Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
261981_6DBE2_galay_yu_g_rimskoe_chastnoe_pravo_...doc
Скачиваний:
6
Добавлен:
21.09.2019
Размер:
669.7 Кб
Скачать

Правовое положение вольноотпущенников и колонов

Вольноотпущенник (либертин) – отпущенный на волю раб. Бывший господин либертина становился патроном (покровителем), а вольноотпущен-ник – клиентом, т. е. зависимым. Патрона и членов его семьи необходимо было почитать, предоставлять ему разнообразные услуги, работать на него, помогать в публичных делах, не вызывать в суд и выступать там против него, выкупать патрона из рабства. Клиент, нарушивший эти условия, мог быть снова превращен в раба.

Институт патроната накладывал, однако, на обе стороны и некоторые взаимные обязанности. «Законы ХII таблиц» гласили: «Пусть будет предан богам подземным тот патрон, который причиняет вред клиенту». Отношения между патроном и клиентом прекращались, если первый покидал вольноотпущенника в крайней беде или подавал против него иск о смертной казни. Патрон и клиент обязывались к взаимной материальной помощи – алиментам.

Дети вольноотпущенника признавались свободнорожденными (например, император Диоклетиан был сыном вольноотпущенника).

Институт колоната («земледельцев») возник в период империи. Обезземеленные крестьяне все больше и больше попадали в зависимое экономическое положение от земельных собственников. Закон 357 г. запрещал продавать земли без колонов. Появляется категория приписных колонов, уравненная по статусу с посаженными на землю рабами.

Колоны наделялись известной правоспособностью: имели семью, участвовали в наследстве, возбуждали иски (даже в отношении хозяина), заключали договоры.

3.2. Юридические лица

В отношении юридических лиц в Риме у исследователей нет единого мнения: одни признают наличие таковых, другие подвергают сомнению. Действительно, для возникновения данного института, как особого субъекта в противоположность физическому лицу, должны появиться определенные экономические и правовые предпосылки. Свойства юридического лица признавались за латинскими и перегринскими обществами, храмами, коллегиями жрецов и государственных служащих, за братствами – объединениями культового значения, и коллегиями – профессиональными обществами с творческой, хозяйственной и похоронной целями. Они являлись юридическими лицами лишь в области частного права.

В классический период государство считалось субъектом публичных прав и частноправовых полномочий – фиска (букв. «корзина»), т.е. приобретало черты юридического лица. Фиск состоял из государственных доходов, и в него входило все государственное имущество. Фиск подчинялся нормам гражданского, а не публичного права. Фигура юридического лица в фиске усматривалась в следующем: имущество фиска не подлежало давности; фиск имел право наследования; по сравнению с другими кредиторами исковое требование фиска удовлетворялось в первую очередь; к проданному фиском имуществу не разрешалось предъявлять иск об изменении покупной цены; фиск имел право требовать проценты со своих должников помимо договоров.

Юридическим лицом можно было считать и мунципии (городские общины). Как частные лица, они подчинялись действиям норм частного права и потому могли совершать сделки, отстаивать свои интересы через представителей в обычном судебном порядке.

Корпорация воспринималась римскими юристами как сообщество, в котором внесенное в него имущество представляло уже общую собственность всех членов, а следовательно, и как юридическое лицо, как носитель обобществленной собственности. Общества в публичном праве возникали на основании закона, эдикта, сенатусконсульта, конституции императора, а также частном праве по решению органов власти или по инициативе частных лиц. Для возникновения последних требовалось согласие не менее трех граждан. Общество действовало на основании устава и управлялось советом. Предусматривалось общее собрание и особые платные служащие, управляемые синдиком (директором).

По характеру деятельности частные юридические лица подразделялись на хозяйственные и на общества и фонды с благотворительной целью. Выходить за рамки уставных целей и задач они не имели права. Их деятельность прекращалась в результате постановления собрания, окончания цели общества, потери имущества, полного прекращения членства или постановления властей.

Кодификация Юстиниана сделала определенный шаг в разработке понятия юридического лица, четко разделив частные объединения и фонды. К первым относились коллегии, корпорации и т.п., обладающие собственным имуществом и отдельным членством и созданные для политической, хозяйственной, гуманитарной, религиозной цели. Их члены обладали правом голоса на собраниях, могли выбираться в управление объединения.

В отличие от частных объединений фонды не имели членства, но обладали собственным имуществом. Они представляли собой либо государственные учреждения с самостоятельными доходами и целями, либо именные фонды – дома для престарелых и сирот, больницы, церкви.