Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
специальная микробиология.doc
Скачиваний:
382
Добавлен:
28.02.2016
Размер:
3.14 Mб
Скачать

Вирусы есно

Группа вирусов ЕСНО (Еnteric Суtораtogenic Нumаn Оrрhаns), что буквально означает кишечные цитопатогенные че­ловеческие «сироты», была открыта Ме1niсk и другими в 1949 году. «Сиротами» (оrрhаns) их назвали потому, что вначале не было каких-либо данных о роли выделенных вирусов в инфекционной патологии человека.

В 1951—1953 годах их обнаружили у больных полиомиелито-подобными заболеваниями. Комитетом по номенклатуре виру­сов было признано целесообразным сохранить название ЕСНО. В настоящее время известно более 30 серотипов этих вирусов, хотя не все они могут вызывать заболевания у людей. Вирусы не­патогенны для лабораторных животных.

Структура. Вирионы имеют строение, характерное для пред­ставителей семейства Рicjrnaviridae: кубический тип симметрии (икосаэдр) капсид, содержащий 32 капсомера. Диаметр вириона 20—30 нм. Нуклеиновая кислота представлена РНК.

Резистентность. ЕСНО-вирусы, как и большинство энтеровирусов, эфиро- и спирторезистентны, антибиотикоустойчивы. В фекалиях и канализационных водах при 0°С сохраняют био­логическую активность в течение нескольких недель. При 20°С в культуральной жидкости сохраняются годами. Инактивируются в течение нескольких минут при 100° С, через 30 минут — при 50°С. Инактивирующее действие на вирус оказывают хлорсодержащие дезинфектанты и формалин.

Культивирование. Большинство серотипов ЕСНО-вирусов раз­множаются в клетках Нер-2, Не1а, КВ, культурах клеток из чело­веческого амниона, обычно вызывая выраженное ЦПД. В кури­ных эмбрионах не репродуцируются.

Эпидемиология. Источником инфекции является больной че­ловек или вирусоноситель. Циркуляция вируса среди населения довольно распространена. Восприимчивость к нему высокая и за­болевания регистрируются среди различных групп населения, но самый высокий процент заболеваемости у детей до 10 лет.

У взрослых восприимчивость повышается при беременности или после лечения кортикостероидами. Механизмы заражения фекально-оральный, реже воздушно-капельный.

368

Патогенез и клиника. Патогенез подобен тому, который на­блюдается при инфицировании вирусами Коксаки. Вирусы ЕСНО обнаруживаются через две недели после инфицирования в крови, слизи из зева и фекалиях. Являются возбудителями серозных ме­нингитов (серотипы 1—7, 9, 11—23, 25, 27, 30, 31), полиомиелитоподобных заболеваний (серотипы 1—4, 6, 7, 9, 11, 13, 14, 16, 18, 30, 31), а также гастроэнтеритов, диареи, заболеваний верхних дыхательных путей, энцефалитов, перикардитов.

Лабораторная диагностика. Тип вируса определяется в РН и РТГА.

Иммунитет. Типоспецифический. Специфическая терапия не разработана. Можно использовать человеческий иммуноглобулин, серии которого имеют антитела практически ко всем типам вируса.

Профилактика. Профилактические мероприятия аналогичны тем, которые проводят в очагах Коксаки-инфекции.

Возбудитель бешенства

Бешенство — особо опасное остро протекающее заболе­вание, передающееся через слюну от больных млекопитающих чело­веку; характеризуется поражением ЦНС с летальным исходом.

Инфекционную природу бешенства установили в начале XIX века, вирусную этиологию определил в 1903 году П. Ремленже. Возбудитель бешенства — вирус Nеuroryetes rabies принадле­жит к роду Lissavirus, семейству Rabdoviridae.

Морфология. Вирионы имеют пулевидную форму — один конец закругленный, другой — плоский, диаметр — 75—80 нм, длина — 180 нм. Геном представлен одноцепочечной РНК с моле­кулярной массой (4—5)×106. Было показано, что депротеинизированная геномная РНК неинфекционна. Это отражает тот факт, что вирусная РНК имеет негативную полярность (то есть компле­ментарна м-РНК), поэтому для синтеза м-РНК вирус, заражаю­щий клетку, должен содержать вирус-специфическую РНК-зави­симую РНК-полимеразу. Геномная РНК инкапсидируется по всей длине единственным главным структурным белком. Процесс инкапсидирования завершается формированием спирального нуклеокапсида, который в свернутом состоянии определяет форму зрелого вириона.

Белки с активностью РНК-зависимой РНК-полимеразы (тран-скриптазы) присоединяются к нуклеокапсиду и образуют рибо-нуклеопротеид (РНП). При введении в клетку он проявляет ин-фекционность. У зрелых вирионов рибонуклеопротеид окружен оболочкой, состоящей из липидного бислоя с гликопротеиновыми выступами. Хотя оболочка не является необходимой для зара­жения, она повышает инфекционность вируса на три — пять по­рядков.

