Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
УМК по зар.лит. (лекции).doc
Скачиваний:
741
Добавлен:
21.02.2016
Размер:
8.33 Mб
Скачать

Литература

Жид А. Собрание сочинений: В 7 т. - М., 2002.

Жид А. Возвращение из СССР: Два взгляда из-за рубежа. – М., 1990.

Жид А. Подземелья Ватикана. Фальшивомонетчики. Возвращение из СССР. – М., 1990.

Жид А. Яства земные: Избранная проза. – М.: Вагриус, 2000.

Кирнозе З.И. Последний среди классиков, первый среди модернистов // Кирнозе З.И. Французский роман ХХ века. – Горький, 1977.

Никитин В.А. Андре Жид: вехи творческого пути // Жид А. Фальшивомонетчики. Тесные врата. – М., 1991.

Луи-Фердинан Селин

(1894–1961)

Селин, Луи-Фердинан (псевдоним; настоящее имя – Луи-Фердинан Детуш (Destouches, Louis-Ferdinand)) родился в пригороде Парижа, в местечке Курбевуа (Courbevoie), 27 мая 1894 г. в семье буржуа средней руки. Детство Селина прошло в Париже. Отец был скромным служащим, мать – торговкой. В 15-летнем возрасте Селина отдали в ученики ювелирному мастеру. В описаниях его детства различные биографы расходятся во мнениях: одни пишут, что оно было достаточно благополучным, другие, что детство Селин провел «в среде эгоистичной и унылой, постоянно наблюдая дичайшие проявления социального неравенства». В любом случае в своих романах «Смерть в кредит» и «Guignol’s Ваnd» Селин рисует жутковатые гротескные картины, посвященные детству, причем автобиографичность этих произведений и наличие практически у всех персонажей реальных прототипов ни у кого не вызывает сомнений. В 1912 г. Селин поступил на военную службу. В 1914 г. через три месяца после объявления войны получил ранение в правую руку на фламандском фронте. Был награжден медалью. Детуш – герой и инвалид первой мировой войны, демобилизовался по инвалидности в 1915 г. После окончания войны он много путешествовал по свету, принимал участие в кампании, организованной фондом Рокфеллера, против туберкулеза. Обосновался в Ренне, где начал изучать медицину. В 1924 г. защитил диссертацию «Жизнь и творчество Филиппа Игнатиуса Цеммельвайса», венгерского гинеколога, получившую одобрительные отзывы в медицинских и литературных кругах. Впоследствии Селин был назначен во французское консульство в Лондоне. Получил место в отделе гигиены в Societe des Nations. В течение 20-х гг. по линии Societe des Nations работал в США, в Европе и в Африке.

В марте 1930 г. опубликовал в «Монд» нашумевшую статью «Общественное здоровье во Франции», в которой проявилась склонность Селина к памфлету, к обличению и критике.

Роман «Путешествие на край ночи» («Voyage au bout de la nuit», 1932) стал литературной сенсацией десятилетия, принес Селину литературную известность и был воспринят как новаторское произведение по стилю и по содержанию. Селин-стилист ввел в роман стихию разговорного языка, просторечия.

Роман затронул такие болезненные для послевоенного поколения читателей темы, как бесчеловечность, жестокость войны, несправедливость колониальной политики Франции, обезличивания, превращения человека в Америке в бездумную машину, в фордовский конвейер и т.д. Селин показал судьбу простодушия в XX в.: оно перерождается в цинизм. Трудно однозначно ответить, против чего восстает Селин – против природы человечества или против общественных обстоятельств, коверкающих эту природу. Ясно, что Селин – разоблачитель. Неясно только, разоблачитель чего? Возможно, в этом отчасти и состояла интригующая загадочность книги. Роман был выдвинут на Гонкуровскую премию, но не получил ее. Скандал способствовал усилению интереса читателей к произведению. Селин не признавал литературного влияния на себя кого-либо из писателей Нового времени. Он указывал на свое родство разве что с Рабле.

Окрыленный успехом «Путешествия на край ночи», Селин принялся за новый роман, который вышел под названием «Смерть в кредит» («Mort à crédit», 1936). Восторгов критики на этот раз было меньше, в самой же книге явно прослеживалось «презрение к маленькому человеку», которое в предыдущем романе было заслонено презрением и ненавистью к миру, терзающему маленького человека, в ней было больше ядовитых пассажей относительно духовной нищеты человека, чем вольнолюбивого анархизма. Важным новшеством явился отказ от вымышленного повествователя: возникло лицо, максимально приближенное к самому автору. Зло - единственный сюжет книг Селина (М.-К. Беллоста).

