Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Пособие 3.1.doc
Скачиваний:
9
Добавлен:
02.05.2019
Размер:
938.5 Кб
Скачать

4.2. Основания для защиты права на честь, достоинство и деловой репутации

Основанием для защиты права на честь, достоинство и деловую репутацию являются следующие обстоятельства.

Во-первых, должен быть установлен факт распространения сведений. Под распространением сведений, порочащих честь и достоинство граждан или деловую репутацию граждан и юридических лиц, следует понимать опубликование таких сведений в печати, трансляцию по радио и телевидению, демонстрацию в кинохроникальных программах и других средствах массовой информации, распространение в сети Интернет, а также с использованием иных средств телекоммуникационной связи, изложение в служебных характеристиках, публичных выступлениях, заявлениях, адресованных должностным лицам, или сообщение в той или иной, в том числе устной, форме хотя бы одному лицу (п.7 ПП ВС РФ).. Особое внимание следует обратить на тот факт, что в Постановлении Пленума Верховного Суда распространением признается изложение порочащих сведений в заявлениях, адресованных должностным лицам. Данное положение, изложенное в п.7 ПП ВС РФ противоречит п.10 этого же Постановления. Пункт 10 документа предусматривает, что подача гражданином заявлений в органы власти должно рассматриваться как реализация права на обращение, гарантируемое ст. 33 Конституции РФ, а не как распространение не соответствующих действительности порочащих сведений.

Сведений, порочащие честь и достоинство, деловую репутацию должны быть сообщены неопределенно широкому кругу лиц, нескольким лицам либо хотя бы одному лицу. Сообщение сведений только тому лицу, которого они касаются, не является распространением сведений, если лицом, сообщившим данные сведения, были приняты достаточные меры конфиденциальности, с тем, чтобы они не стали известными третьим лицам.

Не является распространением сведений, когда индивид сообщает посторонним лицам порочащие сведения о самом себе, так как он сам способствует формированию общественного мнения о своей личности.

Во-вторых, сведения должны быть порочащими. Порочащими, в частности, являются сведения, содержащие утверждения о нарушении гражданином или юридическим лицом действующего законодательства, совершении нечестного поступка, неправильном, неэтичном поведении в личной, общественной или политической жизни, недобросовестности при осуществлении производственно-хозяйственной и предпринимательской деятельности, нарушении деловой этики или обычаев делового оборота, которые умаляют честь и достоинство гражданина или деловую репутацию гражданина либо юридического лица.

Порочащими являются такие сведения, которые могут умалять честь, достоинство или деловую репутацию физического или юридического лица в общественном мнении или мнении отдельных граждан. При этом порочащей деловую репутацию информация признается только тогда, когда она в состоянии причинить убытки. Таким образом, при обращении с иском о защите деловой репутации истец должен представить доказательства, что данный спор связан с его предпринимательской либо иной экономической деятельностью.

В-третьих, сведения должны не соответствовать действительности. Не соответствующими действительности сведениями являются утверждения о фактах или событиях, которые не имели места в реальности во время, к которому относятся оспариваемые сведения. При этом ВС РФ сделал оговорку о презумпции действительности официальных документов. Следует обратить внимание на то, что на соответствие и несоответствие действительности можно проверить только факты. Поэтому, руководствуясь ст. 10 упомянутой Европейской Конвенции, ст. 29 Конституции РФ и позицией Европейского Суда по правам человека, ВС РФ пришел к выводу о необходимости различать имеющие место утверждения о фактах, соответствие которых действительности можно проверить, и оценочные суждения, мнения, убеждения, которые, являясь выражением субъективного мнения и взглядов ответчика, не могут быть проверены на предмет соответствия их действительности.

Существует презумпция несоответствия порочащих сведений действительности.

Принцип презумпции невиновности в российском законо­дательстве сформулирован в части 1 статьи 49 Конституции РФ, а также в статье 14 УПК (Уголовно-процессуальный кодекс) РФ. Согласно содержащейся в этих статьях норме каждый обвиняемый в совершении преступления, т.е. лицо, в отношении которого вынесено соответствующее по­становление в порядке, предусмотренном УПК РФ, считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в преду­смотренном федеральным законом порядке и установлена всту­пившим в законную силу приговором суда. Схожая норма со­держится и в пункте 2 статьи 1.5 Кодекса РФ об административ­ных правонарушениях. Возникает вопрос: может ли обязанность придерживаться презумпции невиновности распространяться на журналистов

Европейский Суд по правам человека (судебный орган Со­вета Европы, членом которого является и Россия) занял по этому вопросу чёткую позицию: «Если виновность человека не доказана согласно закону, должностные лица государства должны придерживаться принципа презумпции невиновности. Из этого сле­дует, что должностным лицам запрещено до суда заявлять о ви­новности подозреваемых», т.е., говоря о презумпции невинов­ности, имеют в виду высказывания лишь должностных лиц

Итак, суд применяет меры защиты, если сведения являются порочащими, не соответствующими действительности и получили распространение.

Те или иные сведения могут не затрагивать чести и достоинства человека, но в то же время ущемлять его права, например, могут быть сделаны фактические ошибки (в названии должности, в отчестве, годе рождения и т.п.) или тенденциозно подобранными могут быть факты. Гражданин, в отношении которого средствами массовой информации опубликованы сведения, ущемляющие его права или охраняемые законом интересы, имеет право на опубликова­ние своего ответа в тех же средствах массовой информации. Лицо, чьи права предположительно нарушены, должно доказать, что распространенные сведения ущемляют его права и охраняемые законом интересы. На это указывает абз.2 п.9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 февраля 2005 г. №3 «О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц».