Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Ответы окончательные по ВИК.doc
Скачиваний:
17
Добавлен:
16.04.2019
Размер:
375.3 Кб
Скачать

19. Средневековые библиотеки Западной Европы.

Библиофилия – любовь к книгам.

Частные коллекции библиофилов сыграли огромную роль в формировании общедоступных (публичных) библиотек. Среди частных библиотек Европы особое место составляли королевские. Первая из них – библиотека французских королей. Основу ее заложил Карл V (1364-1380); инвентарная роспись на тысячу книг из его собрания и сейчас хранится в Парижской национальной библиотеке.

Ричард де Бери - 1500 книг. Написал труд «Филу библон».

Франческо Петрарка в 1337 году составил опись своей библиотеки «Мои книги». Больше 1000 названий. Передал свою коллекцию собору святого Марка, при условии, что она станет публичной (для благородных).

Джовани Боккачо так же решил сделать свою коллекцию доступной для широкой аудитории.

Поджо Браччолини автор сборника «Фацеций» - собирал рукописи для папской библиотеки.

Известными библиофилами были члены семейства Медичи во Флоренции. Еще Козимо Старший увлекся книгами под влиянием Никколо Никколи. Именно Козимо Старший стал покровителем собрания Никколи: он отвел для коллекции отличное помещение в монастыре Сан Марко и пожертвовал значительную сумму на дальнейшее пополнение библиотеки. Так возникла библиотека "Medicea publica", известная более как Библиотека Лауренциана. Библиотеки Медичи достигли расцвета во второй половине XV в. при внуке Козимо Медичи Лоренцо Великолепном.

В Италии в XVI-XVII вв. библиотеки создавали в основном князья церкви, но туда часто попадали знаменитые некогда коллекции светских властителей. Например, в Ватиканскую библиотеку в 1658 г. было включено знаменитое собрание манускриптов герцога Федериго да Монтефельтро, который собирал книги, чуть ли не с детства и принес в жертву этой страсти почти сказочное богатство.

Также Ватиканская библиотека пополнилась и за счет одной из лучших немецких библиотек, принадлежавшей пфальцскому князю, а в 1690 г. папе Сиксту IV досталось книжное собрание шведской королевы Христины, переехавшей жить в Рим. Папа завел наряду с читальней то, что мы называем абонементом. Благодаря заботам папы Сикста IV Ватиканская библиотека стала лучшей в Италии.

Своего рода символом библиотекаря итальянской общедоступной библиотеки стал хранитель Лауренцианы Антонио Мальябекки (1633-1715).

С XVI в. библиотекари Италии начинают уделять внимание теории создания каталогов. Первой из целой серии работ была книга монаха-бенедиктинца Флориана Трефлера, изданная в 1560 г. Автор был знаком с отечественным и иностранным опытом составления каталогов. Обязательными для библиотеки Трефлер считал каталоги: алфавитный; систематический, описывающий книги в последовательности их расположения на полках; предметный, представляющий собою перечень содержания имеющихся в фонде книг с алфавитным указателем к нему, и перечень книг, хранящихся на запасных полках.

20. Инкунабулы.

Инкунабула— книги, изданные в Европе от начала книгопечатания и до 1 января 1501 года. Издания этого периода очень редки, так как их тираж был 100—300 экземпляров.

Инкунабулы делят на два типа: ксилографические и типографические. Типографическим способом печати была выполнена Библия Гутенберга. Некоторые авторы считают инкунабулами издания, выполненные только типографическим способом.

Большинство изданий было на латинском языке, но печатались книги и на других языках. Основными покупателями инкунабул были учёные, знать, адвокаты и священнослужители. Как правило, инкунабулы печатались готическим шрифтом без абзацев.

Прекрасным образцом инкунабулы является «Нюрнбергская хроника» Гартмана Шеделя, изданная Антоном Кобергером.

Книги XV века обладают особенностями, резко отличающими их от книг нового времени.

