Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Глава4.Морфология.doc
Скачиваний:
7
Добавлен:
19.12.2018
Размер:
488.96 Кб
Скачать

§ 1. Значение предметности

Имя существительное объединяет слова с общей категориальной семой «предмет», обладает морфологическими категориями рода, числа, падежа и имеет две специфические для имени синтаксические функции – подлежащего и дополнения. Рассмотрим перечисленные признаки.

Частеречное значение предметности требует пояснения, поскольку совершенно очевидно, что оно отнюдь не тождественно бытовому понятию «предмет». Сравним два существительных: стол и ходьба. Первое обозначает предмет в его обычном понимании – вещь. Но второе явно называет не предмет, а действие. Почему же мы говорим, что для языка это тоже предмет? Что значит предмет для грамматики? Грамматическим предметом выступает носитель признака, независимая совокупность признаков. Мы говорим «быстрая ходьба», «ходьба меня утомила» точно так же, как «большой стол», «стол находится во второй комнате». Как стол, так и ходьба предстают в этих синтаксических единицах носителями признаков – пассивных (быстрый, большой) и активных, протекающих во времени (утомить, находиться).

Как предмет в языке отражаются любые явления – вещи, лица, действия, цвета, величины, формы и т. д. Естественно, что такое многообразие требует организации. И язык выработал для этого определенные средства. Грамматические предметы классифицированы, поделены на разряды, которые облегчают говорящим, например, выбор словообразовательных моделей. В дальнейшем мы рассмотрим эти разряды.

Специфическая синтаксическая функция существительных тесно связана с их частеречным значением. Именно в подлежащем и дополнении отражаются предметные элементы моделируемой ситуации – производитель действия и объект. Есть и грамматическое подтверждение того, что эти функции специфичны для существительного: почти все слова, которые оказываются в этих позициях, субстантивируются, хотя бы контекстуально переходят в существительное. Сравним два предложения: «Я не замечаю твоих сомнений», «Я не замечаю твоих “наверное”». На позиции дополнения в первом предложении стоит существительное, а во втором – модальное слово. Однако ведет себя здесь модальное слово необычно: оно определено притяжательным местоимением множественного числа родительного падежа, к нему можно задать от сказуемого вопрос: «не замечаю чего?» – «твоих “наверное”», хотя модальные слова неизменяемы, а их обычная функция – быть в предложении вводным словом. Почему же с ним произошли все эти перемены? Потому, что на месте дополнения модальное слово перешло в существительное, недаром же оно отвечает на вопрос этой части речи «чего?». Как у существительного, у него есть падеж и число, ведь вне этих грамматических значений существительное не может быть употреблено. Кстати, мы можем представить его и в единственном числе: «Не замечаю твоего “наверное”», в именительном падеже: «Твое “наверное” меня огорчило». Как видим, в позиции подлежащего с модальным словом происходит та же самая метаморфоза, отчетливо виден средний род.

Такой переход в существительные будет наблюдаться и тогда, когда на позиции подлежащего или дополнения окажется прилагательное («Прошлое не забывается»), наречие («Это вечное “бегом, скорей” мне надоело») и слова других частей речи. Но это касается не всех слов. Например, инфинитив не может переходить в существительное: «Торопиться – значит наверняка повредить делу». Отметим для полноты картины, что на позиции подлежащего или дополнения может оказаться предложение или даже целый текст, и они начинают вести себя как существительное: «Это “Встречай. Приезжаю двадцать пятого скорым” привело весь дом в волнение».

Категории рода, числа и падежа, как видно и из рассмотренных примеров субстантивации, оформляют значение предметности и обеспечивают существительному связи с другими словами в предложении.

Переходим к анализу лексико-грамматических разрядов и морфологических категорий имени существительного.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]