Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Nelson-Dzhouns_R_Teor_i_prakt_konsult.doc
Скачиваний:
188
Добавлен:
21.08.2019
Размер:
3.99 Mб
Скачать

Работа со сновидениями

Перлс (Perls, 1970b) рассматривал сны как королевскую дорогу к интеграции. Сновидения — это экзистенциальные сообщения, а не только незаконченные ситуации, текущие проблемы или симптомы. Особенно, если сновидения повторные, то весьма вероятно, что подразумевается очень важная для клиента экзистенциальная проблема. В работе со сновидениями имеются четыре стадии. Сначала клиент рассказывает сон. Во вторых, клиент повторно пересказывает сон или часть его как драму, меняя прошедшее время на настоящее, например, “Я поднимался в гору” превращается в “Я поднимаюсь в гору”. Перлс обычно просил, чтобы клиенты вновь рассказывали свои сновидения, или часть своих снов, “в настоящем времени: как будто Вам это снится теперь” (Perls, 1970b, p. 205).

В-третьих, клиент становится театральным режиссером, устанавливает сцену и говорит с различными актерами. Например, при работе со сном Мэри Энн Перлс ввел элемент действия предложением: “Теперь давайте начнем это разыгрывать. Расскажите это мужчине. Скажите мужчине — выразите свое негодование” (Perls, 1970b, p. 206). В-четвертых, клиента поощряют превращаться в различных актеров, бутафоров и во все, что там имеется. Клиенты не должны работать со всем сном. Даже если они заново идентифицируют себя только с одним или несколькими элементами в сновидении, данное упражнение является ценным.

Четвертая стадия работы со сновидениями может быть облегчена техникой пустого стула, чтобы сделать возможным диалог между различными людьми, объектами или частями эго, которые сталкиваются с друг другом. Эта столкновения в работе со сновидениями обеспечивают возможность для двух вещей: интеграции конфликтов и возобновленной идентификации с теми частями эго, которые отчуждены, особенно для ассимиляции проекций. Работа со сновидениями — превосходный путь обнаружения слабых мест в индивидуальности клиента. Они имеют тенденцию проявляться в качестве пустот и незаполненных мест, которые сопровождаются нервозностью и замешательством.

Правила и игры Правила

Имеются некоторые основные правила для гештальт-групп, которые обычно описываются в начале (Levitsky & Perls, 1970; Perls, 1970a). Большинство этих правил также переносятся на индивидуальную работу и включают следующее.

Принцип “сейчас”. Он подразумевает поощрение общения в настоящем времени, например, с помощью вопроса “Каково Ваше сейчас?”

Я и ты. Использование личного местоимения “Я”, а не безличной формы, и посылка сообщений непосредственно другому.

Использование языка ответственности. Например, перефразирование высказывания “Я не могу это сделать” в выражение “Я не буду это делать”.

Использование континуума осознания. Сосредоточенность на “сейчас”, “что” и “как” в отношении поведения, а не на “почему”.

Никаких сплетен. Это — другой способ выражения того, что общение должно быть адресовано непосредственно другому, а не сводиться к разговору относительно других людей, когда они присутствуют.

Замена вопросов утверждениями. Членов группы поощряют не задавать вопросов, которые манипулируют окружающей средой с целью получить поддержку, а заменять эти пассивные вопросы более активными и самостоятельными утверждениями.

Игры

Имеется множество гештальт-игр и экспериментов, которые предлагаются всякий раз, когда консультант считает это уместным. Некоторые показательные игры перечислены ниже, причем первые две особенно рекомендуются для подготовки группы в начале занятия. Многие из этих игр и экспериментов уместны работе с индивидуальными клиентами.

У меня есть секрет”. Каждый человек думает о хорошо сохраняемой тайне, вызывающей чувства вины и позора и, не делясь ею, воображает (проектирует), как другие могли бы реагировать на это.

Я беру ответственность на себя”. При каждом высказывании клиентов просят использовать фразу “... и я беру на себя ответственность за это”. Например, “Я знаю, что двигаю ногой, и я беру на себя ответственность за это”.

Игры диалога. Игры диалога могут использоваться при любом существенном расщеплении личности, например: “собака сверху” — “собака снизу”, хороший парень — негодяй, мужской — женский, и т.д.

Совершение кругов. Клиент разрабатывает тему или чувство (например, “Я не выношу всех в этой комнате”), делая определенное заявление каждому человеку.

Незаконченное дело. Когда клиенты идентифицируют незаконченое дело (например, с родителями, родными братьями или сестрами и друзьями), их просят завершить его. Чувство обиды — это наиболее обычная форма незаконченного дела.

Проективная игра. Например, индивидуума, который “Я не могу вам доверять”, можно попросить сыграть ненадежного человека, чтобы идентифицировать и ассимилировать его собственную ненадежность.

Выявление противоположного (реверсия). Эта игра основана на том принципе, что открытое поведение часто представляет собой реверсию лежащих в основе или скрытых импульсов. Например, приятную молодую леди просят сыграть злобную суку.

Репетиция. Поскольку большинство размышлений — это внутренняя репетиция разыгрывания социальных ролей, членов группы побуждают делиться своими “репетициями”.

Преувеличение. Техника преувеличения может фокусироваться либо на движениях и жестах, либо на устных высказываниях. В каждом случае клиентов просят постепенно и неоднократно чрезмерно подчеркивать свое поведение. Примеры требований преувеличения из интервью Перлса с Глорией следующие (Dolliver, 1991, p. 300; Perls, 1965).

“Вы можете развить это движение?”

“Усовершенствуйте его таким образом, как будто вы танцевали”.

“Теперь подчеркните это”.

“Вот как вы только что сказали, говорите со мной именно так”.

“Сделайте это снова и снова”.

Игры брачного консультирования. Они предполагают, что партнеры оказываются лицом к лицу и используют это для того, чтобы по очереди говорить “Я обижаюсь на Вас за ...”, за чем следует “Что я в Вас ценю, так это ...”. Это также игра-открытие, при которой партнеры поочередно описывают друг друга в предложениях, начинающихся с “Я вижу …”. Идея здесь состоит в том, чтобы заставить партнеров устанавливать связь с действительностью, а не со своими фантазиями в том, что касается другого человека.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]