Гутенберг пытался перенести в печатную книгу все особенности рукописной. Его первые шрифты были похожи на буквы, которыми писались рукописные книги, таким же было и

оформление его книг. Лист печатался, а для многоцветных инициалов, миниатюр и других орнаментальных элементов оставлялись пустые места. Их заполняли от руки миниатюристы. Только в самом конце XV века в книгах стали появляться гравированные инициалы и даже целые иллюстрации, занимавшие всю страницу. Дело в том, что вырезанная на дереве гравюра была достаточно непрочной и выдерживала лишь несколько десятков оттисков, тогда как тиражи инкунабул колебались от 100 до 300 экземпляров. В Италии была изобретена гравюра на меди, которая стала родоначальницей глубокой печати. Гравюру различной техники стали применять для печатания заставок, инициалов, иллюстраций и прочих украшений книги.

В Майнцской Псалтыри Гутенберг и его помощники впервые применили попытку печатать инициалы в две краски (красную и синюю) с гравированных металлических форм в один прогон с текстом. Формы, с которых печатали двухкрасочные инициалы, были, по-видимому, составные. Одна часть изображала букву, другая – окружающей ее орнамент. Каждая из частей набивалась краской отдельно, а затем они складывались в общую форму, однако, из-за сложности технологии печатание многокрасочных инициалов не стало на этом этапе обычной практикой. Поэтому типографы или печатали черный каркас буквы, а потом его раскрашивали от руки, или же оставлялось на месте большого инициала пустое место (печатали маленькую букву на месте инициала, чтобы художник знал, что рисовать). В библиотеке Вильнюсского университета есть инкунабулы с такими пробелами, видимо, типограф не смог договориться с иллюминатором.

Владелец типографии в Венеции Альд Мануций (1450-1515), знатный и богатый человек, наладил выпуск книг, которые называют альдины. Он поставил дело подготовки книг на научную основу. Тридцать виднейших ученых собирались и обсуждали издаваемые книги, а также редактировали их. Этот кружок получил название "Новой академии", а его издания прославились тщательной подготовкой и оформлением.

В типографии Альда Мануция художники, подражая античным образцам, использовали простой и красивый шрифт антиква. Начал применяться наклонный и беглый шрифт курсив, предназначенный для выделения той или иной мысли в тексте.

Чтобы конкуренты не могли подделать его издания, Мануций рассылал каталоги с указанием цен, помещал на книгах издательскую марку. На ней был изображен дельфин, обвившийся вокруг якоря. Старший Альд, его дети, наследники (Паоло и Альд младший, зять Андреа Торрезано) выпустили более тысячи разнообразных книг; это были роскошные издания для богатых покупателей. Для альдин, как и вообще для инкунабул, были типичны форматы ин-фолио (1/2 листа), ин-кварто (1/4 листа).

В Западной Европе инкунабульного периода шрифты изготавливались по образцам местных школ каллиграфии или княжеских канцелярий. Текст располагался на странице, как и в рукописных книгах. Первоначально печатная книга обходилась без абзацев. Для удобства чтения рубрикатор красной краской выписывал буквицу или всю строку того или иного раздела. Это замедляло и удорожало производство книги, и издатели были вынуждены отказаться от выполнения традиционных канонов рукописной книги.

Инкунабулы сходны с рукописными книгами не только по шрифту и графическому оформлению, но и по структуре. В них нет ни титульного листа, ни пагинации, ни некоторых других привычных элементов. Когда рынок оказался, заполнен тысячами печатных изданий самого разнообразного содержания и значительно выросли фонды библиотек, стал необходим титульный лист – своего рода визитная карточка книги.

Часто гравированные иллюстрации в процессе печатания изнашивались настолько, что приходилось изготовлять новые доски. Вот почему имеются некоторые издания с полностью совпадающим текстом и совершенно различным оформлением.

Чаще всего текст располагался на странице двумя столбцами, поскольку длинные строчки легко разъезжались в стороны.

В настоящее время инкунабулы представляют собой большую редкость. Их собиранием занимаются крупнейшие научные библиотеки во многих странах. В России хранится одно из крупнейших собраний инкунабул. Оно насчитывает несколько десятков тысяч названий.