369

Антигеиная структура. Вирус бешенства содержит гликопро-теидный антиген вирусной оболочки и внутренний нуклеопротеидный антиген. Первый из них способен индуцировать образова­ние вируснейтрализующих антител и защищать от заражения. Нуклеопротеидный антиген индуцирует образование комплемент - связывающих и преципитирующих антител, которые не имеют вируснейтрализующей активности. Вирус обладает гемадсорбирующими свойствами. Реакция гемадсорбции происходит в присут­ствии эритроцитов гусей, кур, хомяков, морских свинок.

Резистентность. Устойчивость вируса бешенства невелика. Инактивация в 1—5 %-ном растворе формалина наступает в тече­ние 5 минут, в 0,1 %-ном растворе сулемы — за 2—3 часа, 1 %-ном растворе фенола — за две-три недели, 2 %-ном — за 24 часа, 5 %-ном — за 5—10 минут; 1 %-ный раствор перманганата калия убивает вирус за 20 минут, 3-5 %-ный соляной кислоты — за 5 ми­нут, 10 %-ный йода — за 5 минут. Вирус чувствителен к щелоч­ным растворам: под их воздействием происходит деструкция его липопротеиновой оболочки. Эта особенность имеет важное зна­чение, так как промывание раны укушенного слабым раствором щелочи или мыльным раствором способствует инактивации виру­са. В то же время низкие температуры консервируют вирус. Так, вируссодержащая суспензия в 0,1 %-ном сывороточном альбуми­не при нейтральном рН стабильна в течение нескольких лет при температуре минус 70°С или в лиофилизированном состоянии. Высушивание без вакуума инактивирует вирус через 10—14 дней. При температуре 23 °С вирус сохраняется в течение 28-53 дней, при 50°С инактивируется через час, 60 °С — за 5—10 минут, 70 °С — мгновенно.

Культивирование. Вирус бешенства можно культивировать на мышах, кроликах, морских свинках при интрацеребральном ме­тоде заражения. После предварительной адаптации к вирусу вос­приимчивы куриные эмбрионы. Размножается он в первичных культурах клеток почки сирийского хомячка, эмбриона овец, те­лят, куриных фибробластов, слюнных желез собак, а также в пе­ревиваемых клеточных культурах ВНК-21, кроличьего эндотелия, почек эмбриона свиньи и некоторых других. Почти все типы куль­тивируемых клеток — как первичные, так и перевиваемые, чув­ствительны к вирусу бешенства.

Первые удачные попытки по изменению биологических свойств вируса были проведены Л. Пастером с сотрудниками Ш. Шамберланом и Э. Ру (1882-1885). После 178-го интрацеребрального пассажа уличного вируса бешенства на кроликах вирус вызывал у них заболевание с гибелью на шестой день. Рабический вирус, вызывающий у кроликов бешенство после короткого инкубационного периода с постоянным фиксированным сроком, Л. Пастер назвал фиксированным вирусом (virus fixe), в отличие

370

от первоначального неизмененного, названного уличным (virus des rues). Фиксированный вирус использовался для вакцинации круп­ного рогатого скота, кошек, собак.

Эпидемиология. Бешенство — это типичный зооантропоноз. Источником болезни и переносчиком вируса чаще всего являют­ся домашние и дикие животные, в частности представители сле­дующих семейств отряда хищников: собачьи — собака, волк, ли­сица, енотовидная собака, шакал, дикая собака; кошачьи — кошка домашная и дикая, рысь, пантера, леопард и др.; енотовые — енот-полоскун и др.; куньи — куница лесная и каменная, хорек, ласка, горностай и др.; виверровые — мангуст; гиеновые; медвежьи. Установлено, что летучие мыши-вампиры, являясь резервуаром и переносчиком вируса бешенства в природе, заражают животных и людей. В США отмечено пять случаев заболевания людей после укусов их насекомоядными летучими мышами.

Животное обычно заражается путем укуса больного животно­го и после длительного инкубационного периода заболевает. Бо­лезнь может развиваться в форме паралича, но чаще проявляется в виде буйного бешенства, при котором затронута лимбическая система мозга, и животное в припадке ярости, гонимое лимбическим возбуждением, кусает всех без разбора. В слюне животного вирус присутствует в высокой концентрации и легко передается с укусами.

У людей обычно бывает паралитическая форма болезни, не связанная с агрессивностью, в связи с чем болезнь протекает как тупиковая инфекция.

