Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Глава 10 - 23.docx
Скачиваний:
61
Добавлен:
26.03.2016
Размер:
350.45 Кб
Скачать

21.3. Исторические особенности формирования культуры рос­сий­ских деловых кругов

В российском обществе XVIII–XIX вв. сложились два ядра пред­при­нимательской культуры, которые условно можно назвать «москов­ской» и «питерской». Они отличались друг от друга по происхож­де­нию, социальному, конфессиональному и этническому составу, по ориентациям на роль государства в экономике.

Среди московских предпринимателей были представлены старо­об­рядцы, выходцы из крестьян, мещан, мелких купцов; многие из них были ориентированы на уменьшение роли государства в эконо­мике и возрастание роли частного предпринимательства. В среде мос­ковских предпринимателей были распространены патриотические и даже националистические ориентации.

Предпринимательские круги Санкт-Петербурга в большей степени были связаны с государственным аппаратом, среди них было больше крупных чиновников и дворян, выше процент иностранцев; они чаще зависели от государственного регулирования экономики и полагались на госзаказ. Для питерских предпринимателей были характерны про­за­падные ориентации.

Парадокс истории состоит в том, что идеологической подоплекой ста­рообрядчества было сопротивление вестернизации русского обще­ст­ва, первопроходцем которой был второй государь династии Рома­но­вых, отец Петра, Алексей Михайлович. И в то же время именно вы­ход­цы из старообрядческой среды были наиболее предприимчивыми и удачливыми представителями российской буржуазии.

Повышению деловой активности и успешности купцов и про­мыш­ленников-старообрядцев способствовало их маргинальное со­циаль­ное положение, высокий потенциал, сочетавшийся с пони­жен­ным официальным социальным статусом. Это вызывало стремление компенсировать социальное отчуждение финансовыми успехами. Таким образом, как это ни парадоксально звучит, наибольший ком­мер­ческий успех приходил как раз к тем российским предпри­нима­те­лям, кто ориентировался не только на законы «совершенного рынка», но и опирался на определенную идеологию, весьма далекую от рыночной, а также на принципы корпоративизма.

21.4. Современный этап урбанизации

Середина XX в. ознаменовалась новым этапом урбанизационных процессов – формированием всемирной сети городов и превра­ще­нием городского образа жизни в доминирующий на большей части Земли. Это не означает исчезновения культурной специфики в жизни раз­личных обществ, поскольку сами города в них в значительной сте­пени различаются.

21.4.1. Основные черты современного этапа урбанизации

Опережающий рост численности городского населения по срав­нению с населением Земли в целом. В 1975 г. менее 40% населения Земли проживало в городах, причем основная часть приходилась на страны первого и второго мира. К началу XXI в. эта доля превысила 50%, к середине XXI в. она может составить 70%. Подавляющая часть горожан в это время будет представлена жителями нынешних стран «третьего мира».

Развитие конурбаций и мегаполисов. Конурбация – агломерация больших и малых городов, объединенных в единую целостную среду. Мегаполис – наиболее крупная конурбация, включающая в себя не­сколько крупных и сверхкрупных городов, с населением в не­сколь­ко десятков млн. человек и занимающая площадь в несколько де­сятков тыс. кв. км.

Формирование специфического «городского» образа жизни и рас­про­странение его за официальные границы городов. Еще Ф.Теннис от­метил, что развитие больших городов в корне изменяет принципы взаи­моотношений между людьми. Переводя в термины социальных групп, можно сказать, что замена «сельского» образа жизни на «город­ской» есть переход человека из мира первичных групп в мир вторич­ных групп. Это не означает, что в больших городах совсем исчезают пер­вич­ные группы. Однако роль их в жизни человека резко умень­шается и, наоборот, возрастает роль вторичных групп. Эту же идею на материа­ле США развивал представитель Чикагской школы Л.Вирт (L.Wirth). Со­гласно его точке зрения, образ жизни в больших городах отличается от «сельского» (свойственного и малым городам) следую­щими чертами:

– высокой степенью формализации ролей;

– отчуждением людей друг от друга, увеличением социальной дистанции;

– конкурентными отношениями между людьми.

Однако более поздние исследования (К.Фишер) показали, что именно в больших городах наблюдаются и прямо противоположные тенденции – усиление родственных связей, формирование кругов общения по интересам, культурным ориентациям, этнической при­над­лежности, политическим и конфессиональным ориентациям и т.д. В малых городах и селах, где люди практически лишены свободного выбора, формирование таких кругов общения невозможно. Эта же за­кономерность наблюдается и в российских городах. Например, имен­но городская интеллигенция стала инициатором возрождения куль­ту­ры эт­носов в 80–90-х гг. XX в. в союзных и автономных рес­пуб­ликах СССР.

Возникновение «глобальных городов». Вторая половина XX в. озна­ме­новалась не только количественным ростом городского населения и формированием нового, урбанистического образа жизни, но и ка­чественным изменением функций ряда городских поселений, свя­зан­ным с процессами глобализации. Крупнейшие города перестали быть только центром внутригосударственных культурных и экономических свя­зей, их влияние распространилось в планетарном масштабе. К функ­циям городов как планетарных центров – «глобальных горо­дов» – относятся:

– концентрация офисов ТНК, включая крупнейшие междуна­род­ные банки (город – штаб-квартира);

– концентрация передовых технологических разработок (инно­ва­ционный центр);

– размещение производства отдельных блоков изделий в соот­ветствии с международным разделением труда (центр модульного производства);

– сосредоточение мировых информационных потоков (инфор­ма­ционные агентства, деловая информация);

– концентрация миграционных связей – через крупнейшие города идет массовая международная миграция (в том числе и нелегальная).

К глобальным городам относятся Нью-Йорк, Токио, Лондон, Па­риж, Гонконг и другие мегаполисы. Тенденции превращения в гло­баль­ный город испытывает и Москва.

Приобретение городом статуса глобального влияет на его поло­же­ние внутри государства – город становится во многом автономным по от­ношению к внутренним экономическим и культурным связям и при­обретает значительную экономическую и политическую само­стоя­тельность.

Кроме того, меняется его социальная структура. Значительный удель­ный вес в ней составляют служащие, связанные с деятельностью международных компаний и организаций, обладающие высоким до­ходом, зачастую значительно превышающим средний доход ос­таль­ных жителей города. Это может вызывать социальные напряжения.