Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Курсовая 2011-2012.docx
Скачиваний:
8
Добавлен:
07.12.2018
Размер:
154.82 Кб
Скачать

Заключение

В своих попытках понять настоящее и найти пути к лучшему будущему люди всегда обращались и будут обращаться к прошлому, к исторически апробированным положениям, принципам, ценностям. И это не дань прошлому, не слепая вера в традиции и авторитеты, а необходимый способ человеческой ориентации в историческом времени и пространстве, естественная потребность каждой современности найти себя, свое место и назначение между

прошлым и будущим.

В этом отношении непреходящие значение имеет отраженный в учениях прошлого извилистый путь прогресса политической и правовой мысли и культуры человечества. Особое место в политической и правовой мысли занимает политическое учение XX века о тоталитаризме.

Концепция тоталитаризма в западной политической мысли пережила значительную эволюцию от своего зарождения до сегодняшнего состояния. На становление концепции потребовалось почти четверть века (30-е – середина 50-х гг.). Появившийся в 20-е годы термин «тоталитаризм» как позитивное самообозначение фашистского государства в Италии, уже в 30-е годы используется как выражение, объединяющее фашистский и коммунистический

государства в одну связку.

Логическое завершение концепция тоталитаризма нашла в трудах К. Фридриха и З. Бжезинского, которые исходили в своих построениях из двух основных постулатов:

а) нацизм и коммунизм сходны в своих базовых характеристиках;

б) тоталитарное общество и государство не имеют исторических аналогов и являются абсолютно уникальными. Появление «синдрома из 6 пунктов» стало вехой в освоении проблематики тоталитаризма. К. Фридриху и З. Бжезинскому удалось формализовать то, о чем десятки исследователей безуспешно дискутировали на протяжении предшествующей четверти века.

Вместе с тем, достаточно высокая степень генерализации и неразработанность к середине 50-х годов категориального аппарата, которым оперировали американские политологи, сделали синдром довольно уязвимым для критики. Самыми существенными аспектами этой критики стали указания на статичность тоталитарной модели, на то, что она мало учитывала изменения в тоталитарных системах и конкретно-исторические особенности разных стран. Основной причиной критики стали политические изменения в СССР в период «оттепели», а затем и распространение их на страны Восточной Европы. Под влиянием критики была создана модернизированная концепция для изучения фашистского варианта тоталитаризма.

В 70-80-е годы продолжаются поиски определения в рамках базовой концепции тоталитаризма, попытки дать в связи с этим более полные характеристики и подробные описания происходящего за железным занавесом, придать второе дыхание «классической» концепции тоталитаризма.

В 70-х – начале 80-х годов появилось множество самых экстравагантных определений тоталитаризма. Причем большинство из них сложно назвать определениями в собственном смысле этого слова. Это были скорее весьма пространные описания того, что скрывается за фасадом тоталитаризма.

С другой стороны, одновременно достаточно широкое распространение получает концептуализация особенностей функционирования и эволюции тоталитарных систем с использованием методов и приемов из арсенала ряда более общих научных теорий и из смежных дисциплин.

На рубеже 80-90-х годов под влиянием падения коммунистических режимов в СССР и странах Восточной Европы среди зарубежных исследователей возрос интерес к проблеме тоталитаризма. Табу на понятие «тоталитаризм» было снято в отечественных общественных науках.

В настоящее время развиваются наметившиеся еще в 90-е годы тенденции изучения причин разрушения тоталитарных государств, способов выхода из тоталитаризма. Современные исследования отличаются тем, что изучается явление, от которого ученых отделяет временная дистанция. Это дает возможность проанализировать тоталитаризм как явление, которое меняется во времени и пространстве.