Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ответы на гос 5 курс.docx
Скачиваний:
5
Добавлен:
25.09.2019
Размер:
284.33 Кб
Скачать

31. Чехов, рассказы 80-90х

Все творчество Чехова делится на две части: раннее и позднее, они различны. Ранний Чехов высмеивает уродливые стороны жизни. Он описывает многообразие российской обывательской жизни, церковную жизнь, семейно-бытовые и общественные явления. («Жизнь прекрасна», «Смерть чиновника», «Руководство для желающих жениться» и др.). 

Поздний Чехов 80х 90х годов отказывается от юмористического подхода к жизни и переходит к  проблемам общества. Характеры героев становятся острее  и четче. Разнообразие тематики чеховских произведений и число их до 1888 г. поражают. Так, в 1883 г. он пишет 120 произведений, а в 1885 г.—129. Чехов разоблачает тупого, сонного обывателя России, показывая его тусклую жизнь, невежественность, дикость и жестокость (Человек в футляре, Дом с мезанином, Палата 6). Обрядовая сторона русской жизни, с её постами, именинами и церковными праздниками, семейно-бытовые сцены, служебные отношения, общественная деятельность—всё это входит в поле зрения наблюдательного автора. Темы человеческих отношений, любви, становления личности, власти идеи над человеком, положения женщины в обществе.

В этих «пёстрых» рассказах Чехов показывает всю классовую и сословную лестницу русского общества, начиная с деревни, продолжая городским мещанством, купечеством, интеллигенцией и кончая дворянством, столичным, и провинциальным. Маленький чиновник Червяков, чихнув в театре на лысину генерала, после неоднократных и неумелых попыток извиниться перед генералом умирает, боясь суровой расплаты за своё «преступление» («Смерть чиновника»). Это анекдот, но анекдот, в котором сквозь внешний комизм бытовых положений проглядывает критика рабской психологии запуганного человека. Отставной унтер Пришибеев, добровольный шпион, и тупо» самозванный администратор, по-своему понимает законы и нормы человеческого поведения. Он терроризирует деревню, в которой живёт, приказывая, чтобы «песней не пели, вечерами не сидели с огнём», не собирались на улице. Он один знает порядки, как «обходиться с людьми простого звания» («Унтер Пришибеев»). Унтер Пришибеев в глухую пору реакции 80-х годов вырастал в фигуру всероссийского «городового», олицетворяя сущность самодержавно-полицейской власти в России. Показательно, что годы перелома в творчестве Чехова сказались прежде всего в уменьшении самого количества его произведений.

Продолжая линию критического реализма Гоголя и Салтыкова-Щедрина, Чехов ведёт беспощадную борьбу с гнилой «тиной ужасающих мелочей», уродующих жизнь.

В 1898 году были написаны «Человек в футляре», «Крыжовник», «Ионыч», «Душечка». Если в начале своего творческого пути Чехов смеялся над духовным убожеством мещанина, то в этих произведениях обличает обывательщину как страшное общественное зло.

Рассказ «Человек в футляре» завершил тему, которая прошла красной нитью через все творчество Чехова,— тему разоблачения реакционной и трусливой сущности царского режима. Отгороженный от жизни своим футляром — тесной, похожей на гроб спальней, темными очками, калошами, зонтиком, фуфайкой, Беликов боится всего: книг, свободной мысли, смеха, езды на велосипеде, Всякий, не предусмотренный циркуляром поступок, вызывает у него чувство страха: «Как бы чего не вышло». «Человек в футляре» — это смертный приговор строю, порождающему Беликовых.

Глубоко ненавистен Чехову земский врач Старцев («Ионыч»). Старцев мечтал о любви, о красивой жизни, но засасывающее влияние окружающей его мещанской среды убило все хорошее, превратило его в обывателя, смысл жизни которого— бессмысленное накопление. Старцеву безразличны люди, безразлично будущее страны, в которой он живет. Страсть к желтеньким и зелененьким бумажкам убила в нем человека и гражданина.

Рассказы Чехова 90-х годов выполняли задачу, которую Писарев считал одной из важнейших в процессе подготовки революции: «Обывателя встряхнуть, превратить его в гражданина».

Он пишет о взяточничестве, бюрократизме, подхалимстве, протекционизме, общественном равнодушии и других гримасах, тогдашней уродливой жизни. В рассказе Чехова «Страх» есть фраза: «Мне страшна главным образом обыдёнщина, от которой никто из нас не может спрятаться». Вот эту обыдёнщину, характерную для периода общественного упадка, эту власть жизненных мелочей изображает Чехов с замечательным мастерством. Произведения, изображающие пошлость в жизни, были чрезвычайно разнообразны. Останавливаться долго на каждом из них писателю было излишне. Важно было дать им название, поставить диагноз, обратить на них внимание. Медик по образованию, Чехов так и делает: он ставит диагноз одному явлению, затем переходит к другому, третьему. Страницы его произведений— это многочисленные «истории болезней» его эпохи.