Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ОПК.docx
Скачиваний:
15
Добавлен:
10.09.2019
Размер:
3.38 Mб
Скачать

Основные идеи профессионализации е.А. Климова

Евгений Александрович Климов выдвинул и экспериментально обосновал идею индивидуального оптимального стиля деятельности. Его подход основывался на следующих предпосылках:

1. Индивидуальный стиль деятельности – обобщенная характеристика индивидуальных особенностей человека, складывающихся и проявляющихся в его деятельности. Индивидуальный стиль деятельности обнаруживает зависимость от следующих факторов:

  1. процесса социализации индивида, становления личности;

  2. психических качеств субъекта, обусловленных свойствами нервной системы;

  3. особенностей его включения в постоянно повторяющиеся ситуации (производственные, управленческие и т.д.).

2. Индивидуальный стиль деятельности – это деятельностное проявление индивидуальности. Его разновидностями являются стиль руководства, лидерства, деловой стиль и т.д.

  1. Индивидуальный стиль – устойчивая система приемов, способов работы и подготовки к ней, позволяющая людям с разными индивидуально-типологическими особенностями (нервной системы, темперамента, характера) добиваться равной эффективности при осуществлении профессиональной деятельности.

  2. Общепризнанными формальными признаками индивидуального стиля деятельности можно считать следующие: 1) сформирована устойчивая система приемов и способов деятельности; 2) эта система обусловлена определенными личностными качествами; 3) она является средством эффективного приспособления к объективным требованиям.

  3. Ядро индивидуального стиля деятельности составляют две категории: особенности, благоприятствующие успеху в данной обстановке (А); особенности, противодействующие успеху (Б).У этого деления чисто функциональная характеристика, т. е. одна и та же особенность может оказаться в зависимости от характера требований в одном случае в категории А, в другом – в категории Б.

  4. Индивидуальный стиль деятельности не определяется однозначно комплексом природных особенностей человека. Такого индивидуального стиля просто не существует. Под индивидуальным стилем деятельности следует понимать интегральный эффект взаимодействия человека с предметной и социальной средой.

  5. Имеются широкие возможности преодоления недостаточного развития определенных способностей за счет их компенсации другими способностями или приемами и способами работы. Главное при этом – соответствие новых приемов индивидуальным возможностям человека [19].

Такой подход, предложенный Е.А. Климовым позволил поставить под сомнение традиционные способы профессионального отбора и определения профессиональной пригодности человека. Данный подход оставлял значительные возможности в сфере профессионального самоопределения, профессионального развития и достижения профессионального мастерства. Последнее, согласно изложенным выше принципам, определяется не столько природными задатками человека, сколько его активностью в процессе поиска, выбора и формирования средств своей профессиональной самореализации.

Подход Б.С. Братуся к проблеме развития личности

в зрелом возрасте

Даниил Борисович Эльконин, давая возрастную периодизацию психического развития, одним из первых указал на тот существенный факт, что возможной движущей силой психического развития выступает накапливающееся противоречие между мотивационно-потребностной сферой и операционально-технической стороной ведущей деятельности.

Позднее к этой позиции примкнул Б.С. Братусь, который предложил сделать данное противоречие предметом психологического анализа не только в детском, но и в зрелом возрасте, обосновав это тем, что возрастное развитие в зрелом возрасте также неизменно предполагает переоценку смыслообразующих мотивов и стремление согласовывать свои реальные практические возможности (инструментальную сторону деятельности) с мотивами и актуальными целями [7].

Б.С. Братусь предложил искать причину возрастных психологических неблагополучий и неспособности найти благоприятный выход из возрастного кризиса именно в неумении и неготовности человека пересмотреть теряющие актуальность мотивы и цели, умения и навыки. Такой пересмотр, по мнению Б. С. Братуся, должен приводить к поиску эффективных для нового возраста сторон ведущей деятельности.

Развивая идеи А.Н. Леонтьева и Д.Б. Эльконина, Б.С. Братусь указывает, что обнаруженный и описанный ими механизм, который лежит в основе развития личности в ходе всей жизни, – это закономерно возникающее (созревающее) в ходе движения деятельности противоречие между двумя ее основными сторонами: мотивационной (смысловой) и познавательной (операционально-технической). Переломы и сдвиги в развитии, считает он, возникают именно тогда, когда появляется и заявляет о себе несоответствие между наличными возможностями (т.е. областью знаний и умений) и системой смысловых связей с миром.

Возможные способы разрешения этого противоречия могут быть конструктивными и неконструктивными. К конструктивным путям относятся:

  1. совершенствование операционально-технической стороны деятельности и за счет этого достижение соответствия между ней и смыслообразующим мотивом;

  2. изменение смысловой ориентации при невозможности в силу объективных причин дальнейшего совершенствования операционально-технической стороны.

Неконструктивными путями становятся:

  1. появление защитных мотивов, направленных на приспособление к сложившемуся противоречию;

  2. появление ложнокомпенсаторной деятельности.

Характеризуя зрелый возраст, Б.С. Братусь отмечает, что нередко прежние мотивы, представления о себе, своих возможностях и перспективах постепенно перестают соответствовать на деле изменившимся возможностям, внешней социальной ситуации развития, соотношению между пройденным и оставшимся жизненным временем. К основным изменениям, которые укладываются в понимание социальной ситуации развития в этом возрасте, можно отнести прежде всего отношение к человеку со стороны окружающих, в котором постепенно определенные надежды, возлагаемые на него, сменяются ожиданием реального подтверждения этих надежд.

Естественно, что соотношение между пройденным и оставшимся временем не может не восприниматься болезненно или по меньшей мере обостренно. Здесь очень важной становится установка, под влиянием которой оценивается это соотношение. Если формулируется установка типа “пройдено так много, а сделано так мало”; “так много было планов, а осуществлена лишь часть”; “как много было упущенных возможностей” и т.п., то прошлое если не обесценивается, то начинает тяготить, разочаровывать, а смысла как-то повлиять на будущее, когда его осталось так мало, в общем-то и нет. Если установка формулируется с опорой на прошлый опыт, который аккумулирует в себе жизненное и профессиональное прошлое, то, согласно психологическим особенностям восприятия времени, насыщенность прошлого событиями создает эффект того, что прошлое было длительным.