Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Курсовая 2011-2012.docx
Скачиваний:
8
Добавлен:
07.12.2018
Размер:
154.82 Кб
Скачать

3.1.3.Экономические корни левого тоталитаризма.

Сторонники "экономического" обоснования тоталитаризма рассматривают "насильственный тоталитарный" режим как временную фазу, необходимую в отсталых странах для того, чтобы "модернизировать" их по образцу Запада. По логике их рассуждений, с которыми можно согласиться, осуществление социалистических преобразований, в частности индустриализация, требовало введения жестких мер и принудительных институтов66. Профессор Гарвардского университета А. Бергсон прямо ассоциирует "авторитарные политические институты" с общественной собственностью на средства производства59.

"Отсталость, неразвитость России, доиндустриальные навыки и институты", пишет фон Лауэ, "делали практически невозможным осуществление индустриализации с помощью западных методов". Т. фон Лауэ называет тоталитаризм неизбежным следствием борьбы со стихийным анархизмом масс в период после революции60.

Обосновывая схему "коммунизм - тоталитаризм - отсталость", А. Гручи заявляет, что социализм утверждается в странах с низким жизненным стандартом, примитивными экономическими и политическими системами61. С подобной точкой зрения можно согласиться лишь отчасти. Например, к Германии это не относится.

Безусловно, перечисленные выше причины установления тоталитарного режима в нашей стране, не лишены оснований. Но, скорее, не каждая из этих причин в отдельности, а их совокупность.

3.2. Концепция «Века масс» в рамках проблемы тоталитаризма. Работа к. Брахера.

Проблему "тоталитаризма" нельзя считать лишь "американской", после войны активную роль в изучении тоталитарных режимов, особенно национал-социалистического, сыграли и западногерманские исследователи.

Значительное влияние на западногерманскую историографию тоталитаризма оказала концепция "века масс". Эта концепция исходит из реально существующей тенденции возрастания роли народных масс в общественном развитии. Период после Великой французской революции XVIII века рядом авторов рассматривается как "век масс". В 1952 г. К. Миш назвал свою книгу "Германская история в век масс. От французской революции до сегодняшнего дня"62. Основные положения этой концепции позднее были разработаны в монографиях Г. Фрейера "Теория сегодняшнего века", В. Конце "История структуры технико - индустриального века как задача исследования и преподавания", Т. Шидера "Государство и общество в изменениях нашего времени", К. Ясперса "Атомная бомба и будущее людей"63.

Причину установления "тоталитарных" режимов эти авторы видели в присущем "веку масс" росте влияния масс на политической арене, когда массы объединяются в тоталитарные движения во главе с вождем (фюрером).

Последовательным адептом тоталитаризма заявил себя профессор Боннского университета К. Д. Брахер. Историк опубликовал ряд книг, посвященных фашизму: "Крах Веймарской республики", "Захват власти национал-социалистами", "Германия между демократией и диктатурой"64.

Брахер рассматривает "тоталитарные движения" как "дитя демократического века"65. Он полагает, что распространению "тоталитарного движения" в Германии способствовали следующие причины: особая реакционность германского буржуазного национализма, рожденного в обстановке борьбы против французского господства в эпоху наполеоновских войн и отрицавшего идеи французской революции; после поражения германской буржуазии в 1848 г. германское единство было осуществлено в форме прусско-юнкерского псевдоконституционного государства.

Под влиянием успехов Бисмарка германская буржуазия, как отмечает Брахер, восприняла циничную идею "реальной политики", опирающейся на голую силу. Во внутренней политике бисмарковская система не дала развиться нормально функционирующему парламентаризму, помешала буржуазии приобрести опыт сотрудничества с социал-демократией и профсоюзами. Во внешней политике Германия была "запоздавшей нацией" стремившейся к захвату колоний и господству в Центральной Европе. Без прусских военных и государственных традиций, подчеркивает Брахер, нельзя себе представить создания в Германии "тоталитарного государства"66.

Указанные выше причины рассматриваются Брахером лишь как дополнительные по отношению к общеевропейским предпосылкам "тоталитаризма", вырастающим из открытого Французской революцией "века масс". Брахер выделяет такие предпосылки: "социализация" и "политизация" всех граждан, то есть втягивание все более широких слоев населения в классовые и политические конфликты современного общества, усиление идеологической пропаганды, появление воинствующего национализма, распространение милитаристского духа в массах с образованием народных армий в результате всеобщей воинской повинности67.

С таким участием широких масс в политической жизни, с одной стороны, и с распространением в Германии (в силу особенностей ее исторического развития) антидемократических идей - с другой, Брахер связывает появление "тоталитарного национал-социализма"68. Автор рассматривает тоталитаризм как "большое всемирно-историческое контрдвижение против Великой французской революции со всеми ее последствиями, движение против либерализма и свободной демократии, против гражданских и человеческих прав, против западной цивилизации и международного социализма”69.

Непосредственно приход фашистов к власти в Германии Брахер связывает с ростом населения, индустриализацией и бурным развитием техники. Причины установления фашистской диктатуры лежат, считает Брахер, прежде всего в области идеологии, психологии, и только затем экономики70.

Брахер сравнивает правый и левый варианты тоталитаризма, указывая на "различие между тоталитаризмом левым и правым лежит лишь в области идеологической, но в области интеллектуальной, моральной различий мало, сравнимы и формы господства"71.

В заключение следует сказать о том, что для Брахера тоталитаризм - всеобщий феномен, хотя он и занимается изучением преимущественно фашизма. Он подчеркивает односортность негативных антидемократических признаков для всех форм тоталитаризма.