Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Курсовая 2011-2012.docx
Скачиваний:
8
Добавлен:
07.12.2018
Размер:
154.82 Кб
Скачать
    1. Представления о большевизме а. Инкелеса и р.А. Бауэра.

В 50-е годы тоталитаризм оставался крайне политизированным с четкой антисоветской окраской. В США появилось немало книг, посвященных только советскому режиму, где под тоталитаризмом понимается исключительно большевизм. Наиболее концентрировано данный подход виден в книге известных политологов А. Инкелеса и Р.А. Бауэра "Советский гражданин"22. Они дают оценку советской политической системе как системе автократического правления, так как в СССР существует лишь одна партия, которой принадлежит руководящая роль. Из тезиса о "несовместимости" однопартийности и демократии они делают вывод о "тоталитарном" характере советской политической системы. Далее А. Инкелес и Р.А. Бауэр пишут: "Советская система сегодня в значительной степени стала менее "тоталитарной", чем была. Тем не менее было бы серьезной ошибкой полагать, что отказ от прошлого означает движение к демократической конституционной форме... Такое общество, возможно, менее тоталитарное, даже менее диктаторское. Но оно не менее автократично и безусловно не более демократично"23.

    1. Научные конференции, посвящённые проблеме тоталитаризма.

Интерес к тоталитаризму проявлялся не только в издании монографий и статей, но и проведении конференций, на которых обсуждались различные аспекты этой проблемы.

Наиболее значима конференция, проходившая в марте 1953 г. в американской Академии наук и искусств, на которой проблеме "тоталитаризма" был придан оттенок исключительности, "отличия не только от западных демократических обществ", но и от прежних "традиционных автократических режимов". В выступлениях политологов Н. Темашева, А. Инклеса, У. Гуриана "тоталитаризм" трактовался как система, полностью уничтожающая границу между обществом и государством и означающая такую гипертрофию власти последнего, которая исключает любые "неконтролируемые самопроявления личности"24. Доклады выступавших на этой конференции были опубликованы в сборнике "Тоталитаризм" (под редакцией К. Фридриха)25.

    1. «Тоталитарная диктатура и автократия» з. Бжезинского и к. Фридриха.

Особое значение в изучении тоталитаризма имело исследование З.Бжезинского и К. Фридриха "Тоталитарная диктатура и автократия" (первое издание 1956 г.)26. Более интересно второе дополненное издание книги, которое несет в себе основные тезисы предыдущего27.

Это издание начинается с тезиса, что "тоталитарная диктатура есть исторически единственная в своем роде... и что фашистская и коммунистическая диктатуры в основе похожи"28.

Структура и аргументы книги выразительны. Показано сходство между нацизмом и советским коммунизмом и различия между ними и другими политическим системами. В отличие от Х. Арендт, З. Бжезинский и К. Фридрих не бросаются в крайности. Они считают, что нацистская и советская системы "в основе схожи..., но нужно иметь в виду, что они не всецело схожи"29. Существуют различия. Фридрих и Бжезинский тоталитаризм рассматривают в большей степени через сравнения, чем Арендт. Они показывают тоталитаризм как явление, меняющееся во времени. Их концепция исходит "от всеобщих наших знаний о политике"30.

Тоталитаризм авторы определяют по шести признакам, совокупность которых К.Фридрих определил как "тоталитарный синдром"31 (см. глоссарий). Впервые понятие "тоталитарного синдрома" Фридрих использовал в сборнике "Тоталитаризм"; редактором которого он был.

Синдром включает в себя следующие признаки:

1) официальная идеология;

2) единственная партия во главе с единоличным лидером;

3) террористическая политика;

4) монополия на средства связи, коммуникации;

5) монополия на оружие;

6) централизованная командная экономика.

"Тоталитарный синдром" является организационной основой книги К. Фридриха и З.Бжезинского. Он представляет собой концептуальную точку зрения авторов на понимание ими тоталитаризма.

В отличие от Х. Арендт, авторы "Тоталитарной диктатуры и автократии" с большими оговорками относят к тоталитарному режим Б. Муссолини в Италии32.

Центральным пунктом тоталитарного синдрома является утопическая идеология, "которая фокусирует себя на предоставлении безраздельного господства человеку"33. Авторы считают, что эта "официальная идеология" дает возможность для понимания тоталитарного руководства, построенного по принципу вождизма.

Система, положенная в форму "тоталитарного синдрома", поддерживает свое существование присущим ей динамизмом, отмечают в своей книге Фридрих и Бжезинский34.

Главный толчок в появлении "тоталитарного синдрома" авторы видят в требовании революционных общественных изменений35, полагая, что тоталитаризм является ответом на это требование36, они сходятся с Арендт во мнении, что "тотальный террор является необходимым условием существования тоталитарного режима"37. Фридрих и Бжезинский формулируют определение тоталитаризма, которое не идентично "тоталитарному синдрому". Для них тоталитаризм - "система правил (норм) для реализации тоталитарных целей, подчиняющих современную политику и техническое состояние"38. Далее авторы пишут: "нововведением тоталитарных режимов является организация и методы тотального контроля в службе идеологической мотивации движения, посвящено тотальному разрушению и реконструкции массового общества"39.

В рамках этого определения схожесть между фашистским и коммунистическим тоталитаризмом определяется "специфически выраженной организацией и процедурами, структурными институтами, строгими правилами"40.

К тоталитарным К. Фридрих и З. Бжезинский относят режимы, которые они называют термином "народный тоталитаризм"41. Они включают в это определение режим Ф. Кастро на Кубе, Югославию при И. Тито42.

Фридрих очень завуалировано дистанцирует тоталитарные и нетоталитарные формы современной диктатуры. В его концепции тоталитарного процесса есть различие между "ранней стадией" тоталитаризма и "зрелым" тоталитаризмом (см. глоссарий) и вводится циклическое понятие повторяющихся "грубой" и "мягкой" фаз тоталитаризма43. Подход к тоталитаризму как к процессу является положительным, так как позволяет объяснить изменения в тоталитарном обществе.

В заключение следует подчеркнуть, что концепция Фридриха не имеет ярко выраженной динамики изменений, о чем он сам говорит в конце совместно с Бжезинским написанной книги44.

Существенным недостатком книги является отсутствие твердого ядра концепции. У Арендт она подтверждалась и основывалась на богатой фактологической базе. Содержание книги Фридриха и Бжезинского часто кажется внесубстанциальным, тезисы не всегда подтверждаются событиями и примерами.

В книге четко не показано различие между тоталитаризмом и другими современными вариантами недемократических политических режимов, названных "модернизированными" диктатурами.

Позиция З. Бжезинского по проблеме тоталитаризма лаконично изложена в его статье "Природа советской системы"45. Для З. Бжезинского тоталитаризм - это единство деспотической власти и доминирование в обществе политической элиты. Это понятие автор делает очень вместительным, включая в него "прединдустриальные общества или современные национальные однопартийные режимы"46.

Для Бжезинского отличительным признаком тоталитарного движения является идеология, несущая на себе отпечаток абсолютной истины. Именно под влиянием такой идеологии, тоталитарное движение приходит к власти, объединяет всех членов движения. Автор подчеркивает, что тоталитарное движение становится орудием идеологии, которая несет в себе идеи свержения законной власти47. Это в значительной мере перекликается с мнением Х. Арендт, выделяющей идеологию как основной принцип тоталитарной системы.