Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Сущенко В.А. Россия в мировом цивилизационном п...doc
Скачиваний:
29
Добавлен:
19.08.2019
Размер:
1.93 Mб
Скачать

2. Политические идеалы и политическая практика Александра I.

Вступивший на престол после свержения и убийства своего отца Павла I новый император Александр I был преисполнен самых благородных стремлений. После его воцарения сразу последовал каскад указов и распоряжений, возвращающих дворянам, дарованных им Екатериной II привилегии, отнятых Павлом I. Вновь были введены выборы в дворянские собрания, возвращены в ряды армии уволенные офицеры, освобождены из тюрем политические заключённые, объявлена амнистия бежавшим от царского гнева за границу, разрешён свободный въезд и выезд из страны, а также ввоз иностранных книг и журналов, открыты частные типографии и уничтожена политическая полиция - «Тайная экспедиция».

Есть основания полагать, что в первые годы своего правления Александр I всерьёз задумывался об ограничении своей самодержавной власти и об освобождении крестьян от крепостной неволи. Воспитанный своей бабкой Екатериной Великой в духе идей «просвещённого абсолютизма» и плохо знакомый с действительным положением дел в стране, он крайне был опечален, узнав о существовании крепостного права в России. Однако его воспитатель и учитель швейцарский республиканец Лагарп быстро остудил горячий пыл молодого императора, заметив, что против освобождения крестьян однозначно выступят все представители «благородного» дворянства, все чиновники и большинство купцов, ибо многие из них тоже не прочь обзавестись крепостными душами. По его мнению, на стороне правительства, случись ему встать на путь проведения столь решительных перемен во взаимоотношениях крестьян и помещиков, окажется в лучшем случае довольно узкий слой образованного дворянства, да несколько литераторов. Поэтому, советовал Лагарп, прежде чем приступать к проведению подобных реформ, надо вначале создать в стране соответствующее общественное мнение и заблаговременно позаботиться о подготовке кадров правительственных чиновников из просвещённой дворянской молодёжи, которые станут подспорьем царю-реформатору в проведении им конкретных мер, меняющих социально-экономический и политический облик страны.

Нетрудно заметить, что в первые годы своего правления император Александр I старался действовать согласно рекомендациям своего наставника. Все его первоначальные шаги были направлены к созданию необходимых условий для перехода к реформированию страны. Для подготовки кадров будущих реформаторов были открыты новые учебные заведения: Дерптский, Казанский университеты и знаменитый Царскосельский лицей – предполагаемая «кузница кадров» для высшей правительственной бюрократии новой формации. Был изменён Устав высших и средних учебных заведений в сторону расширения их автономных прав вплоть до введения там органов самоуправления и выборности руководства.

С целью подготовки общественного мнения к предстоящей крестьянской реформе правительством был издан закон о вольных хлебопашцах, предоставлявший помещикам право отпускать своих крепостных на волю за выкуп с небольшим участком земли. Александр I, возможно, надеялся, что закон вызовет в дворянском сословии массовое движение за освобождение крестьян, что сделает неизбежным отмену крепостного права в масштабах всей страны. Однако этого не произошло. Лишь несколько процентов помещиков-дворян воспользовались этим законом и освободили часть своих крепостных крестьян, основная масса помещичьего класса этот закон проигнорировала. Как был проигнорирован и другой императорский Указ о запрещении публикаций о продаже крестьян и самой продажи крестьян без семьи и без земли. Просто в газетном объявлении помещики указывали, что крестьянин отдаётся «в наём», что означало туже продажу.

Только в 1808-1810 гг. была предпринята непосредственная попытка проведения глубоких реформ. Это связано с деятельностью главного советника Александра I М.М. Сперанского. Его план преобразования государства Российского включал в себя следующий комплекс задач:

1. Укрепление законности в государстве путём совершенствования судебной системы в направлении установления гласности судопроизводства и выборности судей.

2. Введение среди государственных служащих экзамена на чин и выборности части чиновнического аппарата.

3. Расширение свободы печати.

4. Ограничение самодержавной власти царя путём созыва общенародного представительного учреждения – Государственной думы.

5. Увенчать все эти реформы должны были принятие Российской конституции и отмена крепостного права.

Однако единственное, что удалось осуществить М.М. Сперанскому на стезе его реформаторской деятельности, стало торжественное открытие 1 января 1810 г. Государственного совета, который должен был стать верхней палатой предполагаемого российского парламента. Больше ему ничего сделать просто не дали. Одни только слухи о близком освобождении крестьян от крепостной неволи, ограничении самодержавия и ущемление привилегий чиновничества вызвали крайнее возмущение дворянского сословия, большая часть которого считала существующий в стране порядок вечным и неизменным. К сожалению, на стороне консервативных сил оказался и выдающийся русский историк Николай Карамзин, считавший самодержавие лучшей формой управления Россией. Более того, он стал своего рода рупором реакционных сил. В своей докладной записке императору «О старой и новой России» он писал, что: «для твёрдости бытия государственного безопаснее поработить людей, нежели дать им не вовремя свободу, для которой надобно готовить человека исправлением нравственным»1. Это старая песнь рутинёров и консерваторов всех времён. Дескать, они вовсе не против демократии и свободы, да только простой народ в силу своего невежества и темноты не сможет ими толково распорядиться. Необходимо время, чтобы приучить его жить при демократии. Только учить людей демократии, если она вам самим не нужна, можно до скончания века.

