Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
261981_6DBE2_galay_yu_g_rimskoe_chastnoe_pravo_...doc
Скачиваний:
6
Добавлен:
21.09.2019
Размер:
669.7 Кб
Скачать

2.3. Особые средства преторской защиты

Кроме защиты интересов граждан в суде, в римском праве существовала особая внесудебная, административно-полицейская защита субъективных прав. Для этого одна из сторон, которая считала, что спорная ситуация не предусмотрена цивильным правом, а значит, и не может получить судебной защиты, должна была обратиться к претору. Преторская защита представляла собой приказ или повеление (декрет), либо запрет (интердикт – «восстанов-ление в праве»), относящийся к правонарушителю. Самой распространенной формой защиты был интердикт. Его эффект заключался в том, что ответчик обязан был немедленно, под страхом наложения санкций, подчиниться ему. На ранней стадии действия интердикта он выдавался магистратом только после первоначального личного расследования им дела. С увеличением числа подобных дел интердикт стал выдаваться без расследования.

В зависимости от целей интердикты подразделяются на:

1) интердикт о предъявлении – приказ представить на первую стадию процесса вещи или определенных лиц;

2) интердикт о возврате – вернуть конкретную вещь;

3) интердикт о запрещении – воздержаться от определенного поведения. К основным видам преторской защиты относились владельческие интердикты, применявшиеся для охраны фактического обладания вещами. Важными также были интердикты о введении во владение наследственным имуществом, если кто-то таковое оспаривал.

3. Лица в римском праве

3.1. Понятие лица

«Лицо» – персона является субъектом права. Им могли быть отдельные индивиды, их сообщества (физические лица) или учреждения – юридические лица. Однако не каждый человек в римском праве считался персоной, а лишь обладающий определенным состоянием – статусом, т. е. качеством, служащим основным условием правоспособности. Недаром существовала поговорка: «Рабы не имеют лица», т.е. правоспособности.

Правоспособность лица возникает с его рождения и длится до его кончины. Было и исключение: субъективным правом наделялся постум – зачатый, но еще не родившийся ребенок. Он охранялся в правах (например, наследства) наравне с остальными гражданами, правда, ребенок должен был появиться на свет живым и не позднее десяти месяцев после кончины отца.

Римляне выделяют три статуса лица: статус либертатис – статус свободы; статус цивитатис – статус гражданства и статус фамилиа – семейный статус.

Правовое положение римских граждан

Римское гражданство приобреталось по рождению: если брак был законным, то ребенок приобретал статус отца; вне брака – статус матери. Ребенок, родившийся от рабыни, получал римское гражданство в том случае, если было доказано, что роженица во время беременности хотя бы на время пользовалась гражданскими правами. Ребенок, появившийся на свет вне брака от неримлянки, не считался римским гражданином, если даже его отец и был римским гражданином.

Римское гражданство могло приобретаться и через натурализацию, которая подразделялась на публичную и частную. Первая осуществлялась по обычаю или, в виде исключения, решению сената, консулов, преторов, правителей провинции, императоров. Обычная натурализация давалась латинам или перегринам. Исключительная натурализация предоставлялась отдельным людям, жителям городов или даже отдельным племенам, оказавшим значительные услуги Риму. По закону императора Каракаллы 212 г. все свободные жители империи получили статус римского гражданина.

Второй вид натурализации – частная, предоставлялась любому главе семейства путем адаптации, усыновления или манумиссии – освобождения из рабства.

В политическом праве римский гражданин наделялся активным или пассивным избирательным правом, имел право участвовать в общественной жизни или в священных и светских праздниках, вступать в легионы.

В частноправовой сфере правоспособность римского гражданина складывалась из двух элементов: а) юс конубии – право вступать в брак; б) юс коммерции – право совершать сделки и создавать обязательства. Половая зрелость у римлян наступала с 14 лет – для мужчин и с 12 – для женщин. С этого времени им разрешалось вступать в брак. Однако лица, не достигшие 25 лет, считались несовершеннолетними.

