Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Nelson-Dzhouns_R_Teor_i_prakt_konsult.doc
Скачиваний:
188
Добавлен:
21.08.2019
Размер:
3.99 Mб
Скачать

Введение

Эрик Берн, автор трансактного анализа, утверждал, что критерий, отличающий его подход от других подходов, состоит в том, что он основан на теории эго-состояний личности: Ребенка, Родителя и Взрослого. Разделительная линия между тем, что являлось и что не являлось трансактным анализом, обосновывалась в зависимости от того, объяснялось ли человеческое поведение с точки зрения таких состояний или нет. (На протяжении всей этой главы слова Родитель, Взрослый и Ребенок начинаются с заглавной буквы при описании эго-состояний.)

Хотя Фрейд очень сильно повлиял на Берна, теория и практика трансактного анализа значительно отличаются от теории и практики психоанализа. Берн рассматривает элемент своего подхода, называемый анализом сценария (скрипт-анализом), скорее как “парафрейдистский”, нежели как антифрейдистский (Berne, 1970, p. 400), и, очевидно, то же самое можно было бы сказать обо всем трансактном анализе. Он также отличался от других гуманистических теоретиков и от Фрейда своим большим акцентом на социальной психологии, или на анализе как социальных, так и внутрипсихических трансакций.

Эрик Берн

Эрик Берн (1910-70 гг.) родился как Эрик Леннард Бернштейн в Монреале, в Канаде, и рос в бедной еврейской части города. Его отец, видимо, был увлеченным практикующим врачом-терапевтом, который часто брал Берна в свои обходы. Его мать, будучи профессиональной писательницей и редактором, после того, как ее муж умер в 1921, поддерживала материально Берна и его сестру своим писательским трудом. Джеймс (James, 1977) считает, что маленького Ребенка в Берне травмировала смерть отца. Безусловно, его отец, видимо, имел сильное влияние на Берна, чьей целью всегда было вылечить пациентов. Это влияние отражено в латинском посвящении в оригинальной книге БернаTransactional Analysis in Psychotherapy” (Трансактный анализ в психотерапии), которое переводится как “В память о моем отце Дэвиде, докторе медицины, мастере хирургии и враче для бедных” (Berne, 1961). Мать-журналистка Берна, очевидно, была сильным стимулом для его литературных работ о лечении пациентов.

Берн изучал английский язык, психологию и подготовительный курс медицины в Макгиллском университете (McGill University) в Монреале и получил степень бакалавра гуманитарных наук в 1931 году. В 1935 году он получил степени доктора медицины и магистра хирургии в том же самом учреждении. Затем Берн уехал в Соединенные Штаты, где стал американским гражданином. После интернатуры в Инглвудской (Englewood) больнице в Нью-Джерси он стал психиатрическим ординатором, прикомандированным к клинике для специализации в Школе Медицины Йельского университета. Реагируя на антисемитизм того периода, он изменил свою фамилию на Берна и начал частную психиатрическую практику в Норфолке, штат Коннектикут. Он также заключил первый из трех браков, каждый из которых закончился разводом. Берн стал клиническим помощником в Больнице Горы Сион в Нью-Йорке и в 1941 году начал подготовку в Нью-йоркском Психоаналитическом Институте, где его подверг психоанализу Поль Федерн, бывший коллега Фрейда.

В 1943 году Берн вступил в Армейский Медицинский Корпус как психиатр, и именно в период войны он начал работать с группами. После увольнения в 1946 году он переехал в Кармел (Carmel), штат Калифорния, и закончил книгу “The Mind in Action” (Сознание в действии), с тех пор переработанную и теперь опубликованную как “A Layman's Guide to Psychiatry and Psychoanalysis” (Руководство для широкого круга читателей по психиатрии и психоанализу). Он также возобновил свое психоаналитическое образование в Психоаналитическом Институте Сан-Франциско и прошел обучающий анализ с Эриком Эриксоном. В 1950 году он получил место в Больнице Горы Сион Сан-Франциско и повторно начал частную практику. Остаток жизни он работал и в Сан-Франциско, и в Кармеле, находившемся в 125 милях от Сан-Франциско.

Со времени пребывания в армии Берн проявлял исследовательский интерес к интуиции и развивал концепцию эго-образа, которое является интуитивным представлением терапевта о человеке, который каким-то образом описывает свое “Я”. Эго-образы в значительной степени базируются на наблюдении и выслушивании того, что говорят о себе пациенты. В течение периода с 1954 по 1958 год Берн развивал свои идеи относительно диагноза эго-состояний или структурного анализа; анализа индивидуальных трансакций; анализа серий трансакций как со скрытым, так и с открытым содержанием, иначе известного как анализ игры; и лонгитюдного взгляда на всю жизнь пациента, с помощью которого возможно было экстраполировать и предсказывать его будущее, теперь называемого анализом сценария (скрипт-анализом). Первая группа трансактного анализа Берна возникла в сентябре 1954 года, и его идеи были развиты далее в ряде регулярных семинаров в Кармеле, за которыми в 1958 году последовали Социальные Психиатрические Семинары в Сан-Франциско, позже названные Семинарами Эрика Берна.

