Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Глава4.Морфология.doc
Скачиваний:
7
Добавлен:
19.12.2018
Размер:
488.96 Кб
Скачать

Глава IV

Морфология современного русского литературного языка

Мы рассмотрели, как устроено лексическое значение слова и его звуковая оболочка, из четырех языковых уровней – фонетический, морфологический, лексический, синтаксический – описали первый и третий. Сейчас мы обращаемся к области грамматики, которая охватывает два оставшихся уровня – морфологический и синтаксический.

Зададим себе вопрос: вскрывает ли какое-то существенное свойство языка наша схема, а именно то обстоятельство, что область грамматики в ней как бы разорвана лексическим уровнем? Ответ таков: да, вскрывает. Грамматика определяет, как строится слово из морфем, как оно изменяется и как слова связываются друг с другом в коммуникативной единице – предложении. Отсюда и вытекает существование двух грамматических уровней: морфологического, определяющего законы словообразования и словоизменения, и синтаксического, определяющего законы построения предложения из слов. Мы обращаемся к первому из них – морфологии.

1. Морфемика и словообразование

§ 1. Грамматическое значение и способы его выражения

Если язык содержит в себе некие правила построения слов и связи их друг с другом, значит, он должен обладать механизмом упорядочивания всего многообразия словарного состава. Этот механизм может состоять только в том, что слова тем или иным способом классифицируются и полученным классам предписываются правила построения и функционирования в предложении. Морфология и есть тот механизм, который членит сотни тысяч слов на сравнительно небольшое число классов разного объема, подчиненных единым внутренним правилам построения и включения в текст.

Что лежит в основе этого механизма? Еще раз вспомним, что слово представляет собой двустороннюю единицу, обладающую материальной оболочкой и идеальным содержанием, в котором отражен фрагмент действительности. Классифицирующий механизм может опираться только на эти две стороны лексической единицы (больше ему и не на что опереться!). Что-то из семантики слова отвлекается на грамматический уровень, и что-то в материальной оболочке становится показателем, формой этого грамматического содержания. Такой комплекс «семантика + материальный показатель» характеризует целый класс слов, определяя их одинаковое изменение, образование и включение в предложение. Это явление грамматического строя языка называется морфологической категорией. Примеры категорий нам хорошо известны: части речи, род, число, падеж, время, наклонение и др.

Итак, морфологическая категория обладает грамматическим значением и набором форм, его выражающих. Обе эти стороны категории нам и предстоит рассмотреть.

Грамматическое значение

Грамматическое значение, о чем уже было сказано, характеризует класс слов, а не отдельное слово, как это происходит с лексическим значением, сугубо индивидуальным. Говоря о грамматическом компоненте понятийного содержания, мы показывали, что категориальная сема предметности есть у всех имен существительных. Точно так же значение прошедшего времени мы связываем с тысячами глаголов, а не с одним словом этого класса.

Относясь к классу слов, грамматическое значение в то же время неразрывно связано с лексическим значением каждого слова. Мы не можем употребить лексическую единицу вне ее грамматических характеристик. Например, если мы вводим в предложение существительное, оно обязательно должно иметь то или иное число, тот или иной падеж. Если мы используем глагол, он обязательно будет обладать видом, переходностью или непереходностью.

Грамматическое значение обязательно присутствует не только тогда, когда употребляется готовое слово, но и тогда, когда создается слово новое. Чтобы назвать явление, надо вначале отнести его к одному из тех классов, которые мы различаем в действительности с помощью грамматической системы нашего языка. К каким же классам мы относим называемые явления? К предметам, действиям, пассивным признакам, состояниям, ведь мы создаем не некое слово вообще, а слово той или иной части речи. Вот один разговорный диалог:

«А. – Я была на выставке художников-монументалистов.

Б. – Да? Ну и что они намонументализировали?»

По начатой конструкции «ну и что они... » видно, что говорящий готовится употребить какой-то глагол: есть подлежащее они и прямое дополнение что, нужно обозначить действие, совершаемое субъектом и направленное на данный объект. Позиция допускает оба глагольных вида: «что они сделали?», «что они предлагают?» Если говорящий настроился на простое сказуемое, ему нужно выбрать одно из времен изъявительного наклонения, а также лицо и число в соответствии с уже употребленным подлежащим. Автор реплики не стал выбирать слово из словарного запаса, а создал новое, но грамматические признаки окказионализма отвечают всем требованиям контекста: это глагол в изъявительном наклонении, прошедшего времени, множественного числа, совершенного вида, переходный. Как видим, слово появилось на свет в полном грамматическом вооружении, поскольку вне грамматического значения оно существовать не может.

