Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Сущенко В.А. Россия в мировом цивилизационном п...doc
Скачиваний:
29
Добавлен:
19.08.2019
Размер:
1.93 Mб
Скачать

2. Формы исторического сознания.

Обращение к основополагающим принципам и методам исторического исследования помогает как самим исследователям, так и простым людям, интересующимся историческим прошлым своего отечества, избежать перекосов в своём историческом сознании, которое часто формируется интуитивно, под влиянием разных обстоятельств, иногда даже не связанных непосредственно с областью исторического знания.

Поэтому всем в ходе собственного исторического познания надо считаться с тем, что, как и у общества в целом, так и у его отдельных представителей под влиянием различных жизненных обстоятельств вырабатывается своё видение прошлого, свои формы исторического сознания.

Историческое сознание – это совокупность идей, взглядов, традиций, чувств, переживаний, представлений и привычек, которые в целом определяют отношение людей к своему прошлому. Оно присуще, как обществу в целом, так и конкретному человеку, и выступает в двух своих основных формах: общественного (массового) сознания и индивидуального (личного) сознания.

Массовое историческое сознание многомерно, ибо включает в себя универсальные представления о прошлом и его оценки, свойственные определённым сообществам людей. Оно может заключать в себе различные представления и оценки, в том прямо противоположные, которые разделяют представители полярных политических сил и разных социальных групп.

В противоположность общественному, индивидуальное историческое сознание всегда уникально, поскольку присуще конкретному человеку. Ведь это его личные представления и его собственная оценка исторического прошлого, складывающиеся в плане его индивидуальной биографии и в контексте сложившегося у него мировоззрения.

По ходу развития мировой цивилизации и по мере усложнения духовного мира человека историческое сознание постоянно трансформируется, представая перед нами последовательно или асинхронно, то в виде мифа, то в виде хроники, то в виде науки. Причём иногда даже сама наука может заниматься мифотворчеством или приобретать эмпирический, т.е. только описательный характер. Тогда она перестаёт быть подлинной наукой, направленной на достижение полного и точного знания, а становится лишь средством формирования заданного властью или какой-либо политической силой определённого типа общественного исторического сознания.

Существуют три формы массового исторического сознания:

1. Исторический миф, т.е. эмоционально-окрашенное, возвышенное или, напротив, уничижительное представление о своём историческом прошлом. На практике это, чаще всего, вымысел, заменяющий историческую правду. В древние времена, ещё на заре человеческой истории, в эпоху «детства человечества» мифологические представления людей о своём прошлом и были оправданы, поскольку сознание людей не достигло тогда такого уровня, чтобы объяснить законы и тенденции исторического развития. Миф и призван был объяснить людям на том примитивном уровне их сознания причинно-следственные связи произошедших и происходящих событий.

Гораздо хуже, когда мифы начинаются плодиться в наше время и подчас с самыми злонамеренными целями. Особенно такой подход к истории характерен для новообразованных стран после крушения СССР. Когда, иногда даже без тени здравого смысла, отдельные авторы стали творить героические саги о своих народах, возводя своих предков чуть ли не к героям Древней Греции и Древнего Рима, а ответственность за все свои прошлые горести и трагедии возлагают на «проклятых москалей» или на «самую варварскую» Российскую империю. Сейчас Россию буквально захлестнул поток мифологизированной исторической литературы, от которой даже у образованного человека голова идёт кругом. Попробуй-ка, разберись в приводимых на страницах книг диаметрально противоположных и спорных суждениях, когда отдельные авторы опровергают целые периоды русской истории, описывая не ту Россию, какая существовала в действительности, а ту, которая предстала им в их воспалённом воображении. И иногда их измышления привлекают внимание тех, чей разум не отягощён знанием тех могучих пластов исторического знания, которые добыли многие поколения российских историков.

Так что вина за мифологизированное историческое сознание падает не только на их создателей, но и на нас самых, за то, что мы допустили столь постыдное издевательство над нашей гордой и трагической историей. Мифы плодятся на почве нашего невежества и неполноты знаний о собственной истории. Разве иначе могли бы проповедовать новые учебники чудовищный миф о том, что подлинный герой России – генерал-изменник Власов. Как говориться, дальше уже идти некуда. Доктор Геббельс мог перевернуться в гробу от зависти. Ведь никак нельзя оправдать прислужничество перед палачами собственного народа, никакими лозунгами борьбы против сталинского деспотизма или кровавого большевизма. Как нельзя поверить и в превентивный удар германских войск по плану «Барбаросса», которым они, якобы, лишь упредили готовящееся наступление Красной армии на Европу по пресловутому плану «Гром». Тем более что никто из этих публицистов, назвать их историками просто не поворачивается язык, никаких документов с оперативными разработками подобных планов так привести и не смог. Так что одна из целей исторического познания состоит и в том, чтобы вновь и вновь опровергать постоянно возникающие исторические мифы, грозящие исказить подлинную историю нашего трагического и героического прошлого.

