Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
МОНОГРАФИЯ.doc
Скачиваний:
23
Добавлен:
16.11.2018
Размер:
1.45 Mб
Скачать

2. Теория юриспруденции как учебная и научная дисциплина

Представляет определенный познавательный интерес харак­теристика «Теории юриспруденции» как в качестве учебной, так и научной дисциплины. Несмотря на значительную общность в струк­туре «Теории юриспруденции» как учебной дисциплины и «Теории юриспруденции» как научной дисциплины, между ними есть и разли­чия.

«Теория юриспруденции» как учебная дисциплина базируется на данных юридической науки и представляет собой определенную систему изучения знаний, которые накоплены этой наукой.

Эта учебная дисциплина изучается в юридических высших учебных заведениях. Конечно, можно отдельно изучать теорию госу­дарства и теорию права, писать монографии, посвященные отдель­ным проблемам государства и права. Однако в любом цивилизован­ном государстве разрабатываются и утверждаются государственные образовательные стандарты, на основе которых создаются учебные планы юридических вузов, составляются рабочие программы, пишут­ся учебники. С ориентацией на образовательные стандарты и учеб-

72

ные планы формируются кафедры. В соответствии с этими офици­альными документами проблемы государства и права в юридических вузах специализировано и более обобщенно изучаются в курсе «Тео­рия государства и права». Эта дисциплина в России сложилась исто­рически, и ее система более или менее четко определилась. Правда, в последние годы в Российской Федерации появились книги, претен­дующие на роль учебника для студентов юридических вузов, но не соответствующие учебным планам и нарушающие общепринятую систематизацию курса «Теория государства и права». Так, некоторые представители этой науки пытаются учредить учебную дисциплину под названием «Теория права и государства", появился учебник «Общая теория права и государства». Между тем такие названия не только не вписываются в существующие образовательные стандарты, но и вносят изрядную путаницу в содержание этой учебной дисцип­лины. Как будет показано, в дисциплине «Теория государства и пра­ва» речь идет о праве как предмете деятельности юристов. А творцом такого права, по существу, является государственная власть. Другими словами, каково государство - таково и его право. Поэтому нельзя начинать изучение права, являющегося результатом правотворческой деятельности государства, без выяснения понятия и сущности самого государства. Конечно, взаимосвязь государства и права не такая про­стая, и на этом мы еще остановимся. Но в любом случае, на наш взгляд, сначала нужно вести речь о государстве, а лишь затем о его праве, правовой системе. Название учебной дисциплины должно быть сформулировано не произвольно, а в соответствии с данными науки о государстве и праве, с теми реальными отношениями, кото­рые складываются между государством и его правом.

Поэтому введение понятия «Теория юриспруденции» вместо «Теория права и государства» или «теория государства и права» по­зволяет сразу же акцентировать внимание на юридическое право. Ко­гда же речь идет о теории права вообще, то здесь не всегда право по­нимается в юридическом смысле. Более того, увлеченность пробле­мой теории права вообще может привести и приводит в науке к из­лишне расширительному толкованию понятия права, включение в его сферу метаюридических или же околоюридических явлений. Ярким примером в этом отношении является включение мусульманского права в ряд юридических правовых систем. Между тем, как мы попы-

73

таемся доказать в соответствующих разделах этой работы, мусуль­манское право вообще не является юридическим правом, а наряду с христианским, индусским и т.д. правом является сводом религиозных правил и распространяется только в отношении верующих в ислам.

В отличие от общей теории права юриспруденция имеет дело только с юридическим правом, реально действующим на момент его исследования, изучения. Общая теория права обычно выходит далеко за пределы действующих (действовавших) юридических норм, охва­тывает своим влиянием внеправовые регуляторы и явления. К их числу нередко относятся нормы канонического, мусульманского, ин­дусского и т.п. права, а также такие понятия, как свобода, равенство, справедливость и др.

Теория юриспруденции (также как действующая ныне Теория государства и права) как учебная дисциплина имеет свою систему, то есть внутреннее строение, структуру.

Система курса (направление изучения дисциплины) Теории юриспруденции представляет собой логически последовательное внутреннее строение тем и вопросов, рассчитанных на усвоение зна­ний о государстве и праве.

Система курса «Теории юриспруденции» - это не произволь­ное рассредоточение различных вопросов, посвященных проблемам государства и права, а - еще раз отметим - их логически последова­тельное и взаимоувязанное строение.