Таким образом, бешенство передается через укус со слю­ной больного животного или во время ослюнения при наличии повреждений кожного покрова. Кроме того, имеются сообще­ния о передаче вируса с молоком, мочой, через конъюнктиву гла­за, аэрогенным и энтерогенным путями.

Данные почти столетнего периода изучения бешенства свиде­тельствуют о том, что до 1955 года в большинстве стран основным источником заражения (80-90 % случаев) были собаки и в 0,2-4 % случаев — кошки. В 60—80-е годы нашего столетия в результате проведения массовой вакцинации собак против бешенства и воз­никновения в ряде стран Европы и Северной Америки эпизоотии бешенства среди диких плотоядных (лисиц, куниц и т. д.) роль отдельных источников возбудителя бешенства для человека изме­нилась.

В Украине в период с 1965 по 1980 год преобладающими ис­точниками заражения (58,9 %) были лисы, енотовидные собаки, барсуки, куницы. Возрос удельный вес кошек (30 %), экологичес­ки связанных с лисицами. В то же время в большинстве стран Латинской Америки, Азии и Африки собака остается основным источником заражения человека.

Вопрос о роли грызунов как источников бешенства для чело­века окончательно не решен. Вирус бешенства выделен от мелких грызунов в США, Германии, Таиланде, однако в настоящее время не рекомендуют проводить антирабическое лечение лиц, укушен­ных грызунами.

Патогенез и клиника. Причины симптомов бешенства и гибе­ли от него изучены недостаточно. По данным югославских уче­ных, вирус бешенства не размножается в организме до тех пор, пока не попадет в центральную нервную систему. Достигнув ее, он вызывает в ней необратимые изменения. Они наступают рань­ше, чем в организме успевает сформироваться активный иммуни­тет. Непосредственно после инфицирования возбудитель можно нейтрализовать специфическим иммуноглобулином.

Патогенез бешенства зависит от ряда факторов: вирулентнос­ти возбудителя, устойчивости организма животного, времени про­движения возбудителя до ЦНС. Случаи спонтанного выздоровле­ния собак после искусственного заражения вирусом бешенства диких животных предполагают наличие у отдельных особей высо­кой степени защиты, то есть высоких титров гуморальных вируснейтрализующих антител.

Как было сказано выше, вирус бешенства попадает в орга­низм человека через рану или микроповреждение кожи при укусе или ослюнении его бешеным животным. Реже входными ворота­ми инфекции являются слизистые оболочки. Далее наблюдается центростремительное движение вируса по периневральным про­странствам со скоростью 1 мм/ч. Дальнейшее размножение и на­копление его происходит в основном в головном и спинном мозге с последующим центробежным распространением и поражением всей нервной системы, в том числе нервных узлов слюнных же­лез. Из слюнных желез вирусы выделяются в окружающую среду.

В течении болезни различают следующие стадии: продромальную, развившейся болезни с возбуждением, параличей, заканчи­вающуюся летальным исходом. Продолжительность инкубацион­ного периода в известной степени зависит от локализации укуса (короткий — при укусах в лицо, голову, более длинный — при укусах в стопы), степени его тяжести, возраста укушенного. Ин­кубационный период чаще всего составляет от 10 до 30—40 дней, реже — до одного года и более.

Первые признаки болезни обнаруживаются почти всегда в месте укуса. Больные начинают ощущать зуд, тянущие и ноющие не­вралгические боли по ходу нервных путей, ближайших к месту укуса. Отмечается субфебрильное повышение температуры, об­щее недомогание, головная боль, симптомокомплекс тревоги. Продромальные явления усиливаются, наблюдается тошнота, уси­ливается потливость. Внезапно под влиянием какого-либо раз­дражения возникают пароксизмы гидро-, аэро-, фото-, акустико-

372

фобии. Приступ сопровождается болезненными спазмами мышц глотки. Вдох сильно затруднен, выдох поверхностный. Нарастает тахикардия, больные мечутся, возбуждены, умоляют о помощи, появляются галлюцинации. Когда возбуждение проходит, насту­пает стадия параличей или «зловещего успокоения». Часто разви­тие параличей начинается с нижних конечностей и идет по типу восходящего паралича Ландри. В этом периоде может исчезнуть аэро- и гидрофобия. Смерть наступает от паралича дыхательного или сосудодвигательного центра. По данным М. А. Селимова, примерно у 80 % больных заболевание длилось от трех до семи дней. Появившиеся сообщения I. Jilloston и соавторов об излече­нии больных от бешенства недостаточно убедительны.

Лабораторная диагностика. Для лабораторной диагностики бешенства во всех странах применяют иммунофлюоресцентный ана­лиз, гистопатологические исследования головного мозга и био­пробу на кроликах или белых мышах.