В зависимости от возраста римляне подразделялись на импуберес (малолетние, неполовозрелые) и пуберес минорес (юноши, половозрелые). Малолетние, в свою очередь, делились на две группы: инфанты (дети до 7 лет) и инфанциа майорес (старше младенческого возраста – мальчики от 7 до 14 лет, девочки от 7 до 12 лет). Они наделялись частичной дееспособностью, например могли осуществлять сделки на приобретение имущества.

Все вышеперечисленные права публичного и частного характера на практике, однако, не были осуществимы римлянами в одинаковой степени, а зависели от социально-общественного положения лица. Ими пользовались лишь патриции, нобиле всадники, т.е. привилегированные слои общества.

Римское право предусматривало умаление статусов – капитис деминуцио (букв. «уменьшение на голову»), которых также было три: максимальное, среднее (медиум) и минимальное. Первое наступало тогда, когда лицо теряло свободу (в древности – продажа в рабство за долги, потом – пленение или продажа в рабство по приговору суда за тяжкие преступления). Одновременно терялись и два других статуса. Возвращение же из плена автоматически восстанавливало статусы, за исключением статуса фамилии. В данном случае римляне строго придерживались буквы закона – «раб семьи не имеет». Если пленный был женат, то брак расторгался, а по возвращении он мог, если хотел, вторично заключить брак. Такому же правилу подлежали и плененные супруги.

Среднее умаление наступало при ссылке римского гражданина по решению суда, сената или императора. Как правило, такого человека ссылали в провинции, населенные перегринами. Ссыльный из-под действия цивильного права переходил под «право народов». Первый и третий статусы при этом сохранялись.

Минимальное умаление наступало в случае выхода лица из своего семейства, следовательно, оно теряло права, которыми пользовалось в семье до того. Но при этом лицо или основывало свою семью, или переходило в другую и, таким образом, приобретало в новой фамилии то, что теряло в другой.

Кроме того, правоспособность ограничивалась по причине умаления гражданской чести. Еще «Законами ХII таблиц» была предусмотрена норма, по которой свидетель, отказавшийся от свидетельствования, провозглашался «недостойным и негодным в свидетели», т. е. не мог больше быть свидетелем и приглашать других для свидетельства. А поскольку в древний период все сделки проходили при свидетелях, то такой человек лишался права вступать в деловые отношения. В классическое время появляется новое понятие умаления правоспособности в форме инфамии (бесчестия). Ею поражалось лицо, совершившее глубоко безнравственные поступки, влекущие к утрате уважения в обществе. Различали опосредственное бесчестие – осуждение за кражу, мошенничество или осуждение на основании нарушения добросовестности по некоторым гражданским делам (иски об опеке, о поручении, о поклаже). Непосредственное бесчестие не требовало осуждения: оно вытекало из постыдного, позорного занятия (проституция, сводничество, актерство, циркачество, гладиаторство). Инфамия затрагивала область и публичного права (лишение права голоса, права занимать общественные должности), и область частного права (лишение права выступать в суде адвокатом, запрет на представление в суде интересов других лиц).

Неправоспособными в области публичного права признавались римские женщины – матер фамилиас (матери семейства) и матроны (замужние женщины). Даже при отсутствии отцов они не могли быть носителями отцовской власти над сыновьями, не имели права усыновления и быть опекуншами.

Недееспособными признавались лица с физическими недостатками. Например, глухонемые не могли составлять завещания в устной форме, а слепые – в письменной. Душевная болезнь также ограничивала дееспособность, но не одинаково. Так, умалишенный в период просветления имел право совершать деловые акты, а за бешеного все действия осуществлял попечитель (куратор). Римское право предусматривало ограничение дееспособности в отношении расточителя, который был приравнен в своих правах к положению несовершеннолетнего. Его имуществом также управлял куратор.