Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ГЭК.метод.рекоменд..doc
Скачиваний:
48
Добавлен:
26.03.2016
Размер:
451.07 Кб
Скачать

Взгляды на движения и процессы, происходящие в теоретической социологи

Можно отметить, что относительно тенденций развития современной социологической мысли, представляет интерес точка зрения одного из ведущих отечественных социологов В.А. Ядова. Он полагает, что происходит переосмысление масштабов социального пространства в направлении его глобализации. Другим важным поворотом называется перенос центра внимания с изучения социальных структур на социальные процессы1. Само общество «представляется уже не столько в качестве объекта (группы, организации и т. д.), но как своего рода “поле возможностей” социальных субъектов для проявления их деятельной активности. Ключевой единицей анализа становится то, что можно назвать “событием”, действием социальных агентов. Последствия этих действий жестко не заданы, многовариантны» [Ядов В.А.Стратегия социологического исследования / В.А. Ядов. – М., 1998]. При этом постмодернистская доктрина, как подчеркивает Ядов, превращается в некое самостоятельное теоретико-идеологическое образование, оказывающее значительное воздействие на развитие уже имеющихся социологических теорий и появление новых.

Постмодернизм в социологии

Постмодернизм рассматривается как теоретическая инновация, которая характеризует будущее общество: либо пришедшее (приходящее) на смену современному обществу, либо готовящееся к этой смене. Полагается, что идут процессы складывания нового мирового сообщества и нового сознания. В основе этого сообщества – рыночная экономика, либерально-демократические институты, культура с оттенком коммерциализации и др. Базирующаяся на них новая цивилизация стремительно расширяет свои границы. Это – глобальный процесс, ускорившийся после крушения общественного строя в СССР и странах социалистической системы. Благодаря этому и другим процессам (например, создание ЕЭС) рушатся всяческие границы, в классическом смысле слова государственность теряет свое значение, все национально-специфическое становится иллюзорным. Такого рода социальные изменения только начинаются, и они являются предпосылкой становления общества постмодерна.

В связи с объединительными тенденциями (к примеру, создание единой Европы) отдельные государства уступают место новым структурам. Их особенностью является высокий уровень стабильности и высокий уровень жизни. Для таких стран необходимо новое сознание, являющееся результатом полного отказа от прошлого, потому что в новой глобальной системе – постмодернистском обществе – не действуют старые категории. В глобальной цивилизации не будет гипертрофированного материального потребления, поскольку в наиболее развитых станах рубеж насыщения в этом отношении уже достигнут.

В концептуальных построениях постмодернистов речь идет о признании разнообразия векторов развития обществ и культур, об отказе от европоцентристской схемы, «предписывающей» некую общую для всех стран траекторию развития. В отличие от модернизма, опирающегося на идею прогресса, имеющего определенный вектор движения, в постмодернизме утверждается принцип неопределенности направления социального развития. Идея социального прогресса полностью не отрицается, а сочетается с тезисом о наличии поливариантности его путей. На самом деле ставятся под сомнение ответы на вопросы о том, что такое общественный прогресс, и являются ли векторы, избранные различными странами для собственного развития, путями его достижения.

В социологии идут дискуссии о содержании постмодернизма и о реальных возможностях реализации постмодернистских проектов. Это можно объяснить тем, что концепции постмодернистов достаточно аморфны, нет четкости в границах и очертаниях их теоретических построений. Надо принимать во внимание также то, что в конце ХХ века положение в мире видоизменялось быстро и динамично, что, в свою очередь, не могло не сказаться на содержании и направленности проекта постмодерна.

Можно также отметить, что критика постмодернизма ведется с позиций неомодернизма. К ней можно отнести Ю. Хабермаса, Э. Гидденса, А, Турена и др. Они полагают, что разговор о постмодерне является преждевременным, так как общество модернистского типа далеко не реализовало свой потенциал. По мнению Гидденса, характерной особенностью этого потенциала является необыкновенный динамизм, который позволяет рассматривать поздний модернизм (рубеж ХХ – XXI вв.) как мир «отказавших тормозов». Он характеризует его и как «общество риска»1 (в сознании людей понятие риска приходит на смену понятия судьбы). Рассматривая современное общество он называет его «радикальным модерном», где общественное сознание приобретает фрагментарность, нарастает процесс рефлексивности индивидуальных и коллективных акторов.

В отличие от Хабермаса и Гидденса, польско-американский социолог З. Бауман, придерживаясь постмодернистской стратегии развития общества, основанной на идеи его декомпозиции2 и «исчезновения социального»3, принимает тезис о завершении модерна, что не вызывает у него большого оптимизма. По мнению З. Баумана, «мы живем во времена не столько прогресса, сколько риска…» [Бауман З. Спор о постмодернизме // Социологический журнал. 1994. № 4. – С. 75].

Обратите внимание и на попытки некоторых (прежде всего американских) социологов, рассматривающих проблему перехода к обществу постмодерна, считать его наиболее целесообразной моделью современное и будущее американское общество. При этом необходимо отметиь, что сама концепция постмодернизма не допускает выпячивания какого-то конкретного общества, какой-то одной страны. Глобальная цивилизация постмодерна представляется как некий сплав всего лучшего, что накопило человечество, включая опыт наиболее развитых стран. Необходимо также отметить, что в более поздних работах появилась еще одна важная характеристика общества постмодерна – глобализация.