Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ответы на гос 5 курс.docx
Скачиваний:
5
Добавлен:
25.09.2019
Размер:
284.33 Кб
Скачать

50. Платонов, «Котлован», рассказы

А.П. Платонов признан сегодня классиком русской литературы XX в., гениальным прозаиком и несравненным мастером художественного слова.

В прозе 1920-1930-х гг. писателя больше всего привлекала проверка идей социалистического преобразования народным умом и опытом, национальным бытием (романы «Чевенгур», «Котлован», повести «Город Градов», «Впрок»; рассказы «Усомнившийся Макар», «В прекрасном и яростном мире»). В рассказах Платонова революция изображается как явление космического порядка, оказывающего влияние на ход «мирового естественного процесса». С революцией связано ожидание конца света. Апокалипсическое восприятие революции отразилось в повести А. Платонова «Сокровенный человек».

В 1926 г. Платонов начал работу над романом «Чевенгур», которому было суждено быть опубликованным в 1988 г. В этом романе, как и в повести «Котлован» (1929-1930; впервые напечатан в СССР - в 1987 г.), Платонов показал полную несовместимость социализма со стихией национального бытия.

В «Котловане» вместо ожидаемого возрождения материи природы происходит обратное: люди тратят свою живую плоть на мертвый камень. Повесть соединяет в себе социальную притчу, философский гротеск, сатиру, лирику. Писатель создал беспощадный гротеск, свидетельствующий о массовом психозе послушания, безумной жертвенности и слепоты, овладевшими страной. Главный герой является выразителем авторской позиции. Задумавшийся в правоте совершающегося, Вощев не движется в соответствии с «генеральной линией», а ищет свою дорогу к истине. Вощев так и не обрел истины. Глядя на умирающую Настю, Вощев думает: «Зачем ему теперь нужен смысл жизни и истина происхождения, если нет маленького верного человека, в котором истина была бы радостью и движением?» Платонов хочет выяснить, что же именно могло двигать людьми, продолжавшими рыть яму с таким усердием. Это новое рабство зиждется на ритуалах новой веры: религии котлована в изложении Сталина.

Поводом для начала кампании травли Платонова, не прекратившейся до конца его жизни, стала публикация рассказа «Усомнившийся Макар» в журнале «Октябрь». Система, сверху насаждавшая себя после революции, требовала и создавала «управляемого человека». Платоновский герой - именно «усомнившийся», задумывающийся, созерцающий, по природе своей слабо поддающийся управлению.

Рассказы А. Платонова «Песчаная учительница», «На заре туманной юности», «Фро» и другие переполняет светлая уверенность в возможнос­ти совершенствования человеком мира, в котором он живет. Все его герои — молодые, честные люди, дея­тельные народные характеры. Они полны горячих надежд, несут в себе свежую силу чувств. Порою превозмогая жалость к себе, они вкладывают свою жизнь и судьбу в общее дело. Такова юная Мария Нарышкина, изображенная в «Песчаной учительнице» (1927). Посланная на край света, на гра­ницу с безжалостными песками пустыни, она вместе с жителями обреченного на вымирание поселка Хошутово борется с песками, очеловечивает пустыню, которая раскрывает свои сокровенные тайны.

В рассказе «В прекрасном и яростном мире» (1941) отразилась увлеченность Платонова и его героев мощ­ной техникой. Машинист Мальцев —талантливый работник. Старый машинист любит свой паровоз как живое суще­ство, чувствует его всей душой. Но при этом глух к живому человеку, не ценит преданности своего ученика. Машина в его созна­нии заслонила человека. Только случившееся несча­стье — удар молнии и слепота — возвращает ему способность быть внимательным и чутким к человеку. Он оценил своего помощника, когда тот стал бороться за доброе имя старого мастера, морально поддержал его в трудную минуту.

Рассказ «Возвращение» («Семья Иванова») (1946) свидетельствует о быстром осмыслении писателем пос­левоенной жизни: как жить человеку после всего, что было перенесено на войне. Война воспринималась Платоновым как глобальная попытка уничтожения милосердия, надежд на силу добра и человечности.