Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Лешкевич. Т.Г. Философия.Вводный курс.doc
Скачиваний:
5
Добавлен:
04.11.2018
Размер:
2.24 Mб
Скачать

Тема 31. От понятия "душа" к понятию "сознание"

Трактат Вольтера "О душе". —Душа (anima) как все­общая одушевленность космоса. — Установки гилозо-изма. — О взаимосвязи душевных и телесных проявле­ний. — Концепция телесного происхождения души (Аристотель). — Потенции души. — Душа и глубин­ный внутренний мир личности. — Душа как средото­чие мирового разума. — Активность души. —Душа — восприемница нравственности.

Как сердцу высказать себя? Другому как понять тебя? Поймет ли он, чем ты живешь? Мысль изреченная есть ложь. Ф. Тютчев

Над тайной происхождения сознания человек стал задумы­ваться еще с глубокой древности. Лучшие умы человечества в течение многих веков пытались раскрыть природу сознания. Однако способность мыслить, чувствовать, оценивать долгое время именовалась душой. И только в период зарождения бур­жуазного общества в европейской философии осуществился пе­реход от понятия души к категории сознания.

В противовес известному убеждению, что античные греки от­крыли "душу", французский философ эпохи Просвещения Воль­тер в трактате "О душе" утвержал, что если кто и мог претен­довать на честь изобретения того, что мы именуем душой, то, надо думать, это была каста брахманов и произошло это на бере­гах Ганга. Брахманы с незапамятных времен верили в существо­вание души, они и придумали "метемпсихоз" — переселение

21-Т.Лушхевич 321

души, переходящей из тела в тело. Благодаря путешествиям в Индию первых греческих мудрецов, и в частности Пифаго­ра, учение о душе и миф о ее переселении был привезен в Европу. Самый древний известный в Европе автор — Гомер отразил типичное для его времени понимание души. Она счи­талась небольшим воздушным образованием, легким и не­осязаемым. В момент гибели тела она выходила из него вон и покидала его1.

В то время душу называли многими именами: пневма.псю-хе, фантом, мана, квинтэссенция. Душа (от лат. anima) пред­ставала особой силой, обитающей в теле животного, человека и даже растения и покидающей свою обитель во время сна или после смерти. Отсюда легко прочитывалось ее этимологичес­кое истолкование, понимание души как дыхания, вдоха и вы­доха. После Гомера мыслители, называющие себя учителями, решили, что человеческая душа не просто дуновение ветерка, воздушная форма, фантом, но что она, кроме того, формирует и вожделения, желания, телесные страсти, она, наконец, рас­суждает и выдвигает аргументы. Таким образом, душа пред­стала трехчастной сущностью: дыхание, творящее жизнь, ста­ло называться растительной душой, псюхе стала душой чув­ственной, а нус — разумной. Проблема объяснения души была чрезвычайно трудной, особенно для материалистически мыс­лящих философов. И чтобы не подвергать сомнению эту осо­бого рода тончайшую материю, неуловимую внутреннюю сущ­ность, они объявили одушевленной всю природу. Эти воззре­ния нашли свое отражение в установке гилозоизма.

В "Государстве" Платона имеется несколько отличная от предшествующих иерархия трех частей души: "рациональной, эмоционально-гневливой и похотливой". Они локализованы соответственно в голове, груди и брюшной полости. У Арис­тотеля в трактате "О душе" душа и тело описываются как неот­делимые друг от друга сущности, а учение о душе понимается как общее учение о жизни и ее формах. Различая раститель­ное, животное и разумное начала души, Аристотель косвенным

322

образом формулирует идею развития применительно к психи­ке. В человеке эти начала связаны в одно целое и проявляют­ся в различных функциях: питательной, чувственной и рас­судочной. Все душевные проявления тесно связаны с теле­сными, но зависят прежде всего от космических движений. И хотя душа изначально понималась как особая жизненная сила, внутреннее духовное начало, ее собственная актив­ность объяснялась в античности исключительно как реали­зация общих законов космоса.

В средневековой философии установилось общее пред­ставление о душе как связующем звене между земной и бо­жественной деятельностью. Фома Аквинский считал, что душа "актуализует" человека, делает его тем, кто он есть. Воз­можности души Фома именует потенциями. Они включают в себя пять разновидностей: способность роста, способность чувственного восприятия, способность желания, способность пространственного движения, способность умопостижения. Одни потенции тесно связаны с телом, другие же, как умо­постижение и воля, более подчиняются высшему началу. Од­нако тело необходимо, так как обеспечивает соединение всех душевных потенций.