Наиболее достоверными методами исследования мозга умер­шего является биопроба при интрацеребральном заражении лабо­раторных животных суспензией мозга и метод иммунофлюоресценции, заключающийся в обработке мазков-отпечатков мозга антирабическим флюоресцирующим гамма-глобулином для вы­явления вирусного антигена. Метод иммунофлюоресценции срав­нительно экономичен и быстро воспроизводится: ответ получают в течение одного дня.

Гистопатологические исследования головного мозга основаны на выявлении телец Бабеша — Негри в цитоплазме больших нерв­ных клеток аммонова рога, клеток коры головного мозга и мозжеч­ка. Этот метод применяется довольно редко ввиду того, что в оча­гах природного типа циркулируют штаммы вируса, обладающие слабой негригенной активностью. Кроме того, новыми перспек­тивными методами лабораторной диагностики являются метод антирабических моноклональных антител и иммунофлюоресцентный анализ кожных проб еще при жизни животного.

Лечение. Специфическое лечение не разработано. Применя­ются симптоматические средства с целью уменьшения страданий больного, снижения возбудимости нервной системы, улучшения сердечно-сосудистой деятельности. Для питания и восстановле­ния потерь жидкости парентерально вводят солевые растворы, плазмозаменители, растворы глюкозы, витамины. Делают попытки лечения антирабическим иммуноглобулином в комплексе с реани­мационными мероприятиями. Пока, однако, эти меры не привели к успеху.

Профилактика. Мероприятия по борьбе с бешенством и его профилактике основаны на классический триаде — обезврежива­ние или уничтожение источника инфекции, недопущение меха­низма передачи и создание невосприимчивости.

373

При бешенстве, как и при большинстве зоонозов, искорене­ние источника инфекции, особенно у диких животных, практи­чески неосуществимо в силу экологических особенностей резер­вуара инфекции. Целью борьбы с эпизоотиями природного типа является поддержание численности животных, являющихся ре­зервуаром бешенства, на определенном уровне. Специалисты счи­тают, что плотность популяции, например, лисиц должна состав­лять 2-3 особи на 100 га.

В последнее время в США, Швейцарии, Канаде, Франции и Германии для профилактики бешенства диких животных используют оральную иммунизацию живой культуральной вакци­ной. Дозу вакцины в поливинилхлоридной упаковке помещают в куриные головки, которые раскладывают на местности. В тече­ние 48 часов поедается до 63 % приманок. При оральной иммуни­зации не отмечают вирусоносительства и выделения вируса в ок­ружающую среду.

Профилактика бешенства включает и комплекс мер по борь­бе с эпизоотиями бешенства городского типа: предупреждение бродяжничества собак и кошек, обязательная их регистрация, профилактическая иммунизация домашних животных.

Предупреждение заболевания человека после укуса или ослюнения его бешеным или неизвестным животным осуществля­ется путем тщательной первичной обработки раны мыльным рас­твором или раствором перманганата калия и прижиганием концентрированной (10 %-ной) настойкой йода.

Прививки при бешенстве в большинстве случаев, за исключе­нием вакцинации ветеринарных работников, лесников, персона­ла научно-исследовательских лабораторий, носят не профилакти­ческий, а лечебный характер и назначаются только при укусе бешеными или подозрительными на бешенство животными. При этом применяют три группы вакцин.

Мозговые, или нервно-тканевые, получаемые при внутримозговом заражении овец, кроликов, новорожденных белых крыс вакцинными штаммами вируса бешенства, инактивированные различными химическими веществами (фенол, эфир, формалин). У нас в стране применяется феноловая лиофилизированная антирабическая вакцина Ферми из мозга овец. Эти вакцины обладают значительной энцефалитогенностью, что приводит в отдельных случаях к развитию поствакцинальных осложнений.

В ряде стран применяются яичные живые антирабические вак­цины. В нашей стране такие вакцины не производятся и не при­меняются.

Культуральные вакцины. Это концентрированная инактиви-рованная культуральная антирабическая вакцина (КОКАВ) и куль-туральная антирабическая вакцина (КАВ). Она в 12-52 раза им-муногеннее мозговой референс-вакцины. В настоящее время

374

изучается специфическая активность КОКАВ при использовании сокращенных схем прививок (двух трехкратная иммунизация плюс две бустер инъекции).

Кроме антирабической вакцины, при укусах дикими живот­ными назначается комбинированное лечение с применением антирабического гетерогенного (из сыворотки лошадей) иммуноглобулина в первый-второй день после укуса. Пассивное введение антител дает возможность удлинить инкубационный период бо­лезни, в течение которого при помощи вакцины создается напря­женный активный иммунитет. К недостатку антирабического иммуноглобулина относится довольно частое (15—20 % случаев) возникновение аллергических реакций разной степени тяжести. В настоящее время получен гомологический (из сыворотки чело­века) антирабический иммуноглобулин.