Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Nelson-Dzhouns_R_Teor_i_prakt_konsult.doc
Скачиваний:
187
Добавлен:
21.08.2019
Размер:
3.99 Mб
Скачать

Самораскрытие

Самораскрытие консультанта — важный вопрос в экзистенциальном консультировании. Наиважнейшей целью являются подлинные отношения в лучших интересах клиента. Экзистенциальные консультанты могут использовать два вида самораскрытия. Во-первых, они могут изложить информацию о собственных усилиях в поисках примирения с предельными экзистенциальными заботами и в том, чтобы быть человечными. Ялом (Yalom, 1989) считает, что он ошибался, слишком мало занимаясь самораскрытием, и пишет, что “всякий раз, когда я делился значительной долей собственного “я”, пациенты неизменно извлекали пользу...” (p. 164). Во-вторых, экзистенциальные консультанты могут использовать процесс в противопоставлении сфокусированности на содержании. Они могут использовать мысли и чувства относительно того, что происходит “здесь-и-теперь”, чтобы попробовать улучшить отношения консультирования. Например, Ялом (Yalom, 1989) чувствовал, что ему надоела его не в меру полная клиентка, Бетти. Сначала он пробовал разобраться, какая доля его тоски приходится на контрперенос. Затем он точно определил две причины для своей скуки: Бетти всегда сообщала о том, что произошло где-то в другом месте, и скрывалась за маской ложной веселости. Он тактично возразил Бетти, говоря, что, как он думает, она маскирует свою боль, оставаясь веселой, и попросил ее разрешения прерываться и указывать, когда она начинает развлекать его, в тот же момент, когда это происходит. Это самораскрытие действовало как трамплин для углубления их отношений.

Консультирование и смерть Выигрыш от возрастающего осознания смерти

Возрастающее осознание смерти может вести к более высокой оценке жизни. Неизлечимо больные раком пациенты реагируют на диагноз различными способами. Многие пациенты не полностью слышат то, что говорят их доктора. Некоторых захлестывает с головой экзистенциальный ужас. Другие признают эту новость кратко, перегруппировывают свою защиту, занимаются внутренней обработкой информации, а затем они готовы к большему объему информации. Многие больные раком пациенты способны использовать свою болезнь как возможность для личного роста. Они переоценивают приоритеты; предпочитают не делать ничего тривиального; добиваются более высокого смысла жизни в настоящем; устанавливают более тесный контакт с природой; более глубоко общаются с близкими, и у них меньше межличностных опасений относительно того, что их отвергнут, и относительно риска. Механизмы изменения у больных раком пациентов включают в себя веру, что существование не может быть отложено, и мудрость подсчета своих счастливых даров. Усиливающееся осознание смерти может также вызывать радикальный сдвиг в перспективе у клиентов, которые не являются неизлечимо больными.

Подходы к возрастанию осознания смерти

Ялом приводит в качестве хорошего рабочего правила для клиницистов положение: “смертельная тревога обратно пропорциональна удовлетворенности жизнью” (Yalom, 1980, p. 207). Подходы к усилению осознания смерти могут в ближайшей перспективе увеличивать беспокойство клиентов. Цель состоит не в том, чтобы обезболить тревогу, а в том, чтобы помогать клиентам примириться с ней и использовать ее конструктивно. Ниже следуют некоторые способы, используемые экзистенциальными консультантами для возрастающего осознания смерти клиентами.

Предоставление разрешения. Экзистенциальные консультанты могут подавать клиентам сигналы о том, что обсуждение проблем, касающихся смерти, высоко ценится в консультировании. Кое-что из этих сигналов может представлять собой поощрение и проявление интереса к раскрытиям клиентов в данной области. Другая часть предоставления разрешения — это уклонение от тайного сговора относительно отрицания смерти клиентами. Консультанты могут играть активную роль в том, чтобы консультирование оставалось на виду. Им требуется способность терпеть собственную смертельную тревогу, чтобы адекватно следовать инициативам клиентов. Некоторые консультанты могут (сами) нуждаться в дополнительном личном консультировании до тех пор, пока они не преодолеют лично и профессионально изнурительные блокировки смертельной тревоги.

Определение механизмов защиты. Два главных механизма защиты от смертельной тревоги — это вера в свою особость и веру в существование конечного спасителя. Экзистенциальные консультанты сотрудничают с клиентами, чтобы идентифицировать такие неадекватные механизмы защиты и их отрицательные последствия. Клиентам помогают скорее признать реальность недолговечности своей (жизни), чем отрицать ее. Экзистенциальным консультантам требуются такт, настойчивость и хороший выбор времени, чтобы помочь клиентам идентифицировать детски наивные взгляды на смерть и расстаться с ними.

Работа со сновидениями. Экзистенциальные консультанты поощряют клиентов делиться сновидениями. В сновидениях и кошмарах могут появляться подсознательные темы, которые там не подавляются или не подвергаются серьезному редактированию. Темы смерти обычны в сновидениях и кошмарах. Обсуждение и анализ сновидений касаются текущих экзистенциальных конфликтов клиентов. Однако клиенты не всегда готовы иметь дело с материалом, показанным в сновидениях. Марвин был 64-летний клиентом Ялома (Yalom, 1989). Нижеследующее — это его кошмар, личные размышления Ялома об этом, и что случилось впоследствии.