2. Хронистическое историческое сознание ориентировано на простую фиксацию происходящих исторических событий без всякого их осмысления, выделения причинно-следственных связей и извлечение уроков для будущего. Определение такой форме исторического сознания дала хроника. Так в Европе называли летописные своды, чьи авторы «без гнева и пристрастия» описывали по годам происходящие события, не вдаваясь в анализ и давая оценку происходящих тогда событий. Есть даже целое направление в исторической науке, которое придерживается именно такого метода исторического исследования. Это французская историческая школа «Анналов». Сторонники такого направления заявляют, что полного и адекватного представления о прошлом мы получить никогда не сможем, поскольку нельзя реконструировать историческое прошлое во всех его проявлениях. Значит надо отречься от попыток объяснить прошлое, а заняться воспроизведением отдельных деталей, фактов и событий исторического прошлого. Какие бы аргументы не приводили авторы подобного метода, всё равно возникает мысль, что они просто освобождают себя от тяжёлого, а может быть и непосильного труда для них труда по анализу и объяснению сложных исторических процессов.

3. Научное историческое сознание потому и претендует на то, чтобы быть подлинным знанием, что оно обращено не только на реальные факты истории, но, главным образом, на выявление причинно-следственных связей, глубинной сути исторических событий. Его формирование возможно только на прочной исследовательской базе, на анализе и синтезе всей совокупности исторических знаний. Поэтому, цель вузовского курса лекций по отечественной истории заключается именно в формировании у слушателей подлинно научного рационального исторического мышления.

Массовое историческое сознание постоянно пульсирует, наполняется новым содержанием на каждом крутом общественном повороте, делая рывки вперёд или опускаясь на дно самых тёмных и нелепых представлений о собственном прошлом. Оно постоянно отказывается от старых мифов и изобретает новые легенды о собственном прошлом. То обращается к голой эмпирике, то пытается объяснить прошлое с помощью современных научных технологий. Причём, научному знанию иногда свойственны мифотворческие черты и склонность к эмпирике. Равно как в первых исторических сочинениях Геродота, Фукидида, Плутарха и Полибия можно проследить элементы рационального исторического мышления.

Существующие в обществе взгляды и представления об историческом прошлом находят отражение в сознании конкретного человека, формируя его индивидуальное историческое сознание, которое тоже выступает в трёх формах, которые выделил в своей работе «О пользе и вреде истории для жизни» немецкий философ Фридрих Ницше:1

1. Монументальное историческое сознание - это когда человек отождествляет себя с героями прошлого, стремится, брать с них пример в своих конкретных житейских ситуациях. И ничего нет плохого в том, если в качестве образца поведения берутся достойные люди, герои прошлых эпох, прославившие себя на военном или гражданском поприще, добывшие славу своему отечеству. Гораздо хуже, когда примером для подражания становятся довольно мрачные персонажи прошлых эпох: диктаторы и тираны, для которых кровь людская была водицей, а сами люди лишь средством для достижения своих самых неблаговидных целей. Однако на то оно и индивидуальное историческое сознание, чтобы человек сам определял своё отношения к давно ушедшим героям и антигероям прошлого в соответствии со своими склонностями и сложившимся мировоззрением. Общество с помощью своих морально-этических установок и политико-идеологических средств воздействия может лишь помочь человеку в его выборе.

2. Антикварное историческое сознание - это когда человек преисполнен почтения к материальным и духовным памятникам прошлого, стремиться их сохранить и приукрасить. Иногда почтительное отношение к памятникам прошлого доходит до предельной черты. Это происходит в том случае, когда человек считает повседневный мир слишком обыденным, серым и скучным, а потому ищет отдохновение в возвышенном и героическом прошлом. Главная задача воспитания и обучения на примерах истории здесь заключается в том, чтобы человек не замыкался в этом прошлом, а стремился извлечь из него уроки для своей настоящей и будущей деятельности.

3. Критическое историческое сознание, наиболее позитивное по своему характеру. Ведь именно с сомнения в верности прошлых суждений начинается восхождение человека к новым вершинам знания. Без критического осмысления прошлых знаний невозможна новая интерпретация исторических событий в соответствии с новой эпохой, новым уровнем знаний и новыми требованиями современной науки. Главное, чтобы это критическое переосмысление достижений прежней исторической науки не переросло в очернительство своего прошлого или в создание новых исторических мифов, затемняющих наше историческое сознание и убивающих веру в наши возможности.

Следовательно, целью процесса преподавания истории, как уже отмечалось, является формирование подлинно научных представлений об историческом прошлом и преодоление неполных, тенденциозных и мифологических взглядов на истории. Свидетельством этого является вся история развития исторического знания, когда мыслители в разные эпохи пытались с помощью различных теорий объяснить исторический процесс и выяснить его основные закономерности.