Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
УМК по зар.лит. (лекции).doc
Скачиваний:
741
Добавлен:
21.02.2016
Размер:
8.33 Mб
Скачать

Литература

Аполлинер Г. Стихи. – М., 1967.

АполлинерГ. Эстетическая хирургия. Лирика. Проза. Театр. – СПб., 1999.

Аполлинер Г. Мост Мирабо. – СПб.: Азбука, 2000.

Балашова Т.В. Французская поэзия ХХ века. – М., 1982. – С. 23–37.

Кокто Ж. Аполлинер // Кокто Ж. Петух и Арлекин. – СПб., 2000. – С. 700–709.

Хартвиг Ю. Аполлинер. – М., 1971.

Тема 3.

Дадаизм и сюрреализм во французской поэзии 20–30 гг. XX в.

Дадаизм – одно из наиболее радикальных авангардистских течений в западноевропейской литературе и искусстве 1910–1920-х гг. Предтечи дадаизма (М. Дюшан и др.). Дадаизм как выражение анархических, протестных, бунтарских настроений части западноевропейской интеллигенции. Тотальное осуждение и критика современного миропорядка. Основные принципы дадаистской стратегии: антиинтеллектуализм, алогизм, утверждение бессмысленности и абсурдности жизни. Роль Тристана Тзара в становлении течения «дада».

Генезис сюрреализма. Значение Аполлинера для формирования сюрреалистической эстетики. Сюрреализм и довоенные модернистские течения. «Первый манифест сюрреализма» А. Бретона. Печатные органы сюрреалистов. «Магнитные поля» (1919-1920) А. Бретона и Ф. Супо как первая попытка «автоматического письма». Ассоциативность письма и интуитивизм – основные черты сюрреалистической поэтики. Концепция искусства и художника. Структура «ошеломляющего образа». Новая концепция красоты в эстетике сюрреализма и поэтика сюрреализма (коллаж, примитивизм, каламбуры, «а-метафора» (Г.К. Косиков), ассоциативность образа и т.д.). Л. Арагон, П. Элюар, Р. Деснос - крупнейшие поэты-сюрреалисты. «Второй манифест сюрреализма» А. Бретона и обострение противоречий в течении. «Третий манифест сюрреализма» (1930) Р. Десноса и его разрыв с сюрреализмом. Значение сюрреализма для дальнейшего развития литературы.

Литература

Андреев Л.Г. Сюрреализм. – М., 1972.

Антология французского сюрреализма: 20-е годы / Сост., пер. с фр., коммент. С.А. Исаева и Е.Д. Гальцовой. – М., 1994.

Вирмо А. и О. Мэтры мирового сюрреализма / Пер. с фр. – СПб., 1996.

Каптерева Т. Дадаизм и сюрреализм // Модернизм. Анализ и критика основных направлений. – М., 1973.

Сануйе М. Дада в Париже. – М., 1999.

Шенье-Жандрон Ж. Сюрреализм / Пер. с фр. – М., 2002.

Тристан Тзара

(1896–1963)

Тзара, Тристан (Tristan Tzara, настоящее имя Сами Розеншток) – глава дадаистов. Родился в Мойнешти (Румыния) в 1896 г. Поэтический дебют состоялся на родине, в Румынии, где Тзара начинал как символист. Во время первой мировой войны переехал в Швейцарию. Изучал математику и философию в Цюрихе, издавал там журнал «Символ». В 1916 г. под влиянием друзей-художников (Г. Арпа, Г. Балля, М. Янко и др.) у Тзара появилась идея создать новый поэтический кружок «Дада». В 1918 г. Тзара издал также журнал «Дада».

Ранние сборники «Первое небесное приключение господина Антипирина» («La première aventure céleste de Monsieur Antipyrine», 1916) и «Двадцать пять стихотворений» («Viengt-cinq poèmes», 1918) - сочетание речевой зауми и наивного взгляда на мир. Две встречи Тзара (с Пикабиа в 1918 г., который пригласил Тзара в Париж, и с лидерами журнала «Литтератюр» Арагоном, Бретоном и Супо в 1920 г.) оказали существенное влияние на расцвет дадаизма. Театральные представления дадаистов (например, пьеса Тзара «Носовой платок из облаков», 1924) постоянно сопровождались скандалами.

