Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
SHeremet_T._G.MIGNARODNI_EKONOMICHNI_VIDNOSINI....doc
Скачиваний:
34
Добавлен:
24.08.2019
Размер:
1.57 Mб
Скачать

Глобальные социальные проблемы

Большинство глобальных социальных проблем проистекает из проблем экономических. Наиболее острые социальные конфликты, временами выливающиеся в «бархатные» или кровопролитные революции, связаны с неравенством в доходах и имуществе между различными классами и слоями общества.

Неравенство в доходах объективно порождается массой факторов. Прежде всего, люди весьма сильно различаются по природным талантам, работоспособности, трудолюбию и т.п. Сама природа закладывает основы социального неравенства. Например, по мнению социологов, только 15% людей способны к частному предпринимательству и готовы принять на себя связанные с ним риски.

Современные исследования убедительно опровергли принесшие столько зла мифы о национальном или расовом превосходстве. Однако реальные национальные различия как цивилизационного, так и чисто физического характера, безусловно, имеются. Национальность и связанные с ней культурологические и другие особенности могут оказывать значительное влияние на уровень доходов.

Кроме того, у людей при рождении уже имеется совершенно различное имущественное и социальное положение. Вскоре это выливается в разные воспитание, образование и квалификацию, которые усиливают уже имев­шееся имущественное неравенство.

К тому же, рыночная экономическая система устроена так, что она мультиплицирует первоначальное неравенство. Процесс, порождающий доход, существенно не аддитивен: если у человека есть 10%-ное по сравнению со средним преимущество по двум порождающим доход характеристикам, то его заработок будет вчетверо больше, чем у человека, имеющего по тем же характеристикам только 5%-ное преимущество (10 • 10 = 100, т.е. вчетверо больше, чем 5 • 5 = 25). Это характеризуется нелинейным соотношением заработков и таланта.

Имущественное неравенство со временем не только не сглаживается, но постоянно растет. Например, богатство 475 миллиардеров сегодня равно совокупному доходу более чем 50% населения мира, около 3 млрд. человек. И это накопление богатства продолжается с ускоряющейся интенсивностью. Число миллиардеров в одних Соединенных Штатах возросло с 13 чел. в 1982 г. до 149 в 1996 г. и с тех пор возросло еще больше.

Согласно докладу мирового развития ООН за 1999 г., три самых богатых человека мира владели средствами, превосходящими совокупный внутренний валовой продукт 48 беднейших развивающихся стран, 15 богатейших людей планеты владели имуществом, стоящим больше, чем весь ВВП африканских стран, расположенных к югу от Сахары, а 32 богатей­ших человека имели больше средств, чем ВВП Южной Азии. Состояние богатейших 84 чел. мира превышает ВВП Китая с его 1,2-миллиардным населением.

В то же время из 4,4 млрд людей, проживающих в развивающихся странах, почти три пятых лишены элементарных санитарных условий, одна треть не имеет безопасной для питья воды, а одна четверть живет в неприемлемых жилищах, в то же время одна пятая недоедает, и такое же число людей не имеют доступа к приличной системе здравоохранения.

С 1960 по 2000 гг. разрыв в душевом доходе между богатейшей одной пятой населения мира и беднейшей пятой его частью вырос более чем в два раза, увеличившись с пропорции 30:1 до 85:1. В 2000 г. богатейшая одна пятая населения мира получила 86% мирового дохода, а беднейшая пятая часть получила только 1,3%. Более 1,3 млн. человек вынуждены существовать менее чем на 1 долл. США в день. Согласно дан­ным ООН, из 147 стран, характеризуемых как «развивающиеся», за последние 30 лет почти 100 пережили серьезный экономический спад.

Если бы не государство, среднего класса вовсе бы не было. Чистый нерегулируемый рынок привел бы к крайней, социально опасной поляризации общества. Но общественные системы вырабатывают защитные механиз­мы против опасных изменений, точно так же, как живые организмы вырабатывают защитные механизмы против болезней.

Угрозы социальных взрывов и революций, потрясших мир в XX в., вызвали ответные защитные реакции рыночной системы, прибегшей к помощи государства. Бисмарк изобрел в 80-е годы. XIX в. государственные пенсии по старости и медицинское страхование. Уинстон Черчилль в 1911 г. учредил первую широкомасштабную систему социального страхования от безработицы. Президент Франклин Рузвельт спроектировал государство всеобщего благосостояния, которое спасло рыночную систему после кризиса, постигшей ее в Америке. Тем не менее, свойственное рыночной системе усиление социального расслоения продолжается. Уровень реальной заработной платы в США сейчас почти на 7% ниже, чем в 1973 г.

Одной из основных причин падения заработной платы является растущая конкуренция со стороны низкооплачиваемых рабочих развивающихся стран. Это происходит в основном через механизмы ТНК. Кроме того, все большую роль играет конкуренция иммигрантов из развивающихся стран. Это неизбежно усиливает международную конкуренцию в сфере интеллектуального труда и приводит к падению заработной платы высококвалифицированных рабочих развитых стран.

Другой важной причиной относительного уменьшения заработной платы является одержанная в 90-е годы победа предпринимателей над профсоюзами. После того как президент Р. Рейган уволил всех объединенных в профсоюз американских диспетчеров воздушного транспорта, началось мощное наступление предпринимателей на профсоюзы. В результате число членов профсоюзов сократилось до 15% всей рабочей силы США. Американские профсоюзы сейчас практически потеряли способность контро­лировать заработную плату и вести переговоры об условиях труда.

Постоянное давление на рынок труда оказывает безработица. Определенный уровень безработицы полезен для экономики, поскольку оказывает стимулирующее воздействие на работающих. Уровень занятости тесно связан с уровнем инфляции. При высокой инфляции экономика «разогревается», насыщается деньгами и уровень занятости повышается. Обычно из двух зол – роста инфляции или безработицы – нужно выбрать какое-то одно. Современный мир выбрал низкую инфляцию и для того, чтобы справиться с ней, вполне сознательно уменьшил темпы роста мировой экономики с 5% в 70-е годы до примерно 2% в 90-е годы. Уровень безработицы при этом, конечно, остается довольно большим.

Проблема безработицы Европы создается вовсе не потерей рабочих мест. В 80-е годы Соединенные Штаты ежемесячно теряли 2% рабочих мест, тогда как Европа – лишь 0,4%. Проблема в том, что число рабочих мест не растет. Между тем как в Европе с 1973 до 1999 гг. не были созданы новые рабочие места, в экономике Соединенных Штатов было создано более 45млн. новых рабочих мест.

Причины такого положения дел очевидны. Антиинфляционная политика привела к ограничительной денежной политике, целенаправленно поддерживавшей высокую безработицу. Поскольку люди, остающиеся долгое время безработными, все менее влияют на рост заработной платы (потому что они теряют опыт работы, трудовые навыки, следовательно, все менее способны конкурировать с работающими), для получения все тех же антиинфляционных эффектов необходим все более высокий уровень безработицы. При щедрых пособиях по безработице рабочие неохотно берутся за новую работу, отказываются работать за более низкую заработную плату.

1 Добров А.П. Формирование вертикально интегрированных структур в промышленности России // Регион: экономика и социология. - 2001. - N 2. - С.127-145.

2 Агафонов В.И. Крупные промышленные объединения и финансово-промышленные группы. - Калуга, 2007. – С. 151.