Следует также отметить, что последовательность расположе­ния тем и вопросов в курсе не всегда в литературе выдерживается. Сплошь и рядом можно встретить издания, претендующие на статус учебника или учебного пособия, в которых внутренняя структура расположения тем и вопросов не способствует последовательному раскрытию механизма функционирования государственной власти и системы права. Так, в учебнике В.В.Лазарева, который назван «Об­щая теория права и государства», материал изложен непоследова­тельно: вначале речь идет о праве, а затем о государстве. Но когда в учебнике речь идет о правотворчестве государства, авторы не могут уйти от утверждения, что право является результатом специальной правотворческой деятельности государства. В курсе лекций «Теория права и государства» (Уфа, 1994) непоследовательность изложения материала явно затрудняет усвоение механизма правового регулиро-

74

вания. Так, о правовой норме речь идет в главе 19-й, а о правотворче­стве - лишь в 22-й. Становится не ясно, откуда берется правовая нор­ма, и что является результатом правотворчества. Система курса «Тео­рия юриспруденции», на наш взгляд, должна отвечать следующим основным требованиям:

1. Все темы курса составляют системную (последовательную, взаимосвязанную, логически выдержанную) целостность, дающую необходимые знания о государстве и праве;

2. Темы располагаются так, чтобы можно было разобраться в их содержании и последовательности изучения. Если, к примеру, вна­чале речь идет о правоотношениях, а затем о юридических фактах и правовых нормах, то вряд ли можно разобраться в механизме пра­вового регулирования. Между тем главное в изучении права как раз и сводится к усвоению механизма правового регулирования, то есть того, как с помощью права можно влиять на общественную жизнь;

3. Содержание курса «Теория юриспруденции» должно быть таким, чтобы каждый изучающий этот предмет мог всесторонне осознать весь правовой механизм государства, необходимый для оценки конкретных государственно-правовых систем. В современных условиях этот курс призван дать знания не только о прошлом и на­стоящем государства и права, но и сформулировать оценочные кри­терии для формирования наиболее оптимальных государственно-правовых структур.

Современная система курса «Теория юриспруденции», на наш взгляд, может быть построена по следующей блочно-тематической схеме;

I. Научно-тематический блок. Теория юриспруденции как наука. Предмет и метод теории юриспруденции в современных усло­виях.

П. Учения о происхождении государства и права. Истори­ческие школы и концепции о происхождении государства. Историче­ские школы о происхождении права. Научное учение о происхожде­нии государства и права.

III. Государство и общество. Соотношение общества и госу­дарства. Гражданское общество и государство. Государство и лич­ность. Права человека в современном мире. Демократия и современ­ные демократические государства.

75

IV. Учение о государстве. Понятие и признаки государства. Многообразие понятия государства. Сущность государства. Типы государства. Формы государства. Функции государства. Механизм государства. Учение о государственной власти. Государственная

служба.

V. Учение о праве. Множество подходов к понятию права. Определение и признаки юридического права. Сущность права. Типы права. Формы (источники) права. Функции права. Правотворчество. Нормы права. Юридические факты. Правоотношение. Реализация права. Толкование права. Пробелы в праве и пути их восполнения.

VI. Правовая система. Понятие и значение правовой систе­мы. Семейство правовых систем. Система права и система законода­тельства. Юридическая техника. Юридическая работа. Юридическая практика. Правомерное поведение. Законность и правопорядок.

VI. Правовая культура и государственность. Правосозна­ние. Правовая культура. Правовой нигилизм и пути его преодоления. Государственность. Историческая судьба государства и права.

В современных условиях, когда правовое государство только строится, формируется, целесообразно выделить отдельно вопросы правового государства. Конечно, в принципе вопросы правового го­сударства - суть, составная часть проблем, связанных с государством и правом вообще, их, по существу, нельзя выделить в отдельную те­му. Но это дело будущего, когда, действительно, вопросы правового государства и государства вообще не будут для нас иметь различий. Сегодня же, к сожалению, тему правового государства не только можно, но и нужно выделить как специальную.

Теория юриспруденции как научная дисциплина имеет почти ту же систему, что и система учебного курса «Теория юриспруден­ции». Различие между ними заключается в том, что «Теория юрис­пруденции» как научная дисциплина несколько шире учебной дисци­плины. Научная дисциплина «Теория юриспруденции» охватывает своим исследованием и вопросы, в определенной мере выходящие за пределы собственно предмета в связи с необходимостью выяснения степени взаимовлияния различных наук.

Теория юриспруденции является междисциплинарной наукой. Междисциплинарной она является не только потому, что вырабаты­вает методологию, понятийные, категориальные инструменты для

76

отраслевых юридических наук, но и потому, что широко опирается на результаты неюридических наук. Многие неюридические дисципли­ны также затрагивают проблемы, связанные с правом. Они воспри­нимают право с исторической, философской, логической, социологи­ческой, антропологической и т.д. позиций. Соответственно этому складываются такие дисциплины, как история права, философия пра­ва, социология права и т.д. В отличие от них юриспруденция изучает право с юридической позиции. Поэтому юриспруденция четко отгра­ничивается от философии права, от социологии права, которые неко­торые представители теории права предлагают включить в науку об­щей теории права.

Конечно, если будет доказана необходимость формирования науки «Общая теория права», то она, видимо, будет включать в свой состав такие дисциплины, как философия права, социология права, психология права и т.д. Такая наука могла бы включить в свой состав и такие явления, как теория канонического права, теория мусульман­ского права, а также теории естественного права, позитивного права и некоторых других. Однако и при этом нужно различать «Общую теорию права» и «Теорию юриспруденции».