Вскоре в группе назрел конфликт из-за однообразия всеотрицающей деятельности. А. Бретон со своими соратниками порвал с дадаистами (драка на вечере «Бородатого сердца» в 1923 г.). Тзара в конце 20 – начале 30-х гг. после распада дадаистского объединения примкнул к сюрреалистам. Книги «Индикатор сердечных дорог» («Indicateur des chemins de coeur», 1928), «Приблизительный человек» («L’homme approximatif», 1931), «Где пьют волки» («Où boivent les loups», 1932), «Антиголова» («L’Аntitête», 1933), «Зерна и шелуха» («Grains et issues», 1935), написанные с черным юмором, свидетельствовали о примирении с Бретоном. Однако после неудавшейся попытки упрочить связи между сюрреалистами и коммунистами произошел новый, окончательный разрыв между Тзара и Бретоном.

Тзара был сначала теоретиком авангардного искусства («Семь манифестов дада» – «Sept manifestes dada», 1924; «Эссе о положении поэзии» – «Essai sur la situation de la poésie», 1931), впоследствии – его критиком (прочитанная в Сорбонне лекция «Сюрреализм и послевоенные годы» – «Surréalisme et l’après guerre», 1947). Тзара критиковал сюрреалистов (и прежде всего А. Бретона), которые, покинув Францию, отказались от подпольной деятельности во время второй мировой войны. Во время войны Тзара был участником Сопротивления, вступил во Французскую компартию, выступал апологетом ангажированной литературы. В 1956 г. Тзара осудил вторжение советских войск в Венгрию, отошел от сталинизма. Тзара умер в Париже в 1963 г.

Литература

Балашова Т.В. Французская поэзия ХХ века. – М., 1982. - С. 56-61.

Шенье-Жандрон Ж. Сюрреализм / Пер. с фр. – М., 2002. – С. 66–68 (см. именной указатель).

Андре Бретон

(1896–1966)

Бретон, Андре (Breton, André) – французский писатель, теоретик и основоположник сюрреализма. Родился в 1896 г. в Теншбре (департамент Орн). Отец А. Бретона некоторое время служил в канцелярии жандармерии, что послужило поводом для недругов писателя называть его «сыном жандарма», подчеркивая этим значительное, а иногда и подавляющее влияние его на соратников. Образование Бретон получил в соответствии с буржуазными представлениями того времени: церковная школа, колледж Шапталь и Институт психологии и хирургии в Париже – по настоянию матери. Однако юноша не интересовался практически ничем, кроме поэзии. Его первые стихи подражательны, написаны в духе Малларме. В 1914 г. он был мобилизован. Война положила конец учебным занятиям, которые стали ненавистны Бретону. В годы войны Бретон сблизился с Апполинером, который познакомил его с Ф. Супо. Встреча с Арагоном, смерть Апполинера (1918), знакомство с Ж. Ваше, а затем его гибель (1919) – события, повлиявшие на решение «снести до основания вся и всех» в предшествующей литературе и подтолкнувшие к идее создания нового искусства. Увлекшись фрейдизмом, Бретон отчасти на его основе выработал теорию сюрреализма. Совместно с Л. Арагоном и Ф. Супо в 1919 г. Бретон основал журнал «Литтератюр» («Littérature»), который был сначала оплотом дадаизма, затем сюрреализма. «Магнитные поля» стали его первой пробой «автоматического письма». Как отзывался об этом сюрреалистическом сочинении Бретон, у него родилась идея «замарать бумагу похвальным презрением к тому, что могло бы иметь продолжение в литературной форме». Прием автоматического письма требовал скорости: в течение нескольких недель в 1919 г. Бретон совместно с Ф. Супо написал книгу. Во время работы над ней авторы принципиально отказывались вносить какие-либо поправки, поэтому на первый взгляд может показаться, что содержание книги понять невозможно. В 1920 г. Бретон со своими единомышленниками окунулся в заведомо провокационную дадаистскую деятельность, однако довольно быстро понял бесперспективность объединения «дада» и призвал своих друзей покинуть его ряды («Отриньте все», 1922).