Не относится это лишь к тем окказионализмам, которые представляют собой элементы некоего высказывания на неведомом языке, вспомним «Амилам алинон малем-малем тара!». Эти элементы лишены грамматических значений, потому и являются они не настоящими словами, а квазисловами. Но стоит такому образованию попасть в русское предложение, как оно немедленно наделяется комплексом грамматических значений. Например, в той же пьесе создано слово зинг-зенг «волшебный меч». Оно введено в предложения: «Ну, а ваш зинг-зенг, меч – сто голов с плеч, тоже иногда портится?»; «Надо бы оба зинг-зенга – и наш и ваш, ежели он у вас имеется, —поглубже в землю закопать... »; «Наш зинг-зенг в море утопить?! Нет, ни за что!». Хорошо видно, что это существительное мужского рода, изменяется по числам, употреблено в именительном, родительном и винительном падежах, неодушевленное.

Если мы говорим о значении, то за ним должно стоять что-то во внеязыковой действительности. Чаще всего грамматическое значение отражает отношения между явлениями действительности. Например, в значении глагольного времени отражается отношение действия к моменту речи, в значении падежа – отношение предмета к другим элементам ситуации, моделируемой в предложении.

Способы выражения грамматического значения

Грамматическое значение как явление идеальное нуждается в материальных средствах своего выражения. Эти средства подразделяются на два класса в зависимости от того, в пределах какой языковой единицы проявляется грамматическое значение слова. Если выявление его происходит в пределах формы слова, способы называются морфологическими. Если же для выявления значения требуется синтаксическая единица – словосочетание или предложение, способы называются синтаксическими. Ср.: столстолы – значение числа выясняется из форм слова; пальто виситпальто висят – значение числа выясняется из предложения.

Морфологические способы. Эти способы объединены тем, что грамматическое значение выражается формой слова. А дифференцируются они в зависимости от того, как эта форма образована. Здесь есть две возможности.

1. Показатель грамматического значения входит в морфемную структуру слова: столы – окончание выражает значение именительного падежа множественного числа; писал – суффикс -л- выражает значение прошедшего времени. Способы выражения грамматического значения за счет морфемной структуры слова называются синтетическими. Среди них различаются такие разновидности:

– Аффиксация. Примеры аффиксации были приведены только что. При аффиксации грамматическое значение выражается аффиксами – служебными морфемами, такими как окончание, суффикс.

– Аффиксация нередко сопровождается переносом ударения с одного слога в слове на другой: сто́лстолы́, да́лдала́.

– Аффиксация может дополняться также историческим чередованием звуков в морфемах: ходить – но в настоящем времени хожу. В корне чередуются согласные д/ж-ход-/-хож-. Обратим внимание на то, что форма 1-го лица настоящего времени образована с помощью окончания .

– У некоторых слов разные формы образуются от разных корней. Например, местоимение он имеет формы косвенных падежей от корня -j-его, ему (j-эго, j-эму).

– На фоне изменяемых слов грамматическим показателем является в ряде случаев неизменяемость. Например, наречия как часть речи характеризуются именно этим качеством.

2. В противоположность синтетическим в русском языке существуют формы слов, образуемые с помощью служебных элементов. Например, форма сослагательного наклонения написал бы образована с помощью частицы бы, а форма будущего времени буду писать – с участием вспомогательного глагола быть. Мы видим, что показатель формы заключен не в структуре слова, а во внешнем служебном элементе – в частице, вспомогательном глаголе. Может оказаться и так, что служебное слово не образует форму, а уточняет ее значение. Ср.: идти к дому, идти по дому. У существительного дом в обоих случаях дательный падеж, но благодаря предлогам он передает разное отношение предмета к действию идти – направление и место совершения. Способы передачи грамматического значения с помощью служебных слов называются аналитическими.

Синтаксические способы. Грамматическое значение, как уже говорилось, может выражаться за счет связей данного слова с другими словами в предложении или словосочетании. Так, сочетания мое пальто, мои пальто, моего пальто за счет согласования позволяют выразить род, число и падеж несклоняемого существительного.

Изредка в современном русском языке для выражения грамматического значения слова используется порядок слов в предложении. Например, в известном выражении «Бытие определяет сознание» именительный падеж первого существительного выражается его положением перед сказуемым, а винительный падеж второго – его положением после сказуемого.

Морфологическая категория

Единство грамматического значения и способов его выражения образует, как мы помним, морфологическую категорию. Эти категории бывают двух типов. Классифицирующие категории основаны на противопоставлении слов: одну группу слов с данным грамматическим признаком они противопоставляют другой группе слов с иным грамматическим признаком. Например, имя существительное противостоит глаголу, глаголы совершенного вида противостоят глаголам несовершенного вида. Словоизменительные категории основаны на противопоставлении форм. Например, именительный падеж всех существительных противостоит родительному или дательному падежу тех же слов. Настоящее время всех глаголов противопоставлено их прошедшему или будущему времени.

Итак, морфологические категории всех типов выполняют роль классифицирующего механизма: с их помощью из словарного запаса вычленяются классы слов и словоформ, наделенных определенным грамматическим значением и его показателем и, следовательно, обладающих правилами построения и употребления в предложении.

Закончим параграф сведениями о литературе, относящейся ко всему разделу «Морфология».

Литература

Русская грамматика. М. , 1980. Т. 1.

Виноградов В. В. Русский язык: Грамматическое учение о слове. М. , 1972.

Краткая русская грамматика. М. , 2002.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]