Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Курсовая 2011-2012.docx
Скачиваний:
8
Добавлен:
07.12.2018
Размер:
154.82 Кб
Скачать

Глава 2. Тоталитарная концепция в 1950-е годы.

В послевоенный период проблема тоталитаризма была подчинена сугубо политическим целям, носила антисоветский характер, и термин ассоциировался только с понятием "государство". В знаменитой энциклопедии "Британника" так говорилось об этом: "Тоталитарное государство - это выражение используется при анализе нацистского правительства в Германии, фашистского режима в Италии, коммунистического в России, в которой существует централизованный контроль, политические партии подавлены, а присутствует однопартийность, классовый конфликт отсутствует, так как все объединены в некую социальную общность"4.

Ведущую роль в изучении тоталитаризма сыграла американская политологическая наука. В США в 50-е годы были изданы "классические" исследования Х. Арендт, К.Фридриха, З. Бжезинского, У. Эбенштейна.

    1. Тоталитаризм в работе х. Арендт (1951г.).

В 1951 г. в США вышла в свет одна из самых известных монографий о тоталитаризме - книга Ханны Арендт - немецкого философа, эмигрировавшего в США - "Истоки тоталитаризма"5. В этой книге она на основе сравнения фашизма и большевизма попыталась вывести общую теорию тоталитарного господства.

Основная причина возникновения тоталитаризма, - уверена Х. Арендт, - разрушение социокультурных структур, толчок которому дала первая мировая война. Поколение, прошедшее войну, стало приверженцем всего того, что отвергало добропорядочное общество, это поколение возводило жестокость в главную доблесть, поскольку она противоречила гуманному и либеральному лицемерию общества.

Люди в ходе потрясений начала века были выбиты из привычной микросреды; объединяясь друг с другом, они образовывали массу или, по-старому, чернь. Она объединяет людей не столько по признаку наличия чего-то, сколько по признаку отсутствия нормальных общественных связей. В массе личность утрачивает свои индивидуальные черты. Арендт пишет: "Главная черта человека массы - не жестокость и отсталость, а его изоляция и нехватка нормальных социальных взаимоотношений"6.

Что же привлекало чернь в тоталитарном движении? Автор так отвечает на это: "Самым привлекательным оказалось то, что терроризм стал чем-то вроде философии, через которую изливались отчаяние, обида и слепая ненависть, стал родом политического экспрессионизма, который использовал бомбы для самовыражения, восхищенно любовался известностью, даваемой громкими делами, и был вполне готов заплатить цену жизни, чтобы принудить нормальные слои общества признать собственное существование"7.

Таким образом, "тоталитарные движения - это массовые организации атомизированных, изолированных индивидов"8, считает Арендт. Однако в рамках тоталитарного движения проявляется "временной союз элиты и черни", который "покоился на том искреннем восхищении, с коим первая созерцала, как вторая крушит благопристойность и респектабельность"9.

Однако все эти интеллектуалы сразу же отходили от тоталитарных движений, когда они приходили к власти, видя преступный характер режима. "Интеллектуальная, духовная и художественно-артистическая инициатива столь же противопоказана тоталитаризму, как и бандитская инициатива толпы, и обе они опаснее для него, чем простая политическая оппозиция"10.

Тотальная пропаганда является составной частью психологического ведения войны тоталитарного движения. "Только толпу и элиту можно привлечь энергией, содержащейся в самом тоталитаризме; завоевать же массы можно только с помощью пропаганды"11.

Тоталитарные движения наряду с программой имеют особые формы организации. Х. Арендт пишет: "Наиболее впечатляющий новый организационный механизм, характерный для тоталитарных движений до захвата власти, заключается в создании фронта организаций, в создании дистанции между партийными членами и сочувствующими"12.

После прихода к власти тоталитарное движение устанавливает свое господство. В этом исследовании Х. Арендт не просто описывает историческое развитие, но ищет характерную структуру тотального господства и принцип его действия. При этом она твердо констатирует, что тоталитарные движения разрушают сложившиеся государственные формы, чтобы "создать государство перманентной нестабильности"13. Арендт разделяет также точку зрения Ф. Нойманна о "бесформенности" тоталитарного правления14.

Понятия и функции закона не действуют в тоталитарном государстве. Здесь господствуют законы движения, которые должны быть поняты как объективные нормы, которые даны природой и поэтому они должны проникнуть и развернуться в человеческом обществе, "...ни природа, ни история уже не служат стабилизирующими источниками авторитета для действий смертных; они выражают принцип движения как такового"15.

В качестве внутреннего закона движения выступает террор. Автор лаконично указывает, что "террор есть сущность тоталитарного господства"16. Но особенностью тоталитаризма является тотальность террора. Подобная тотальность обеспечивается массовой поддержкой, которой располагают тоталитарные режимы.

Еще один структурный элемент тоталитарного господства - идеология, которая является инструментом примирения подданных с террором. Террор и идеология являются в тоталитарных государствах как никогда активными, характерными признаками этой системы.

Собственную сущность тоталитарного режима Х. Арендт видит в использовании рычагов государственного управления для достижения цели - завоевания мирового господства. Для этого режим создает тайную полицию, которая переносит тоталитарные функции в ежедневную жизнь. Обеспечение перманентности массового террора, его непрерывности, растянутости во времени на весь период господства тоталитарного режима образует основное отличие тоталитаризма от других форм деспотии, делает вывод Х. Арендт. Ее заслуга в том, что она от параллелей, более или менее лежащих на поверхности, перешла к выявлению сущностного родства и анализу исторических, и особенно историко-культурных корней тоталитаризма в "обоих" его вариантах - сталинском и гитлеровском.

Х. Арендт стремилась выделить общее, создать единую теорию тоталитарного господства, поэтому жертвовала особенным. Она все-таки недооценила различия между сталинизмом и фашизмом, уделила мало внимания различиям между фашистской и коммунистической идеологиями.

Но эти отличия довольно существенны. Например, "главные идеи". В одном случае - это расовая идея, утверждающая господство одной расы над другой, доведенная до абсурда. В другом - идея коммунистического всемирного интернационализма на основе национального равноправия.