Разрыв с дадаистской группой положил начало созданию другого творческого объединения – сюрреализма, руководящую роль в нем стали играть Бретон и Арагон. Официальной датой рождения сюрреализма считается 1924 г., когда был опубликован литературный «Манифест сюрреализма» («Manifeste du surréalisme») Бретона. Фактически сюрреализм сложился раньше, в самом начале 20-х гг. Находя в социальном мире одни только подавляющие человека силы, Бретон утверждал, что личность обретает духовную свободу в интуитивных психических актах, понимая под ними сновидения (опыт «снов»), бред, алогизм познания.

Новая группа, чтобы привлечь к себе внимание, развивает необычайную активность. Она то публикует яростный памфлет «Труп» («Un cadavre», 1924), направленный против недавно умершего Анатоля Франса, с требованием не предавать его почетному погребению. В его творчестве представители экспериментальной поэзии видели «ненавистнейшее достижение старой французской культуры». То они печатают остро критическое «Открытое письмо г-ну Полю Клоделю» или антимещанский пафлет «Позвольте!» (1927) – по поводу открытия памятника Артюру Рембо, то устраивают постоянные потасовки и скандалы. Конфликтные ситуации то и дело возникали и внутри объединений сторонников модернистского искусства. Их участники переходили из группы в группу, исключались (как это было с Витраком, Супо, Арто в 1926 г.) и вновь возвращались; группы пополнялись и за счет прихода новых членов. В июле 1925 г. Бретон решил вернуться к редактированию журнала «Революсьон сюрреалист» (до этого редактором был А. Арто), чтобы придать журналу политическую направленность, чего не хотел делать Арто. В 20–30-е гг. Бретон возглавлял и другие сюрреалистические журналы, написал «Второй манифест сюрреализма» («Second manifeste du surréalisme», 1930), «Сообщающиеся сосуды» («Les vases communicants», 1932) и др.

В 1928 г. в престижном издательстве «Галлимар» появилась «Надя» («Nadja, roman poetique») Бретона – синтетический поэтический роман, в котором описания реальных событий соседствуют с автоматическим письмом, перемежаются с медиумическими опытами, доводящими героиню до состояния безумия. В основе сюжета романа – реальный факт встречи автора (в октябре 1926 г.) с женщиной, назвавшей себя Надя («затем, что по-русски это начало слова Надежда, и затем, что это только начало»), наделенной даром ясновидения, по утверждению рассказчика, и в конце концов помещенную в психиатрическую лечебницу. Однако объективный случай в этом наименее заумном произведении Бретона подвергается сюрреалистическому переосмыслению и деформируется до неузнаваемости.

Наиболее острый кризис наступил в 1929 г., когда Бретон во «Втором манифесте сюрреализма», выдержанном в анархистском духе, дошел до крайностей (он отказывался даже от традиции Рембо, Бодлера, Э. По) и язвительно нападал на своих бывших идейных союзников, исключенных или вышедших из движения (Арто, Батай, Деснос и др.). После этого на некоторое время Бретон возобновил личные дружеские отношения (например, с Массоном, Превером, Супо) и даже с членами французской коммунистической партии – Арагоном и Элюаром. Краткое сближение Бретона с коммунистами не изменило его взглядов (он всегда стремился к свободе от всякого догматизма); во время сталинских репрессий (1936) он окончательно порвал с компартией.

Встреча и общение с Л. Троцким в Мексике (1938) вдохновила Бретона на создание группы «независимых революционных художников». События второй мировой войны и убийство Троцкого (1940) помешали осуществлению его планов. Лидер сюрреалистов, преследуемый фашистами, решает укрыться в Америке. Вернулся он в Париж лишь в 1946 г. В книгах «Аркан 17» («Arcane», 1945), «Положение сюрреализма между двумя войнами» («Situasion du surréalisme entre les deux guerres», 1945) и «Лампа в часах» («La lampe dans l’horloge», 1948) Бретон подверг критике состояние современного мира, усматривая в нем кризис культуры. В 1960 г. в числе 121 деятеля культуры подписал декларацию против войны в Алжире.

Последние десятилетия жизни он посвятил непрерывной борьбе за существование и независимость движения, которое им было создано и которое просуществовало благодаря его неустанной заботе почти полвека. Летом 1966 г. у Бретона обострилась болезнь дыхательных путей. Смерть настигла его 28 сентября того же года в Ларибуазье. Его детище – движение сюрреализма, просуществовав официально еще примерно три года (последний подъем интереса к движению произошел во время майских событий 1968 г.), распалось.