Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Nelson-Dzhouns_R_Teor_i_prakt_konsult.doc
Скачиваний:
188
Добавлен:
21.08.2019
Размер:
3.99 Mб
Скачать

Развитие игр

В ходе воспитания детей обучают ритуалам, деятельности и времяпровождению, соответствующим их ситуациям в жизни. Они также изучают игры через существенный опыт семейной жизни с самых ранних месяцев. Берн (Berne, 1964) дал в качестве примера того, как можно научиться игре, случай с трехлетним Майком, который, когда его семилетнему брату позволили уйти из-за обеденного стола и лечь из-за боли в желудке, сказал: “У меня тоже болит живот”, как если бы желал того же самого внимания. Родители Майка, однако, не стали сотрудничать, и таким образом, возможно, спасли его от игры в болезнь в качестве предлога (социальная трансакция) для получения некоторой привилегии для себя (скрытая или психологическая трансакция). Берн думал, что игры подражательны по природе, а также что они преднамеренно инициируются неопсихическим взрослым или Маленьким Профессором в Ребенке, часто в возрасте между двумя и восемью годами. Как это проиллюстрировала Рита, игры часто создаются, чтобы помогать оправдывать жизненную позицию.

Контрсценарий

При развитии сценария человеку даются не только приказания сценария и компетенция родительского родителя в Ребенке, но также и послания контрсценария от родительского Родителя. Берн (Berne, 1972) использовал слово “предписание” для посланий контрсценария и отмечал, что предписания обычно передавались от бабушек и дедушек. Примеры предписаний — “Будь хорошим мальчиком (или девочкой)!” и “Упорно трудись”. Приказания сценария и предписания контрсценария часто являются противоречивыми, и жизнь может вести к чередованию между уступчивостью сначала по отношению к одним, а затем к другим. Контрсценарий может вести к такому моменту, когда несчастливый план жизни уступает место более счастливому периоду. Однако, в конечном счете приказания сценария всегда одерживают победу, хотя снова следует признать возможность сценариев победителей. Стайнер (Steiner, 1974) указывает, что Родитель алкоголика может дать контрсценарий “Будь трезвым”, в то время как родитель в Ребенке дает приказание “Не думай! Пей”. На рис. 4.6 установка контрсценария родительского Родителя Мэри была “Выходи замуж”, в то время как приказание родителя ее отца в Ребенке было “Не верь мужчинам”. Часто приказания передаются невербально одобрением или неодобрением определенных видов поведения, и это может делать их более трудными для осознания, чем когда они передаются более открыто.

Объяснение приверженности неадекватному поведению

В предшествующем разделе были описаны способы, которыми люди приобретают сценарии и игры. Вопрос, на который нужно ответить в этом разделе, — это почему люди упорствуют в разыгрывании сценариев и играют в игры, а не пользуются автономией и интимностью, или, другими словами, почему люди остаются лягушками, когда, казалось бы, полезнее возвратиться к пребыванию в качестве принцев или принцесс. Часть ответа заключается в том, что и сценарии, и игры имеют свои награды или расплату.

Расплата сценария

Берн (Berne, 1972) определил расплату сценария как окончательную судьбу, или заключительную демонстрацию, которая знаменует конец плана жизни. Он считал, что в клинической практике имеется четыре главных типа расплаты: быть одиночкой, быть задницей, сойти с ума или упасть замертво. В то время как эти окончательные судьбы являются одним из способов рассмотрения концепции расплаты сценария, другой способ состоит в том, чтобы смотреть на это с точки зрения текущей расплаты в противовес окончательной расплате. Стайнер (Steiner, 1974) замечает, что когда люди входят в фазу контрсценария, несмотря на поверхностное ощущение благополучия, они испытывают глубокий интуитивный дискомфорт. Однако при возвращении к поведению сценария люди испытывают интуитивный комфорт. Это происходит из-за того, что приверженность приказаниям сценария представляет собой уступку родительским пожеланиям, даже родительскому родителю в Ребенке, и таким образом она связана с благополучием и комфортом родительской защиты. Стайнер обращает внимание на то, что алкоголик, даже в состоянии муки похмелья, получает одобрение неохотного согласия на приказание родительского Ребенка “Не думай! Пей”. Стайнер, возможно, является более пессимистом относительно сценариев, чем многие другие консультанты ТА.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]