Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Глава4.Морфология.doc
Скачиваний:
7
Добавлен:
19.12.2018
Размер:
488.96 Кб
Скачать

§ 2. Стилистическое использование имен числительных

О стилистическом использовании имен числительных приходится говорить потому, что цифры часто используются в газете и их подача требует определенного мастерства, поскольку числовые показатели, в силу своей абстрактности, могут оказаться для читателя недостаточно наглядными. Покажем стилистические приемы включения числительных в текст на примере советской публицистики.

1. Числовой показатель может быть подан с эмоциональной авторской оценкой, которая подчеркивает значимость количественной детали: «… В степи будет жить 150–200 тысяч людей, и для них надо построить ни много ни мало – два с лишним миллиона квадратных метров жилья» (К. Симонов. Люди с характером).

Фразеологизм «ни много ни мало» хотя и не делает показатель «два с лишним миллиона» наглядным, все-таки подчеркивает, что это очень много, что автор поражен этой величиной.

2. Самый, пожалуй, популярный способ сделать цифровые показатели представимыми для читателя – подача их в сопоставлении, в контрасте: «В 61-м у нас был план бурения 2 тысячи метров, в 62-м – 7, в 63-м – 27, в этом – около 30-ти, а в будущем, очевидно, около 50-ти тысяч. А чтобы вы представили себе, что это такое – 50 тысяч метров на одну экспедицию, – для сравнения скажем, что в 62-м году было пробурено на нефть 25 тысяч метров на всю Восточную Сибирь» (К. Симонов. Приезжайте через год).

Сопоставление здесь оговорено, мало того, оговорена и цель его – сделать цифры представимыми для слушателя.

3. Автор или герой могут размышлять над цифрами, объяснять их, в процессе рассуждения оценивать: «Мы сидели с Борисом Павловичем Кашубой, главным конструктором Харьковского тракторного, и считали, что нужно, чтобы выполнить все требования врачей. Сколько потребуется «лишнего» металла? Глушитель – десять килограммов, охладитель – тридцать, подрессоренное сиденье – тридцать, и так далее, и получилось, что вес пахотного трактора (сейчас более шести тонн) пришлось бы увеличить всего на три процента. Почему же не делают этого? Бог мой, как просто: без двигателя его не пустишь, без колес или гусениц тоже как-то неловко, а без удобного сиденья авось обойдутся. И обходились, вот причина в самом коротком и, значит, неглубоком изложении» (А. Аграновский. Техника без опасности).

Беседуют автор и герой, на глазах читателя выстраивается контраст: шесть тонн, с одной стороны, килограммы – с другой. Вопрос «Почему не делают всего этого?» автор формулирует не для читателя, а вместе с читателем, настолько вовлечен адресат в эти подсчеты.

4. Цифры иногда переводятся на язык вещей, вплетаются в описание, отчего делаются особенно наглядными. В очерке «Порядок» А. Аграновский вначале дает такое описание: «Я увидел оживший график. Стояли девятиэтажные корпуса, уже смонтированные, батареи были теплые, спокойно работали отделочники, – это были дома первого квартала. «А чего штурмовать? – сказала бойкая женщина-маляр. – Ай война?» Дальше показали мне коробки, поднятые до пятого, до шестого этажа, – дома второго квартала. А третий и четвертый только вылезали из белого снега, но уже были – бетонировались цоколи, и это значит, что землю вырыли еще в теплое время... » А затем вводятся цифры: «В том году, когда я был в Орле, план по вводу домов выполнялся так: первый квартал – 25 процентов, второй – 26, третий – 28, четвертый – 21 процент. Конец года отдан был, как мы видели, подготовке задела на будущее».

Цифры вполне наглядны, так как проиллюстрированы впереди идущим описанием строительного пейзажа. Воспринимая их, читатель представляет: 25 процентов вводимых домов выглядят так, 26 – так, 28, 21 – «вылезают из белого снега».

Сравним еще отрывок из очерка К. Симонова «Люди с характером»: «За гребнем плотины тянется зеркало водохранилища, рассчитанного на 4 миллиарда 200 миллионов кубометров. Оно еще не наполнено до высших проектных отметок, но уже и сейчас кажется необъятным».

Снова автор заставляет нас соединять в воображении пейзажную деталь – необъятную водную гладь – с сухой цифрой 4 миллиарда 200 миллионов кубометров.

5. Цифры сами могут изображать движение, развитие, создавать юмористический эффект. Соотношение обратное только что рассмотренному: не образ для цифры, а цифра для образа. Вот отрывок из того же очерка К. Симонова: «Отделение организовали лишь позавчера, и поэтому в ответах на вопросы обнаруживаются разногласия: шофер главного агронома говорит, что туда 15 километров, жена директора – что 20, а спидометр впоследствии уточняет – 12». Столкновение цифр передает смысл «недавно», расхождение мнений эмоционально приближает к читателю рисуемую ситуацию, ведь каждый знает, что новый путь долог.

Покажем также комическое обсуждение цифры, будничной и самой по себе отнюдь не яркой: «В прошлое воскресенье я ходил по городу в одном костюме, потому что было 18 градусов тепла по Цельсию (пишу по Цельсию, потому что с детства помню, что есть еще какой-то коварный Фаренгейт, из-за которого, читая книги о путешествиях, я долго считал, что есть люди, выдерживающие на своей шкуре все, что угодно, – от точки кипения до абсолютного нуля)» (К. Симонов. Письмо господину Уиксу).

6. Наконец, остановимся на использовании числительных в произведениях фольклора. На числе может быть построена загадка: «Кто 12 раз в году родится и 12 раз умирает?» Числительные в загадке могут служить для передачи понятия «много», причем сказать в этом случае 7 или 1000 – это в принципе сказать одно и то же. Например, загадки о звездах: «Рассыпался горох на 12 лугов», «Рассыпался горох на 1000 дорог», «Рассыпался горох по сту дорог». В пословицах также иногда используются указания на реальное количество, например, о солдатской службе сказано: «Прослужил 25 лет – выслужил 25 реп». Однако чаще числительные в пословицах используются для передачи понятий «много» и «мало»: «Умел да смел – пятерых одолел» – много, «Для влюбленного и сто верст не околица» – очень много, «На дворе много скота: три собаки, два кота» – мало.

Такое изображение данных понятий известно и нашей повседневной речи. Мы можем сказать: «Десять раз тебе напоминал», «Тысячу раз тебе говорили», «Сорок раз повторять?» – и все эти числительные будут передавать не точное количество, а понятие неопределенно большого множества. Не все числительные обладают способностью такого употребления. Ср.: «Я тебе это сорок три раза говорю» – появилось значение точного количества.

Порядковые числительные тоже могут терять свое прямое значение указание на точное место в ряду натуральных чисел, у них появляется оценочное значение: мое дело двадцать пятое, в тысячный раз тебе говорю.

7. Сегодня числительные могут обыгрываться в рекламных текстах. Например, газета «В каждый дом» так говорит о своем юбилее:

СЕМЬ лет СЕМЬя читает «В каждый дом»!..

Совсем скоро, 4 марта, газете «В каждый дом» исполнится СЕМЬ лет. Нам приятно, что все СЕМЬ лет мы были желанными гостями в ваших квартирах… Для участия в конкурсе вам надо: сфотографироваться всей СЕМЬей; написать СЕМЬ причин, почему ваша СЕМЬя любит газету «В каждый дом»… Мы разыграем СЕМЬ призов от наших друзей.

Местоимение

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]