В том же 1936 г. Селин отправился в Советский Союз, чтобы получить гонорар за перевод «Путешествия» на русский язык. В результате этого путешествия им был написан памфлет «Меа Сu1ра» (1937), в котором, почти не затрагивая советских реалий, Селин оспаривает возможность социального усовершенствования, так как человек, по его мнению, существо пассивное.

Последние памфлеты, по мнению критиков, не столько политически актуальны, сколько одиозны. Такого мнения придерживался А. Жид, который писал: «Ну а если это не шутка, тогда Селин полный псих».

Во время оккупации Франции немцами Селин напечатал более 40 писем, статей и интервью в профашистских, коллаборационистских и антисемитских еженедельниках «Я повсюду» («Je suis partout»), «Сноп» («La Gerbe») и «У позорного столба» («Au pilori»). В этот период Селин отошел от анархизма в сторону фашизма. Он не мог стать социалистом, потому что считал, что «социализм – это вопрос качества души. Социалистом приходят в мир, им не становятся». В конце 30-х гг. Селин встал на защиту чистоты арийской расы, излагая свою позицию в памфлетах «Резня из-за пустяков» («Bagatelles pour un massacre», 1937), «Школа трупов» («L’Ecole des cadavres, 1938) и «Прекрасные полотна» («Les beaux draps»).

В июне 1944 г. Селин уехал с женой в Данию, где после разгрома нацистов жил под вымышленной фамилией. Но ему не удалось скрыться от правосудия. В декабре 1945 г. его арестовали в Баден-Бадене и заключили в датскую тюрьму по обвинению в коллаборационизме.

Не отрицая своих расистских взглядов, Селин пытался оправдать их пацифистскими убеждениями, что привлекло на его сторону французскую анархистскую прессу («Газета», «Улица», «Анархист», «Защита человека»). В 1950 г. Судебная палата Парижа заочно приговорила Селина к году тюрьмы и штрафу, однако год спустя, не без влияния друзей писателя, военный трибунал Парижа амнистировал его, и Селин вернулся на родину. В атмосфере послевоенной Франции никакие литературные достоинства книг Селина не могли заставить забыть его политические грехи.

Однако уже в начале 50-х гг. Селин, поселившись в Медоне, начал искать тему, чтобы вернуть к себе читателя, и обратился к воспоминаниям о своей поездке в Германию, которая, в свою очередь, послужила толчком к написанию романа «От замка к замку» («D’un château l’autre», 1957) и последующих романов «Север» («Nord», 1960) и «Ригодон» («Rigodon», 1969). Среди произведений Селина о второй мировой войне эта трилогия занимает особое место. Главной ее отличительной чертой является точка зрения повествователя. Его позиция далека как от позиции победителя, освободителя Европы, так и от позиции побежденного, рассматривающего военную катастрофу с немецкой точки зрения. Повествование ведется от лица предателя, который носит фамилию автора, предельно приближен к нему по обстоятельствам жизни и образу мыслей, и вместе с этим это полноценный персонаж, который в трилогии создается и развивается соответственно имманентным законам художественного текста. Этот персонаж понимает, что обречен, и единственным выходом для него становится бегство. Германия в трилогии – огромная западня (метафорическая функция страны), из которой герой хочет вырваться. «Север» выносится в заглавие второго романа как символ надежды, география пытается перекроить историю.

Среди стилистических примет трилогии отметим позицию повествователя. Она субъективно осознана им как «невинная». Стоит обратить и внимание на юмор, не покидающий повествователя даже при описании самых мрачных событий; на непоследовательность в повествовании и использовании большого числа арго 40–50-х гг.

К концу 50-х гг. поднимается еще одна волна увлечения Селином. Новому поколению бунтарской молодежи он был интересен своим неприятием нормативного буржуазного языка и нигилизмом. Селин стал мэтром в области стиля для широкого круга деятелей литературы и, в первую очередь, для эксперименталистов.

Остаток жизни Селин прожил в своем доме в Медоне, где практиковал в качестве врача и занимался литературным трудом. За это время он создал еще несколько книг: «Феерия для другого раза» («Féerie pour une autre fois», 1952), «Норманс» («Normance», 1954), «Разговоры с профессором У.» («Entretiens avec le professeur Y.», 1957). Селин умер 1 июля 1961 г. Его произведения и по сей день воспринимаются как одно из самых ярких художественных явлений ХХ в.