Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
зарубежка. ответы. хорошие.doc
Скачиваний:
67
Добавлен:
15.04.2019
Размер:
1.32 Mб
Скачать

28. Темы, сюжеты и стиль новелл Мериме.

Тематика и место действия делят новеллы на экзотические, события к-рых происходят вне Франции, обычно на Корсике / в Африке, на юмористич. в духе Рабле и на психологич. (aka реалистич.), в к-рых автор обращается к анализу хар-ров современников.

Новеллы 1го периода (видимо, 1829 г.) имеют однотипное сюжетное ядро – «происшествие», «анекдот», в к-рых раскрываются особ-сти «местного колорита».

В новеллистике М. сохранил связь с романтич. традицией, разрабатывая темы и мотивы, введенные в литературный обиход романтиками. Это и увлечение экзотикой («Таманго»), изображение нравов «диких» людей, («Матео Фальконе», «Коломба», «Кармен»), и интерес к вторжению иррационального, фантастического начала в действ-ть («Венера Илльская»), к анализу смутных, подсознательных душевных побуждений («Партия в триктрак»); а с другой стороны, тяга к воспроизв-нию колорита и духа минувших историч. эпох (заря Возрождения в «Федериго», коллизии времени заката Возрождения в «Душах чистилища»), разоблачение опустошенности светского общ-ва («Этрусская ваза», «Двойная ошибка»). Однако вся эта многообразная тематика решается, как правило, писателем в реалистическом ключе.

Характерным примером в этом отношении может служить одна из ранних новелл М. «Таманго» (1829). В этой новелле автор с язвительной иронией рисует образ бездушного работорговца капитана Леду. Капитану Леду и его помощникам противостоят в новелле негритянский вождь Таманго и его соплеменники. Тема взаимоотношений белых и негров, распростр. во франц. лит-ре 1820х годов. Так, большой популярностью пользовался в эти годы роман Гюго «Бюг-Жаргаль». В отличие от романтика Гюго М. не создавал идеализированного образа вождя чернокожих. Он подчеркивал первобытность и дикость своего героя. Однако Таманго присущи и глубоко человечные черты, возвышающие негра над Леду (например, чувство собств. достоинства).

Поэтому таким сарказмом насыщается концовка новеллы, рассказывающая о жалкой и мрачной участи, к-рая ожидала Таманго «на свободе».

Изображение негров в «Т.» принципиально отлично от патетически возвышенной трактовки этой темы романтиками.

Вместе с тем, как уже отмечалось, М., работая над «Т.», не проходил мимо творч. опыта романтиков. Наоборот, писатель использовал и своеобразно преломлял его. Свидетельством тому служит не только проблематика новеллы; об этом красноречиво говорят, например, страницы, рисующие слепой, но одновременно могучий и глубокий порыв невольников к свободе (бунт). Именно романтич. ассоциации помогли М. придать широкий обобщающий смысл образу корабля, захваченного неграми и гонимого по бескрайним морским просторам (мм, тут – не увлекайтесь, девочки (с)).

Существ. роль в новеллах М. играет художест. воплощение писателем его полож. идеала. С годами взор М. в поисках этого идеала все более настойчиво обращается к людям, стоящим за пределами господствующих кругов, к предст-лям народной среды (ммм).

Своеобразные приметы худож. манеры писателя особенно выпукло проявились в новеллах конца 20-40-х годов.

Тяготел к подчеркнуто объективному, безличному тону повествования, прямо противоположному сугубо субъективной манере изложения, присущей романтикам. Автор предпочитает оставаться в тени, избегает лирических отступлений, не сливается с героями, а держится на расстоянии от них, пытается придать своему рассказу характер беспристрастного исследования жизненных явлений.

М.-новеллист значительно углубил в лит-ре изображение внутр. мира человека. Психологич. анализ в новеллах М. неотделим от раскрытия тех обществ. причин, к-рыми порождены переживания героев. В отличие от романтиков, М. не любил вдаваться в пространные описания эмоций. Он предпочитал раскрывать переживания персонажей через их жесты и поступки. Его внимание в новеллах сосредоточено в 1ю очередь на развитии действия: он стремится максимально лаконично и выразительно мотивировать это развитие, передать его внутреннее направление.

Композиция новелл М. всегда тщательно продумана и взвешена. В своих новеллах писатель, как правило, не ограничивается изображением кульминац. момента в движении конфликта. Он охотно воспроизводит его предысторию, набрасывает сжатые, но насыщенные жизненным материалом биографич. хар-ки своих героев. Большое значение писатель придавал обрамлению и образу рассказчика, способам ввода его в ткань повествования. Произведения М. часто построены на контрасте между обыденностью и заурядностью той действительности, которая возникает в обрамляющем новеллу рассказе, и драматизмом, необычностью тех событий, о которых читатель узнаёт из самой новеллы.

Во многих новеллах М., как и в его тв-ве в целом, значит. роль играет сатирич. начало. Сатира М. в новеллах носит эмоционально более сдержанный характер, чем в его юношеских произведениях. Его любимым оружием становится теперь не сарказм, не сатир. гипербола, а ирония, скрытая, но, несмотря на свою завуал-сть, весьма язвительная сатирическая усмешка.

С 1830 г. экзотическая тема в новеллах М. почти исчезает. «Этрусская ваза», «Двойная ошибка» посвящены изображению современности и по сути явл-ся психолог. (=реалист.) новеллами, тяготеющими к повести. Изменение тематики определило не только появление нового для М. героя, обусл-го соврем. обществ. отношениями, но и изменение самой структуры новеллы. Соврем. новелла с её сложными психологич. построениями требовала повествования от 1го лица. Рассказчик здесь либо участник событий, пытающийся объективно рассмотреть своё в нём участие с той или иной временной дистанции («Кармен»), либо хорошо осведолённый наблюдатель, иногда словно сливающийся с героями, но неизменно сохраняющий внутр. способность к оценочным суждениям («Двойная ошибка»).

Изменение структуры новелл проявилось в углублении психологич. плана и его особом взаимодействии с планом сюжетным. «Поворот» действия в психол. новеллах опред-ся не только событием, но и отношением к нему участников.

Развитие психол. плана -> появление 2го рассказчика («Кармен»), к удвоению нек-рых структ. эл-тов: экспозиции, кульминации, развязки.