группы реализовать свою волю даже при сопротивлении других. Власть может быть функцией обладания ресурсами в экономических, статусных и политических системах; и класс, и статус - ресурсы обладания властью. С того момента, как люди хотят получить более высокий статус, они стремятся ориентировать свое поведение таким образом, чтобы получить одобрение со стороны тех, чей статус они оценивают как более высокий. Властные ресурсы могут быть также в институтах, контролирующих преданность людей - религии, партиях, профсоюзах и т.д. Контролируя силовые структуры, также можно добиться власти. По Веберу, ключевые источники власти в современных ему обществах - не во владении средствами производства. Возрастающая сложность индустриальных обществ ведет к развитию огромной бюрократии. В связи с этим даже экономические институты вовлечены в тесные зависимые отношения с административными и военными бюрократиями государства. Все в большей мере ключевые властные ресурсы становятся жестко иерархическими крупно-масштабными бюрократиями.

Третья форма ассоциации, которой Вебер уделял внимание, это партия. Считая, что причины деления общества на кланы лежат в экономике, и что в основе существования статусных групп лежит престиж, он характеризовал партии как объединения людей по убеждениям. Поведение партии хорошо осознано, так как эта группа является субъектом истории, динамичным моментом во всякого рода преобразованиях, совершающихся в обществе. Партии являются воплощением власти. Они существуют только в общинах, имеющих какой-то рациональный порядок и штат сотрудников, которые следили бы за претворением этого порядка в жизнь.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]