Консервативная оппозиция не просто шумела и засыпала императора петициями, она и действовала. Неоднократно Александр I находил на своём рабочем столе записку с просьбой помнить об участи своего отца. Напуганный столь мощной дворянской оппозицией и действительно опасаясь разделить участь своего отца Павла I император решил пожертвовать М.М. Сперанским и на время оставить мысль о серьезных реформах. Все ограничилось заменой коллегий на министерства и изменением полномочий Сената. Оставив в стороне внутренние дела страны, Александр I решил компенсировать отсутствие реформ активной внешней политикой, став активным участником всех антифранцузских коалиций.

Лишь после завершения наполеоновских войн правительство Александра I вернулось к политике реформ. Была дарована конституция Польше и Финляндии в 1816 г. Произведено освобождение крестьян в Прибалтике в 1816-1819 гг. Только образующий Россию народ по-прежнему оставался в порабощении и помещиками и государством. Собственно на территории России все ограничилось составлением реформаторских проектов, которые так и не были реализованы. В 1816 г. ближайший друг и сподвижник императора Н.Н. Новосильцев разработал «Уставную грамоту Российской империей», которая в основных своих чертах повторяла реформаторские замыслы М.М. Сперанского. Предлагалось: 1. Создание двухпалатного парламента.

2. Провозглашение независимости суда.

3. Введение равенства всех перед законом.

4. Объявление свободы слова и эмиграции.

Группой молодых аристократов во главе с П.А. Вяземским было создано общество сторонников отказа от прав владения «крещёной собственностью», чтобы сдвинуть с место этот больной вопрос об освобождении крестьян от крепостного гнёта.

Особенно впечатляющим был перспективный, рассчитанный на длительную перспективу план государственных преобразований, набросанный статс-секретарём Государственного совета Н.И. Тургеневым. Это план был рассчитан на четверть века, т.е. на пять пятилеток. В течение первой пятилетки предполагалось обеспечить страну компетентными правительственными кадрами, отправив для обучения за границу 100-200 молодых дворян. За это время созданные государственные комитеты должны были подготовить проекты законов по совершенствованию внутреннего управления и финансовой системы страны. Вторая пятилетка отводилась на утверждение этих законопроектов. В третьей пятилетке предполагалось создать достаточно обширный слой «пэров», т.е. дворян отказавшихся владеть крепостными крестьянами, что должно было оказать моральное давление на закоренелых крепостников. Отмена крепостного права по всей стране намечалась в четвёртой пятилетке, а создание народного представительства (парламента) – на пятую.

Но даже этот всесторонне разработанный и рассчитанный на длительную перспективу проект реформ остался невостребованным правительством Александра I. Что же помешало ему осуществить намеченную программу реформ?

Прежде всего, опасение задеть интересы «благородного» дворянского сословия и пострадать из-за этого и разделить участь отца. Сыграл свою роль и политический опыт Европы, который убедил царя в том, что малейшее послабление монархического режима и рост либеральных настроений в обществе напрямую ведут к революции. Оттого российский император с 1818 г. все более и более отходил от политики реформ, становился на открыто реакционный путь, проявляя полнейшее равнодушие ко всем своим прежним реформаторским начинаниям. Последние годы его правления запомнились военными поселениями, массовым увольнением либерально настроенных профессоров с университетских кафедр и реанимацией крепостнических законов екатерининских времён, запрещавшим крестьянам жаловаться на своих помещиков и разрешавшим последним отправлять своих крепостных за провинности в Сибирь.

Вполне возможно, что Александр I просто не обладал сильным характером, чтобы осуществить задуманные в молодости реформы. Осознавая их назревшую необходимость для страны, он, в то же время опасался, что малейшая попытка ломки старых социальных институтов и правительственных учреждений приведёт к разрушению всякого порядка в стране, к новой смуте, к такому бессмысленному и беспощадному русскому бунту, перед которым поникнут все ужасы Великой Французской революции. Оттого царь впал в мистику. При его дворе активно действовало «Библейское общество», возглавляемое новым другом императора А.Н. Голицыным. Активность последнего даже вызвала опасение и возмущение церковных иерархов. Новое увлечение императора теологией выразилось в том, что даже министерство просвещения было переименовано в министерство духовных дел и просвещения. О душевном смятении императора свидетельствовал хотя бы тот факт, что, узнав от доносчиков о существовании организаций декабристов, он не принял против них никаких мер, заявив, что он не может наказывать тех людей, которые движимы тем и благородными идеями, которые он сам вынашивал в свои молодые годы.

Таким образом, делая общую оценку всего периода царствования Александра I, можно отметить, что за годы его правления страна недалеко ушла от прошлых времён, ибо неизменными оставались прежнее самовластие наверху и крепостное права снизу при полном административном произволе сверху донизу. Самодержавие и крепостное право оставались главными атрибутами социально-политического строя Российской империи, хотя их время уже истекало. Во всех почти крупных европейских государствах уже утвердились основы буржуазного правопорядка с конституционными монархиями и парламентской системой, не говоря уже о полном отсутствии феодальной эксплуатации крестьян. Рабское состояние большинства крестьянского населения коренной России заставляло европейцев считать её варварской державой недостойной статуса цивилизованного европейского государства.

Только убедившись в полной неспособности правительства реформировать страну, декабристы избрали путь революционной борьбы. Ведь их политические программы во многом совпадали с неосуществлёнными правительственными проектами, но средства их реализации были более радикальными. И совершенно правы были отечественные истории, определив суть событий 14 декабря 1825 г. как мятеж реформаторов1.