Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Nelson-Dzhouns_R_Teor_i_prakt_konsult.doc
Скачиваний:
188
Добавлен:
21.08.2019
Размер:
3.99 Mб
Скачать

Стимул, признание и структурный голод

Психобиологическое основание социальной психиатрии заключается в том, что способность людей сохранять последовательные эго-состояния зависит от изменяющегося потока сенсорных стимулов. Берн цитировал работу Спица (Spitz, 1945), который продемонстрировал, что сенсорная депривация у младенцев имеет своим результатом не только психологические изменения, но также и органическое ухудшение. Берн исходил из того, что имеются три основных формы побуждения, жажды или мотивации. Во-первых, жажда стимула, при наиболее предпочтительных формах стимулов, являющихся теми, которые предлагаются физической близостью. Он признавал как опасности “сверхстимуляции”, так и опасности “недостаточной стимуляции”. Во-вторых, существует жажда признания, которую можно рассматривать как частичную трансформацию инфантильной жажды стимула. Берн использовал термин “поглаживание”, чтобы обозначить любой акт, подразумевающий признание присутствия другого. Имеются многочисленные ритуалы, типа высказывания “Привет!”, которые подразумевают признание и дают удовлетворение. Биологически даже отрицательное признание имеет преимущество по сравнению с полным отсутствием такового. Проще говоря, “Люди нуждаются в ударах (поглаживаниях)!”. В-третьих, существует структурный голод, или каждодневная проблема того, как структурировать часы бодрствования. Такое структурирование времени касается только социального времени или того времени, которое люди проводят с другими.

Структурирование времени

Берн отмечал, что если бы два или больше людей были в помещении вместе, они имели бы шесть возможных видов социального поведения или структурирования времени на выбор. Они обсуждаются ниже.

Уход. Здесь двое людей открыто не связываются друг с другом, например, если они находятся в автобусе или являются замкнутыми шизофрениками. При уходе люди остаются углубленными в собственные мысли.

Ритуалы. Ритуалы являются стилизованными знаками взаимного признания, продиктованного традицией и социальным обычаем. На самом простом уровне два человека, говорящие “Доброе утро”, участвуют в ритуале.

Деятельность. Деятельность, обычно называемая работой, касается не только того, что относится к материальным средствам выживания. Она также имеет социальное значение в том, что предлагает структуру для различных видов признания и удовлетворенности. Берн считал, что рабочие трансакции бывают типично типа “Взрослый — Взрослому”, сориентированными, главным образом, в направлении внешней действительности.

Времяпровождение. Времяпровождение является полуритуальным, это тематические беседы, которые длятся дольше, чем ритуалы, но все же большей частью социально запрограммированы. Времяпровождение может включать в себя темы типа “Разве это не ужасно?” и “Автомобили”. Фокус времяпровождения имеет тенденцию быть скорее внешним по отношению к участникам, а не прямо соотносящимся с данными личностями.

Игры. Игры, в отличие от времяпровождения, являются последовательностями трансакций, которые основываются больше на индивидуальном, чем на социальном программировании. Психологическая игра является набором скрытых или невыраженных, а также открытых трансакций, которые ведут к предсказуемому результату или расплате. Часто эти расплаты влекут за собой отрицательные чувства или “напряжения” типа гнева и депрессии. Коллекционирование чувств напряжения известно как коллекционирование “торговых марок”, которые можно однажды обратить в наличность посредством поведения типа хорошего плача или выхода и покупки какой-нибудь новой одежды. Более решительно “торговые марки” можно обратить в наличность путем развода или попытки самоубийства. Каждая игра имеет девиз, по которому ее можно узнать, например “Почему ты не — Да, но” и “Если бы не ты”.

Интимность. Берн определял двустороннюю интимность как “искренние, свободные от игры отношения, со свободной взаимной отдачей и приобретением и без эксплуатации” (Berne, 1972, p. 25). Интимность представляет собой индивидуальное и инстинктуальное программирование, в котором социальное программирование и скрытые побуждения являются в значительной степени, если не полностью, временно исключенными. Интимность является наиболее удовлетворяющим решением для жажды стимула, жажды признания и структурного голода, и, к сожалению, для людей не очень обычно жить как “принцы” и “принцессы”. Идеи Берна относительно интимности включают в себя сексуальную близость, но не ограничиваются ею.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]