Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
group_psychotherapy.doc
Скачиваний:
8
Добавлен:
06.05.2019
Размер:
1.06 Mб
Скачать

Первые три минуты исходная позиция

Когда терапевт садится перед собравшимися пациен­тами, первой его задачей становится собраться с мысля­ми для решения предстоящей задачи. Каждую новую груп­пу и в идеале каждую встречу с группой он должен на­чинать с непредвзятым и свежим умом. Очевидно, что если группу этого года он будет вести так же, как группу предыдущего, он ничего нового не узнает и превратится в простого технического работника. Ради своего разви­тия и самооценки он не должен допускать, чтобы подоб­ное происходило. Он должен ставить перед собой цель (которую не всегда сумеет достичь) узнавать каждую не­делю что-нибудь новое — не новое из книг, не какие-то второстепенные пояснения, но какую-то общую истину, которая усилит его проницательность:

Физическое состояние. Первое требование для такого свежего состояния сознания — физиологическое, при ко­тором слово «свежий» понимается буквально. Групповой терапевт, подобно всякому другому врачу, должен сохра­нять хорошее физическое здоровье, достаточно спать и не приходить в помещение для лечения, находясь под влиянием лекарств, алкоголя, усталости или похмелья. Он должен вести здоровую регулярную половую жизнь, воз­можности для которой предоставляет брак. Регулярные упражнения на свежем воздухе позволят ему больше це­нить преимущества физического здоровья организма, ко­торый является единственным вместилищем человеческой психики. Терапевт не должен позволять своим более снисходительным к себе или ленивым коллегам вмеши­ваться и навязывать ему свой старомодный и вредный для здоровья режим.

Психологическое отношение. Психологически, пока па­циенты рассаживаются и готовятся к началу встречи, те­рапевт очищает свое сознание от всей предварительной подготовки, от всего, что он знает о пациентах, об их лич­ных проблемах и о том, что он узнал о психиатрии и пси­хотерапии. В идеале он становится похожим на невин­ного новорожденного: зайдя в терапевтический кабинет, он оказывается в новом неведомом мире. В его свобод­ном сознании, напоминающем tabula rasa6, должно быть только три древних заповеди.

Терапевтические заповеди

Primum non nосеге7. Первая заповедь медицины — не навредить. Групповой терапевт должен понимать, что мо­жет причинить вред пациентам, поведя их в неверном на­правлении (что особенно пагубно по отношению к мо­лодежи), раскрыв патологические сферы без должной подготовки или утратив пациентов таким образом, что они не смогут впоследствии пользоваться услугами других пси­хотерапевтов. В частности, терапевт должен использовать свой «интерпретирующий нож» осторожно, но твердо и устойчиво; он должен избегать вторжения в закрытые сфе­ры психики, пока пациент не будет полностью готов встретиться лицом к лицу с тем, что так долго закрывал; и он не должен торопиться соглашаться с уничижитель­ными замечаниями и оценками пациента, касающимися его родителя или супруга. Он не станет ковыряться в об­ласти травмы, пока не будет готов закончить начатое и не почувствует, что пациент благополучно перенесет про­цедуру. Поэтому его первая задача — обнаружить такие сферы и определить их протяженность, чтобы не касать­ся их до того времени, пока не появится возможность их исследовать.

Vis medicatrix naturae8. Пациент обладает врожденным стремлением к физическому и психическому здоровью. Его умственное и эмоциональное развитие было затруд­нено, и терапевт должен устранить препятствие, чтобы позволить пациенту нормально развиваться во всех на­правлениях. Это, помимо всего прочего, означает, что нет такого явления, как «слабое Эго», но есть только слабо катектизированное, слабо заряженное Эго. Поэтому вто­рая задача терапевта — определить здоровые области в личности пациента, чтобы укрепить их и усилить их по­тенциал.

Je la pensay, Dieu le guarit9. Терапевт не излечивает па­циента, он только лечит его, стараясь не причинить вре­да и дожидаясь, пока природа не выполнит свою цели­тельную работу. Нет необходимости в ложной скромнос­ти, нужно только смотреть в лицо фактам: мы лечим их, но излечивает их Бог. Поэтому на практике «лечение па­циента» означает его «подготовку к тому, чтобы излече­ние произошло сегодня». Мы можем быть настойчивы­ми, изобретательными, преданными, добросовестными и проницательными, но не должны быть слишком нетер­пеливыми и неосмотрительными. Работа профессиональ­ного терапевта заключается в терапевтическом использо­вании своих знаний; если пациента способна излечить любовь, эту задачу нужно предоставить любящему. И ког­да пациент выздоравливает, терапевт должен иметь право сказать: «Мое лечение помогло природе», а не «Моя любовь победила болезнь» — это утверждение должно быть зарезервировано для близких пациента.

Таковы первые мысли, которые приходят в голову те­рапевту, пока пациенты ждут его вступительных указаний или начинают разговаривать друг с другом.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]