Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
зарубежка. ответы. хорошие.doc
Скачиваний:
67
Добавлен:
15.04.2019
Размер:
1.32 Mб
Скачать

38. Пути развития французской поэзии в середине XIX века и сборник стихов т. Готье «Эмали и камеи».

После цепи революций во Франции в 1830 и в 1848 году буржуазия восторжествовала во всех сферах жизни, в том числе и в искусстве. Поэзия стала вытесняться прозой, расцвет реалистического романа. Поэзия в эту эпоху не стала реалистичной. Романтический импульс в лирике не исчез, но трансформировался в т.н. постромантизм. Это не антипод романтизма, но новой поэзии стали присущи следующие изменения:

движение от субъекта к объекту (раньше больше зацикливались на собственных переживаниях, теперь – на объекте созерцания). От неопределенных лирических переживаний – к изображению мира вещей, в которых запечатлен поэт. Лирические переживания находят образное выражение. От чистых эмоций – к конкретным вещам, материальным и пластическим образам. Изображается вещь, а не чувство.

– романтики мистифицировали реальный мир, наполняли мир собственными переживаниями. Постромантизм стремится снять с вещественного мира покров тайны, иносказания. НО! Не происходит отказа от символизации, символы становятся сложнее, глубже, но вместе с тем они ясны и просты. В роли символов выступают броские, яркие детали (ну, например, у Готье в стихотворении «Тайное родство» из сборника «Эмали и камеи» сплетенные между собой голубки, перлы и розы – это, соответственно, два сердца, смеющиеся улыбки и соединившиеся в поцелуе губы).

метонимия становится метафорой. Например, в стихотворении Готье «Этюд рук» рука красавицы и рука преступника выступают как две стороны жизни – красота, нежность и злоба, жестокость (ну, это моя интерпретация, но фишка в том, что все качества концентрируются в руках, а не в чем–то еще – метонимия).

тяготение к миру вечных эмоций остается, и часто требует образов прошлого. Но вместо идеализации прошлого, как это делают романтики, используется поэзия роли и маски, отсюда яркий образ карнавала, см. Готье «Вариации на тему Венецианский карнавал».

Во французской поэзии Виктор Гюго оставался романтиком и имел множество подражателей. Другая линия, развивавшаяся параллельно, – поэтическая публицистика:

– соединение античной сатирической традиции и народной песни;

– традиция пошла от Беранже.

Последователи: Анри–Огюст Барбье. В 1830 написал сатиру «Раздел добычи», где прославляет восставший народ. Это плакатная поэзия без индивидуальных образов. Народ противопоставляется «молодчикам во фраках». Париж в его произведениях – отвратительная вонючая канава нечистот. Резкая романтическая образность плакатного типа. Плоды революции пожинает не народ, а ловкие люди. Борьба народа бескорыстна, священна. А плоды достаются своре гончих, борзых и овчарок. Еще он противник романтизации образа Наполеона.

Также в духе поэтической публицистики писал Луи Менар, в 1850, ямбы обличительного характера.

В целом в поэзии – отказ от современной тематики, против утилитаризма и пошлости эпохи выступает «искусство для искусства». Самое значимое имя – Теофиль Готье. Преодоление романтической поэтики через утрированную стилизацию. Романтическое начало – объект любования, подчеркивания. Готье отказывается от эмоционального, идет к вещественному миру. Готье – человек, ушедший в замкнутую сферу искусства. Помимо стихотворений,он написал около 1200 статей–фельетонов (публицистика).

Сборник стихов «Эмали и камеи» – первое издание в 1852 году. В «Предисловии» намекает на преемственность от Гете. В смысле, и Гете убегал от убогой жизни в искусство:

Как Гёте на свою тахту В Веймаре убегал от прозы Гафизовы лелеять розы. Оставив дождь и темноту Стучится в окна мне сильнее, Я пел «Эмали и Камеи».

Искусство у Готье – не уход в идеальный мир, а сама жизнь, дошедшая до высшей степени развития, бессмертия. В мраморе (в стихотворении «Тайное родство»):

Вы, странных полная предвестий, Какой фронтон, какой поток, Сад иль собор нас знали вместе, Голубку, мрамор, перл, цветок.

В театре (в стихотворении «Вариации на тему венецианский карнавал»), в пении («Контральто» – про мальчика–певуна и гермафродита), в слове («Искусство»: «Стих… властительней, чем медь»). Часто изображаются не пейзажи, как у обычных романтиков, а именно вещи, как в «Тайном родстве». Идет перекличка между материальным и духовным.

Готье ориентируется на классику, пластический идеал, античность. Например, в стихотворении «Поэма Женщины» (кстати, рекомендую прочитать, просто поэтический гимн похоти, или у меня фантазия разыгралась). Готье привлекало умение разрешать противоречия через пластику. Он стремится уподобить реальную красоту прошлой:

Она могла бы Клеомену Иль Фидию моделью быть, Венеру Анадиомену На берегу изобразить.

Готье также обладал талантом живописца. Это чувствуется и в творчестве. Четкая линия, твердый штрих, ясная композиция. Это особенно видно в «Этюде рук» – там четко противопоставлены две руки – красивой статуи, которую лепили с красивой женщины, и руки преступника, отрубленной у него после казни и мумифицированной. Обе они по–своему привлекают автора, хотя противопоставлены друг другу.

Готье использует несколько поэтических приемов:

  • Энфасис – описание чего–либо через одну яркую деталь. Для Готье эта деталь символизирует общую для всех красоту, вечную красоту. Например, в «Симфонии ярко–белого» эта деталь – белый цвет кожи обнаженных женщин, купающихся в серебристо–белом свете луны, но в конце он говорит об этой белоснежности как о безжалостной и холодной, и хочет ее сделать «розоватой».

  • Готье возвышает даже самый мусор жизни.

Стихотворение «Искусство» завершает сборник и является своеобразным манифестом. Мысль: искусство должно преодолевать препятствия, неудобства. Готье признал безобразие окружающего мира, но считал, что искусство способно его преодолеть:

Созданье тем прекрасней, Чем взятый материал         Бесстрастней — Стих, мрамор иль металл.

Бодлер предлагал не просто преодолевать материал, но и намеренно творить из безобразия окружающего мира. Наибольшее впечатление на Бодлера произвел Эдгар По с его мрачной поэзией. Особенно его поражало то, что Эдгар По умер, как ему казалось, от пошлости окружающего его американского мира. Решил издать свой сборник стихотворений и назвать его «Limb» (так называется у Данте один из кругов ада, в котором находились гыгыгы некрещеные младенцы и добродетельные нехристиане). Это были мятежные стихи об аде, Каине и Авеле и т.п. Но в итоге издал сборник «Цветы зла» (1857). Так назвал потому, что зло господствует в этой жизни, и искусство должно признать зло и стремиться изображать это зло. «Цветы зла» должен был стать книгой из цикла сборников, но «Вино» и «Смерть» не вышли. Подробнее – см. дальше.