Для отцов церкви душа представляла собой лишь нечто, со­ответствующее или не соответствующее системе верований. Священник должен был обеспечить ее нормальное функцио­нирование. В этом контексте душа интерпретировалась более как некое коллективно-всеобщее образование, на которое сле­дует влиять, нежели фактор сугубо личной и индивидуальной жизни. Идея телесности души была поставлена церковниками под запрет. Разум и душа трактовались как атрибуты Бога. В человеке содержалась лишь крохотная искорка всепроникаю-щего божественного пламени, и чистота его духовных побуж­дений необходимым образом должна была быть сопряжена с божественным замыслом. Заботиться следовало лишь о спасе­нии души, не чураясь при этом даже ущемления тела и в ущерб ему. Ибо бессмертна душа, человеческая же плоть смертна.

323

В новоевропейской философии понятие души стало отож­дествляться с глубинным, внутренним миром личности. Раз­витие частной инициативы и предпринимательства в капита­листической формации дало толчок к осознанию реальной ценности человеческих духовных стремлений. В ряде случа­ев происходила абсолютизация духовного начала, оно мыс­лилось более важным и значимым, нежели телесное, физи­ческое, материальное. Люди объясняли свои действия из сво­его желания, вместо того чтобы связывать их со своими по­требностями.

И все-таки концепция телесного происхождения души не была забыта. Ламетри называет даже орган пребывания души. "Достаточно лишь малейшего изменения в нашем мозгу, где пребывает душа у всех людей, чтобы мы тотчас были низверг­нуты вниз". "...Наша душа зависит непосредственно от наших потребностей и она настолько быстро их удовлетворяет и пре­дупреждает, что ничто не может устоять перед ними"2. Актив­ность души позволяет провести образное сравнение ее влия­ния с деятельностью полководца, который оказывается тем бо­лее искусным и энергичным, чем с большим числом неприят­ностей ему приходится сражаться.

В душе присутствует весь мир. Она многолика. Блез Пас­каль, удивляясь бесконечному разнообразию душевных поры­вов, хрупкости и богатству души, ее неповторимому своеоб­разию и непостоянству, пришел к выводу, что сущность чело­веческой души не может быть выражена формулой. О ней можно судить, лишь изучая жизнь, и наблюдая поведение че­ловека. Эти проявления переводят глубинные духовные нача­ла из плана внутреннего в план внешний. Душа выступает ос­новой индивидуальности.

Итак, имеющиеся в истории философии представления о душе: душа как всеобщая одушевленность космоса, как функция тела и как способ поведения, средоточие мирового разума — по-своему правомерны, но недостаточны. Для объяснения этого уникального феномена, реальность которого (души и душевной

324

жизни) сомнения не вызывает, необходимы энергетические, ди­намические и темпоральные характеристики. В литературе и по­эзии, в обыденной речи часто упоминают о беспокойстве души, ее влечениях, движениях, исходной противоречивости душев­ных порывов. Перу Пауля Флеминга принадлежат поэтические строки, раскрывающие бесконечность и интенсивность духов­ных борений.

С самим собой мирюсь и снова в бой вступаю,

Себя себе продав, себя я покупаю.

И мой заклятый враг в сей призрачной войне

То валит с ног меня, то поддается мне...

Я сам — свой друг и враг...

Душа изначально понимается как некая моторная сила, ис­точник неуспокоенности, энергийный ток и движущее начало. Тело рассматривается то как поле выражения души, то как "мо­гила" души. Психоаналитик К. Юнг, обращая внимания на то, что ни душа, ни работа ее большинству невидима, предполага­ет, что значимые для нее факторы лежат за пределами яркой освещенности сознанием, за горизонтом сознания. Говоря "о цветах, распускающихся только ночью", Юнг обозначает тот временной интервал, когда, по его мнению, строятся и форми­руются все духовные начинания3.

Практически всем философским течениям, школам и на­правлениям душа представляется как нечто глубинное, непо­стижимое, ускользающее от рационального анализа. И вмес­те с тем тематика, где присутствует апелляция к душе, где есть упоминание о чистоте души и душевных силах, голосе совес­ти и доброте сердца, родстве душ и нравственном совершен­стве, обширна. Можно говорить о некоей душевной автоно­мии, имея в виду, сколь различны в своей качественной опре­деленности должны быть душа воина и душа матери. Русский философ С.Н. Трубецкой, пытаясь вникнуть в суть душевных явлений, полагает, что "душа тот невидимый, реальный

325

субъект моей мысли и воли, носитель всех моих способнос­тей и деятельностей, который проявляется эмпирически во внешнем и нравственном облике каждого человека и кото­рый сознает свое "Я" как свое личное местоимение"4. Бес­спорным оказывается, что душа — это восприемница нрав­ственности. Глубины подлиной душевности всегда ориенти­рованы на справедливость и добро, а теневые стороны дос­тойны порицания.

Родоначальник экзистенциализма датский философ С. Кьер-кегор (1813—1855) приходит к весьма значимому выводу — душу можно выбрать, твой выбор за тобой! Наличие индивиду­ального душевного строя, интимного внутреннего мира услож­няет человеческую жизнь и делает чрезвычайно сложной про­блему постижения феномена сознания. Однако право быть са­мим собой остается исконным правом каждого живущего на Земле.