Берн уходил от ортодоксального психоанализа, и в 1956 году его заявление о членстве в Психоаналитическом Институте Сан-Франциско было отклонено в третий раз. По поводу этого случая он замечает: “...после пятнадцати лет психоаналитическое движение и автор официально разошлись (на наиболее дружественных условиях)...” (Berne, 1961, p. 13). Когда несколькими годами позже Психоаналитический Институт предложил ему членство, он отказался с благодарностью. Берн все более и более ощущал, что эффективный консультант должен быть более активным, чем это допускается в ортодоксальном психоанализе, и должен практиковать скорее трансактно, чем у изголовья кушетки в кабинете психиатра. В ноябре 1957 года на Западной Региональной конференции Американской Ассоциации Групповой Психотерапии в Лос-Анджелесе он представил научный доклад, озаглавленный “Transactional analysis: a new and effective method of group therapy” (Трансактный анализ: новый и эффективный метод групповой терапии), который был издан в 1958 году. В течение трех последующих лет он расширял свой опыт, отправившись в южную часть Тихого океана, чтобы изучить социализацию и психические заболевания в различных островных культурах. К 1961 году он посетил психиатрические больницы приблизительно 30 различных стран в Европе, Азии, Африке и на островах Атлантики и Тихого океана, чтобы проверить свои идеи в различном расовом и культурном окружении.

Наиболее систематическая книга Берна,Transactional Analysis in Psychotherapy” (Трансактный анализ в психотерапии), была издана в 1961 году. В 1963 году он опубликовал обсуждение применения трансактного анализа к группам в работе “The Structure and Dynamics of Organizations and Groups” (Структура и динамика организаций и групп). В 1964 году его идеи относительно анализа психологических игр были публично представлены в книге “Games People Play” (Игры, в которые играют люди), хотя эти идеи появились тремя годами ранее в частном издании книги. Принципы трансактного анализа для консультантов объясняются в его книге 1966 года “Principles of Group Treatment” (Принципы группового лечения), а его идеи относительно анализа сценария (скрипт-анализа) излагаются в работе “What Do You Say After You Say Hello?” (Что Вы делаете после того, как говорите здравствуйте?), изданной посмертно в 1972 году. Берн также написал “The Happy Valley” (Счастливая Долина) для детей и “Sex in Human Lovingекс в человеческой любви) как для непрофессионалов, так и для профессионалов. В 1962 году появился “Transactional Analysis Bulletin” (Бюллетень трансактного анализа) с Берном в качестве редактора. В 1964 году была образована Международная Ассоциация Трансактного Анализа (International Transactional Analysis Association — ITAA) как орган подготовки и аккредитации трансактного анализа. Теперь Европейская Ассоциация Трансактного Анализа (European Association for Transactional Analysis) также исполняет функции аккредитации и обучения.

В течение 1960-ых годов наряду с писательством и частной практикой Берн имел целый ряд должностей. Они включали в себя консультанта по психиатрии при начальнике медицинского управления (Surgeon General) армии США; лечащего психиатра в Клинике психической гигиены администрации ветеранов; лектора по групповой терапии в Нейропсихиатрической клинике Лэнгли-Портера; приглашенного лектора по групповой терапии Сэнфордской психиатрической клиники и адъюнкт-психиатра Больницы Горы Сион, Сан-Франциско. В начале 1970 года Берн и его третья жена развелись. Он умер от сердечного приступа 15 июля того же года. Работа Берна была продолжена множеством его коллег, которые посещали семинары в Сан-Франциско, включая Клода Стайнера, который усовершенствовал анализ сценария (скрипт-анализ).

Интересно поразмышлять над сценарием собственной жизни Берна. Сын врача и писательницы, он провел свою жизнь в лечении и писательской работе относительно лечения людей. Некоторое представление относительно его профессиональных идеалов можно извлечь из введения в его книгу “Принципы группового лечения”, которое написано для тех, кто желает стать “настоящими врачами” в противовес “ненастоящим” или “поддельным” разновидностям. “Настоящий врач”: (а) имеет проходящее через всю его практику наиважнейшее соображение об излечении своих пациентов; (б) планирует лечение так, чтобы на каждой стадии знать, что он делает и почему он это делает; (в) ясно отличает исследование и экспериментирование от хорошего медицинского или хирургического обслуживания, при этом первое всегда является вспомогательным по отношению к последнему; и (г) берет на себя полную ответственность за благосостояние своих пациентов (Berne, 1966, p. xvii). Разработка трансактного анализа представляет собой собственное обязательство Берна по отношению к тому, чтобы быть “настоящим врачом”.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]