Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Греция и Рим.doc
Скачиваний:
30
Добавлен:
19.11.2018
Размер:
2.28 Mб
Скачать

Гладиаторы

В прологе к одной из своих комедий популярнейший римский комедиограф жалуется, что на первом представлении этой комедии зрители ее собственно не увидели, так как разнеслась весть, что в соседнем амфитеатре будут гладиаторские бои, и вся публика незамедлительно переместилась в амфитеатр. Ко времени Теренция бои гладиаторов имели уже довольно давнюю традицию. Правда, сначала гладиаторов называли «бустуариями», что является еще одним подтверждением версии исследователей об изначальной связи гладиаторских игр с погребальными обрядами (bustum в переводе с латыни означает “погребальный мир” или “могила”).

Считается, что гладиаторские бои как часть тризны по усопшему римляне заимствовали у этрусков. Известна даже дата проведения первых гладиаторских игр: в 264 г. до н.э. их устроили в память о погибшем отце сыновья некоего Брута Перы. Но даже в те времена, когда бои гладиаторов были исключительно светским развлечением, их связь с поминками не была забыта: гладиаторские игры часто называли “погребальными”.

[Илл. – Гладиатор. Стр. 609]

Происхождение обычая “погребальных” игр объясняют по-разному. Скорее всего, ритуальные бои людей с короткими мечами в руках (gladius означает “меч”; отсюда “гладиаторы”) пришли на смену древнего обычая, когда над гробом знатного воина людей приносили в жертву богам подземного царства. В любом случае, первые гладиаторские бои в Риме устраивались на торжественных похоронах знатных граждан, а Цезарь впервые устроил “погребальные игры” в память об умершей женщине – на похоронах своей дочери Юлии.

Однако уже в I в. до н.э. гладиаторские бои вошли в программу некоторых праздников. Кровавые зрелища так полюбились римлянам, что они все чаще стали требовать, чтобы им показали, как люди на арене убивают друг друга. Организация гладиаторских боев возлагается с этого времени на магистратов, и роскошные игры становятся верным средством завоевания популярности для тех, кто хотел бы выдвинуться. Так, в 65 г. до н.э. Цезарь, бывший тогда эдилом, дал игры, в которых приняли участие 320 пар гладиаторов. Два года спустя специальным постановлением сената кандидату в магистраты было запрещено в течение двух лет до выборов “давать гладиаторов”. Но никто не мог запретить частному лицу “давать” жестокое представление в память об умершем родственнике. Поэтому фактически единственным ограничением стало материальное положение человека, организовывавшего бои гладиаторов.

Гладиаторские игры стоили очень дорого, в первую очередь из-за высокой цены на гладиаторов или на их наем. При этом, за каждого убитого или тяжело раненого гладиатора его владелец – ланиста получал 4 тысячи сестерций, за оставшегося в живых – 80 сестерций. Понятно, что устроитель игр был заинтересован в том, чтобы уцелело как можно больше бойцов. А толпа, наоборот, жаждала жестокого сражения, крови и смерти. Чтобы убедить публику в своей честности, организатор игр перед началом боев сам осматривал оружие – оно должно было быть острым; кроме того, пары сражающихся определялись по жребию.

Растущий интерес к гладиаторским играм требовал всегда иметь в распоряжении большое число хорошо обученных бойцов. Специальные “гладиаторские школы” стали появляться по всей Италии и в провинциях. Часто в больших городах казармы гладиаторских школ устраивались при амфитеатрах. Казармы были двухэтажными – вверху и внизу располагались каморки с дверями, выходившими во двор, по периметру которого и тянулись два этажа казарм. Кроме “комнат” гладиаторов, здесь обычно размещались кухня и столовая, общая парадная комната и карцер для провинившихся. Выход со двора был через калитку, охраняемую денно и нощно, но выходили гладиаторы из этой калитки только в день игр, когда их вели в амфитеатр или цирк. В гладиаторских школах с рабами занимались специальные тренеры, а ланиста, подобравший большую группу гладиаторов, мог их продать или отдать внаем организаторам публичных зрелищ. Ланисты были двух категорий – бродячие и оседлые. Оседлые открывали контору по найму и продаже гладиаторов, а бродячие переходили со своей “труппой” из города в город. Профессия ланисты (это латинское слово однокоренное со словом lanius - “мясник”) считалась грязным и подлым делом, так как по роду своих занятий ему приходилось иметь дело с пиратами и перекупщиками рабов.

[Илл. – Конные гладиаторы. С фрески из Помпей. Стр. 252]

Во времена Республики знатные и богатые люди обзаводились своими личными гладиаторами; кроме того, что продажа гладиаторов приносила хорошую прибыль, гладиаторская гвардия была отличной охраной. Причем коммерческие сделки с гладиаторами нисколько не пятнали людей высшего круга.