Науку «Теория юриспруденции» как раз и необходимо сформу­лировать для того, чтобы отмежеваться от безбрежной общей теории права и сосредоточиться в пределах юридического права. Предметом исследования и изучения «Теории юриспруденции» должно стать воз­никновение, развитие и совершенствование юридических норм и обобщенная практика их применения. Поскольку ни возникновение юридических норм, ни их практическое применение (реализация в це­лом) не могут осуществляться без участия государства.

Развитие науки «Теория юриспруденции» приведет и к даль­нейшему применению, совершенствованию «Теории юриспруден­ции» как учебной дисциплины.

Осмысливая основные категории и понятия, с помощью кото­рых «Теория юриспруденции» раскрывает свой предмет изучения, необходимо отграничить некоторые устоявшиеся в классической го-сударствоведческой науке представления от тех, которые получены современными исследованиями. Так, например, многие понятия в области государствоведения, введенные еще во времена Платона и Аристотеля, по существу, сегодня утратили свое былое значение и не

77

могут использоваться в прежнем смысле для раскрытия характерных черт государства. К таким понятиям относятся: государство, демо­кратия, глава государства, равенство граждан, свобода личности, взаимоотношения государства и личности и др. Поэтому современная юриспруденции осмысливает их заново и объясняет уже примени­тельно к сегодняшним реалиям. В то же время, те классические поня­тия, которые многократно апробированы на практике, включая и со­временную практику, и адекватность которых не подвергается со­мнению, остаются в силе и в полной мере будут использоваться и се­годня. К таким, например, следует отнести понятия: государственный суверенитет, народный суверенитет, разделение власти и др.

Естественно, что современная «Теория юриспруденции» вво­дит новые понятия, неизвестные ранней государствоведческой науке. К таким относятся понятия: мононорма, микронорма, макронорма, правоположение, цивилизационнный подход к типологии государст­ва и права, президентская республика, правомерное поведение, ус­мотрение правоприменителя и т.д.

Перед российской школой теории юриспруденции стоят сего­дня некоторые специфические задачи, связанные с одновременным освобождением от остатков марксистско-ленинских представлений о государстве и праве и принятием на вооружение достижений обще­мировой политико-правовой мысли. Эта наука в Российской Федера­ции становится действительно научной дисциплиной, способствую­щей формированию гражданского общества и подлинной государст­венности.

В каких направлениях российская школа науки «Теории юриспруденции» сегодня могла бы развиваться?

Во-первых, в направлении полного преодоления узости мар­ксизма-ленинизма в части политического господства рабочего класса, об объективной необходимости уничтожения частной собственности, невозможности сотрудничества противоположных классов, социаль­ных групп. В то же время нельзя увлекаться и впадать в другую край­ность - выводить все государственно-правовые явления из теории естественного права, юридического позитивизма, свободного права и

др.

Через обобщение всего положительного и отрицательного в истории государственно-правовой мысли цивилизованный мир уже

78

вышел на параметры правового государства. Поэтому российской школе теории юриспруденции необходимо усиленно заниматься по­иском наиболее оптимальных путей формирования правового госу­дарства. Что оно из себя представляет, какими характерными чертами отличается и как его можно построить в конкретном российском об­ществе - именно эти проблемы являются главными в области учения о государстве.

Во-вторых, в области учения о праве современная задача «Теории юриспруденции» заключается не только в том, чтобы найти оптимальные пути установления в российском обществе власти пра­ва, но еще и в том, чтобы совершенствовать правовой механизм госу­дарства с учетом мирового опыта, накопленного в области государст-воведения.

В-третьих, в рамках совершенствования правового механизма государства необходимо углубиться в понятие и сущность системы права. Вопрос о системе права у нас изрядно запутан. В частности, он должен быть осмыслен с позиций полиструктурного строения сис­темных образований. В системе права выделяются публичное и част­ное право, появляются новые отрасли (например, коммерческое, аг­рарное, экологическое право и др.), а некоторые отрасли права исче­зают или могут исчезнуть, как, например, традиционное колхозное, земельное, хозяйственное право и др.

В-четвертых, наука «Теория юриспруденции» вплотную за­нимается выработкой концепции правовой реформы в российском обществе. Особенно актуальными в этом плане для российской дей­ствительности являются: совершенствование практического законо­дательства, с тем чтобы оно соответствовало уровню демократиче­ского правового государства; создание подлинно самостоятельной ветви судебной власти, способной решать юридические дела на осно­ве справедливости; создание такой ветви исполнительной власти, ко­торая функционировала бы только на основе законов и стала бы эф­фективным инструментом исполнения и обеспечения соблюдения законов; организация правопросветительской работы со всем населе­нием в целях обучения граждан свободно пользоваться своими пра­вами и защищать свои интересы.

79