Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Глава4.Морфология.doc
Скачиваний:
7
Добавлен:
19.12.2018
Размер:
488.96 Кб
Скачать

§ 2. Степени сравнения качественных имен прилагательных

Степени сравнения – это грамматическая категория качественных прилагательных, в которой отражается варьирование признака по степени его проявления у одного предмета в сравнении с другим предметом или классом предметов. Мы уже отмечали, что в степенях сравнения признак получает выражение относительно чего-то, а не абсолютно, как в производных, указывающих на слабое или высокое проявление признака: беловатый указывает на безотносительную слабость признака, широченный – на безотносительную большую степень признака; всех красивей – это указание на высокую степень признака относительно класса.

Исходная форма типа красный, круглый, сильный фиксирует признак вне сопоставления с другими предметами и в системе степеней сравнения называется положительной степенью, служа точкой отсчета при сопоставлениях.

Сравнительная степень

Значение этой формы – бо́льшая или меньшая степень признака у данного предмета по сравнению с другим предметом. В сравнительной степени сопоставляются единицы: предмет с предметом, предмет с несколькими отдельными предметами. Обратимся к примерам.

«Это был молодой человек со смышленым широким лицом, пухлыми щеками и ямочкой на подбородке. Близко знавшие Друка сказали бы, что он притворяется глупее и легкомысленнее, чем есть на самом деле. В данную минуту Друк изобразил такое простодушие, такое беспамятство, такую придурковатость, что четверо смуглолицых молодчиков переглядываются друг с другом, пожимая плечами, и один за другим отходят от него к более интеллигентным, а потому, видимо, и более понятливым помощникам нотариуса» (М. Шагинян. Месс-Менд).

Формы глупее и легкомысленнее отражают сравнение предмета с ним же самим, но в другое время и в другой ситуации; формы более интеллигентный, более понятливый отражают сравнение одного предмета с другим того же класса.

Весенним солнцем это утро пьяно,

И на террасе запах роз слышней,

А небо ярче синего фаянса.

Тетрадь в обложке мягкого сафьяна,

Читаю в ней элегии и стансы,

Написанные бабушке моей.

(А. Ахматова. Обман)

Форма слышней по способу сопоставления нам уже знакома: предмет сравнивается сам с собой в разных ситуациях – в это утро запах роз слышней, чем в другое время. А вот форма ярче участвует в передаче сопоставления еще одного типа: сравниваются по одному признаку предметы двух разных классов – небо и фаянс по цвету.

Образование форм. Приведенный материал показывает, что сравнительная степень имеет простые (синтетические) и сложные (аналитические) формы. Синтетические образуются с помощью суффиксов -ее (-ей), -ше: сильнее, крепче, тоньше. Есть также несколько супплетивных образований: меньше, лучше, хуже от маленький, хороший и плохой. Аналитические формы образуются с помощью частиц более и менее и формы положительной степени: более, менее сильный. С помощью приставки по- мы можем смягчить значение сравнения у простых форм: «Алмазная донна, на сей раз советую вам быть поблагоразумнее! А то ведь фортуна может и ускользнуть» (М. Булгаков. Мастер и Маргарита).

Ограничения в образовании простых форм. Не все качественные прилагательные образуют сравнительную степень синтетическим способом. Ограничения носят семантико-словообразовательный, фонетический и семантический характер.

1. Семантико-словообразовательные ограничения:

1) не образуют простых форм сравнительной степени качественные прилагательные отглагольные: а) с суффиксом -л- (бывалый, усталый); б) восходящие к причастиям (блестящий, знающий);

2) нет простых форм сравнительной степени у производных со значением степени признака: грубоватый, тяжелущий, здоровенный. Язык избегает наслоения двух указаний на степень признака.

2. Фонетические ограничения проявляются в том, что нет синтетических форм у качественных прилагательных с колеблющимся ударением в формах сравнительной степени. Мы как бы не решаемся употребить эти формы, нам «не нравятся» варианты ударения, ср.: от скорбныйско́рбнее и скорбне́е, от хищныйхи́щнее и хищне́е. Поэтому при необходимости мы прибегаем к аналитическим формам: более скорбный, более хищный.

3. Семантические ограничения связаны с отдельными темами. Например, нет форм сравнительной степени у некоторых названий мастей лошади (гнедой, сивый), цвета волос, глаз (карий, русый).

Превосходная степень

Значение превосходной степени – высшая степень проявления признака в данном предмете по сравнению со всеми остальными предметами данного класса. Здесь мы сопоставляем единицу и класс:

«– Уф, нелегко изображать дурака! – вздохнул старичина Сорроу. – Посмотрел бы ты, как передо мной разложили самые секретные чертежи Морлендера, а я, как осел, только ушами хлопал, стараясь втихомолку отпечатать их в своей памяти» (М. Шагинян. Месс-Менд).

С помощью формы самые секретные чертежи, которые видел Сорроу, противопоставлены классу «чертежи Морлендера».

Образование форм. Превосходная степень тоже имеет синтетические формы; образуются они с помощью суффиксов – ейш- и -айш-: сильнейший, крепчайший. Несколько форм образуются с суффиксом -ш-: высший, низший, худший. Есть у превосходной степени и аналитические формы, образуемые с помощью частицы самый и положительной степени: самый сильный. Значение этой категории передается также синтаксически – сочетанием «синтетическая форма сравнительной степени + форма всех»: сильнее всех. Не все качественные прилагательные имеют простые формы превосходной степени. Это во многом те же слова, что и в случаях ограничений на образование простых форм сравнительной степени.

Условия употребления. Для реализации значения превосходной степени необходимо, чтобы контекст передавал семантику сопоставления предмета с классом. Если этой семантики нет, формы превосходной степени начинают обозначать высокую степень признака вне сравнения, безотносительно к классу, синонимизируясь с производными типа здоровенный, тяжеленный, но без их стилистической окраски: «Передняя же часть, парадная, где был единственный и невольный жилец дворца – прокуратор, – вся, со своими колоннадами и золотыми статуями, как будто ослепла под ярчайшей луной» (М. Булгаков. Мастер и Маргарита). Здесь, конечно, нет сравнения одной луны с классом лун, а просто фиксируется большая яркость, значение «очень яркая».

Иногда значение безотносительно высокой степени признака получают аналитические формы: «Тотчас же в комнату ворвалась огромная белая собака с золотистыми пятнами. Она прыгала вокруг Тингсмастера, била хвостом, припадала на передние лапы, дружески рыча, потом вскакивала на задние и обнимала своего хозяина с самой пылкой нежностью» (М. Шагинян. Месс-Менд).

Вряд ли здесь имеется в виду, что нежность собаки Бьюти была самой пылкой из всех «нежностей», скорее всего передается высокая степень признака вне сопоставлений. И понятно, почему автор прибегает к такой форме: у прилагательного пылкий нет простой формы превосходной степени – «пылчайший», нет и простой формы сравнительной степени, поэтому нельзя сказать «пылче всех». Не подходят к тексту наречия степени очень, чрезвычайно. Первое выглядит слабее, чем само прилагательное пылкий, обозначающее сильное чувство. Вспомним, что мы не говорим «очень прекрасный» из-за тавтологичности (= «очень + очень красивый»), по той же причине странно бы звучало сочетание «очень пылкая нежность». Наречие степени чрезвычайно, пожалуй, слишком громоздко для данной манеры повествования. Вот и осталось автору использовать аналитическую форму превосходной степени за счет придания ей значения безотносительно высокой меры признака.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]