Набирались гладиаторы в основном из рабов, военнопленных и преступников, осужденных на смерть, но согласившихся сражаться. И действительно, страшнее участи гладиатора была только смерть. Хозяева часто в наказание продавали своих рабов ланистам, и это было хуже рудников и каменоломен.

Прежде чем выпустить новичка на арену, его обучали фехтованию и владению самым разным оружием. Первоначально вооружение гладиаторов составляли копье, шлем, длинный прямоугольный щит и ножные доспехи из кожи. Со временем на смену кожаным пришли металлические поножи, причем надевали их только на одну ногу – левую. Правую руку защищала маника – длинный рукав из кожи или металла, доходивший до самого плеча.

Гладиатор в тяжелом вооружении назывался гопломахом, и выглядел он немного иначе. На голове гопломаха был высокий шлем с забралом и широким “воротничком”, закрывавшим шею и плечи. На правую руку гопломаха надевался железный нарукавник, на ноги – железные поножи, а над ними ноги защищали кожаные обмотки. Живот и верхнюю часть бедер покрывал толстый кожаный пояс с широкими металлическими лентами. Вооружение тяжелого гладиатора составляли меч и длинный кинжал и щит.

[Илл. – Гладиатор. Стр. 610 нижн.]

С мечом и щитом выходили на ретиария – гладиатора, вооруженного сетью и трезубцем. Он должен был накинуть на противника сеть и поразить трезубцем. Еще один гладиатор, лаквеарий, выходил на арену с петлей, которую он накидывал на противника. Но особую любовь публики снискали андабаты – гладиаторы в глухом шлеме, полностью закрывавшем лицо, но не имевшем прорезей для глаз. Андабаты сражались вслепую, что вызывало, очевидно, смех и веселье публики.

Гладиаторские бои начинались с шествия участников: бойцы в пурпурных, расшитых золотом туниках обходили арену. Потом для демонстрации своего высокого мастерства они сражались деревянными мечами. И только после этого пары гладиаторов вступали в настоящую битву.

На арене все решал случай, потому что соперников выбирали по жребию. Жизнь раненого гладиатора полностью зависела от зрителей. Он мог поднять вверх указательный палец, моля о пощаде и о сохранении ему жизни. Если во время боя гладиатор зрителям понравился, они махали платками, поднимали вверх большой палец и кричали “Отпустить!” А если поведение гладиатора на арене чем-то не приглянулось пресыщенной публике, зрители делали роковой жест – опускали вниз большой палец с криками “Добить!”. И тогда победитель поворачивал противника лицом вниз и убивал его ударом ножа в спину или в затылок.

[Илл. – Гладиатор. Фрагмент фрески из Помпей. Стр. 610 верхн.]

Тела убитых выносил специальный раб – либитинарий (Либитиной звали римскую богиню похорон), одетый так, как по представлениям этрусков выглядел Харон – перевозчик душ умерших в подземное царство.

Официальной наградой гладиатору была пальмовая ветвь; он обегал с ней вокруг арены. Зачастую устроители игр давали победителям денежные награды. Но иногда зрители выпрашивали для победившего гладиатора гораздо большую награду – свободу. Официально освобождение раба зависело от его хозяина-ланисты или от организатора игр, но просьбы зрителей даровать свободу своему любимчику бывали так настойчивы, что приходилось им уступать.

[Илл. – Римские гладиаторы. Мозаика в термах Каракаллы. Стр. 251]

Гладиатор, выступивший на арене впервые и одержавший победу, удостаивался таблички из слоновой кости, на которой было написано его имя и имя ланисты. Гладиатора благодаря такой табличке переводили в более высокую группу, а для ланисты это была хорошая реклама. Гладиатор, получивший за свою жизнь много таких табличек и пальмовых ветвей, становился ветераном с правом на почетную отставку.

С середины I в. до н.э. в моду вошли бои гладиаторов с дикими зверями – львами, тиграми, кабанами. Устройство этих игр стоило еще дороже, чем обычные гладиаторские бои, в особенности из-за того, что зверей привозили в Рим из самых отдаленных провинций. Так, в 58 г. н.э. в столице впервые давали игры с “африканскими зверями” - пантерами и леопардами. Тогда же в Риме в первый раз увидели пять бегемотов и крокодилов, для которых был сооружен специальный бассейн. Зверей, раненных гладиаторами на арене, добивали рабы – конфекторы (“завершители”).

[Илл. – Гладиаторы, сражающиеся с дикими зверями. С римского рельефа. Стр. 94]

О гладиаторских играх оповещали афиши с полной программой игр и именами участников, так что в амфитеатр зачастую шли на какого-то определенного гладиатора. Их имена были известны практически всем. Гладиаторы, даже не отличавшиеся особой красотой, пользовались успехом у знатных римских матрон. Вплоть до конца Империи гладиаторские игры оставались любимейшим развлечением римской толпы, полностью удовлетворяя второй части ее знаменитого требования “Хлеба и зрелищ!”