Кошмар Марвина (p. 242):

Эти двое людей высоки, бледны и очень измождены. Они скользят в тишине по темному лугу. Они полностью одеты в черное. В высоких черных цилиндрах, в пиджаках с длинными фалдами, в черных коротких гетрах и ботинках, они походят на викторианских предпринимателей или рабочих из общества трезвости. Внезапно они наталкиваются на тележку, черную, как смоль, в которой покоится, как в люльке, девочка-младенец, завернутая в черную кисею. Не говоря ни слова, один из этих людей начинает подталкивать тележку. Немного проехав, он останавливается, идет вокруг к передней части и, со своей черной тростью, которая теперь имеет пылающий белый наконечник, он наклоняется, раздвигает кисею и методично вставляет белый наконечник во влагалище младенца.

Личные размышления Ялома относительно значения кошмара Марвина (p. 245):

Я стар, я подошел к концу работы моей жизни. У меня нет детей, и я приближаюсь к смерти, полный страха. Я задыхаюсь от темноты. Я задыхаюсь от тишины смерти. Я думаю, что я знаю путь. Я пробую проникнуть в черноту с помощью моего сексуального талисмана. Но этого не достаточно.

Впоследствии, когда Ялом попросил Марвина поделиться ассоциациями с его сновидением, тот ничего не сказал. Когда Марвина затем спрашивали, что он сделал из всех мысленных образов смерти, тот предпочел обсуждать сновидение скорее с точки зрения секса, чем смерти.

Работа с напоминаниями о недолговечности (бренности). Консультанты могут помогать клиентам идентифицировать и конструктивно справляться с их смертельной тревогой путем “настройки на” знаки смертности, которые являются частью нормальной жизни. Смерть близких может быть мощным напоминанием о личной смертности. Смерть родителей означает, что наше поколение умрет следующим. Смерть детей может вызвать ощущение бессилия относительно космического безразличия. Там, где умирает единственный ребенок, родители также понимают, что они не будут бессмертными через передачу своего семени. Кроме того, серьезная болезнь может лицом к лицу столкнуть клиентов с их бренностью и уязвимостью.

Переходные периоды напоминают клиентам об их смертности. Такие переходные периоды включают переход от юности к взрослой жизни, обязательство относительно постоянных отношений, уход из дома детей и супружеское разобщение и развод. В среднем возрасте многие клиенты в большей степени осознаю смерть, понимая, что они не взрослеют, а стареют. Кроме того, отставка или неожиданные угрозы в отношении карьеры могут мощно повысить осознание смерти.

В повседневной жизни всегда присутствуют напоминания о ходе времени. Физические признаки старения, — например, седина, появление морщин, пятна на коже, потеря гибкости суставов, утрата выносливости, ухудшившееся зрение — разрушают иллюзию постоянной молодости. Посещение встреч друзей показывает, что все стареют. Часто, поскольку они являются вехами процесса старения, дни рождения и годовщины могут порождать экзистенциальную боль наряду с радостью или вместо нее.

Вспомогательные средства для усиления осознания смерти. В то время как многие экзистенциальные консультант обычно не пользуются искусственными вспомогательными средствами для усиления осознания смерти клиентами, некоторые консультанты их применяют. Клиентов можно просить написать собственные некрологи или заполнять анкеты о смертельной тревоге. Кроме того, они могут заняться управляемыми фантазиями относительно своей смерти, воображая “где”, “когда”, “как”, и похороны. Ялом (Yalom, 1980) описывает два способа заставить клиентов взаимодействовать со смертью: наблюдение за группой неизлечимо больных людей и включение человека со смертельным раком в повседневную группу консультирования.

Уменьшение сензитивности клиентов к смерти. Консультанты могут оказать клиентам помощь в том, чтобы справиться со смертельным ужасом, многократно подвергая их этому страху в уменьшенных дозах. Ялом (Yalom, 1980) ссылается на то, что в работе с группами больных раком пациентов, он часто видел, что их страх постепенно уменьшается, благодаря всего лишь хорошей осведомленности.

Понимание тревог, связанных со смертью. Консультанты могут уничтожить и идентифицировать тревоги, связанные со смертью. Следует проводить различие между истинной беспомощностью, являющейся результатом фундаментального экзистенциального факта смерти, и подчиненными ощущениями беспомощности. Клиентов можно поощрять восстанавливать большее ощущение контроля над теми аспектами их жизни, на которые они могут влиять. Клиентам также можно помогать идентифицировать и рационально противостоять их подчиненным опасениям, типа болезненной смерти, одиночества и беспокойства о близких. Во взрослом подсознательно живут детски наивные иррациональные ужасы относительно смерти. Такие ужасы можно выявить и реалистично оценить.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]